(Продолжение. Предыдущую статью см.: https://dzen.ru/a/ZUt6a-wfMV7wYEyu?referrer_clid=1400&
Толя Фоменко поступил в школу в 1952 году.
Известным математиком, академиком РАН, профессором Московского государственного университета Анатолий Тимофеевич станет потом, а тогда было детство, школа и первые успехи...
В январе 1956 года ученик четвертого класса магаданской школы № 3 Толя Фоменко получает письмо из редакции “Пионерской Зорьки”:
“Дорогой Толя!
Обе, предложенные нами задачи, решил ты правильно. Хорошо сформулировал вопросы к задачам, получил правильные ответы. По условиям конкурса ты уже выиграл 12 очков.
Продолжай слушать наши передачи.
Ждем от тебя правильных решений новых задач.”
И Толя продолжал слушать “Пионерскую зорьку” и правильно решать задачи.
Письмо из редакции:
“Дорогой Толя!
Мы получили решения задач второго и третьего тура.
Молодец! Правильно решаешь, правильно ставишь вопросы, красиво оформляешь решение и пишешь
Слушай наши передачи. В одной из последующий “Пионерских зорек” мы объявим победителя конкурса.
Желаем тебе успеха во всех учебных и пионерских делах.
С приветом.
“Пионерская зорька”.
Наконец, в феврале 1956 года радио передало информацию о присвоении Анатолию Фоменко первого места в математической олимпиаде.
Математические способности Толика проявились рано. И дело не в том, что он считал лучше других или в его голове хранились одни формулы. У него было врожденное внутреннее видение задачи.
Например, вот вам простая арифметическая задача:
“В порту стоит пароход. С борта парохода спущена канатная лестница. Расстояние между ступеньками двадцать пять сантиметров. Последняя ступенька касается воды.
Начинается прилив. Каждый час вода подымается на десять сантиметров.
Сколько ступенек лестницы останется под водой через пять часов?”.
Посчитали? Нет? Можете взять карандаш и бумагу. Сколько?
Две?
С арифметикой у вас все в порядке. Но дело в том, что здесь задача не на арифметические действия. Соль задачи в образном восприятии. Конечно же, теперь вы правы, пароход будет подниматься вместе с приливом, и последняя ступенька лестницы так и останется касаться воды.
Так вот, Толя Фоменко такие задачи сразу “видел” уже первоклассником. Вот таким обостренном видением и отличался от окружающих мальчик.
Но ребенок остается ребенком. Как и все мальчишки любил разные игры, рос подвижным и любознательным. И, конечно же, не одной математикой жил мальчик из Магадана. Его привлекает школа юных натуралистов.
Газета “Магаданская правда” 3 апреля 1956 года помещает статью “День птиц”, в которой говорится об А. Фоменко, а 22 мая в статье этой же газеты “Юные кандидаты на всесоюзную выставку” пишется об альбоме, подготовленным Толей. 7 сентября в этой же газете помещена фотография А. Фоменко с макетом “Природа Крайнего Севера”, изготовленного им для ВДНХ в Москве.
В январе 1957 года появляется статья о школе юннатов с фотографией А. Фоменко. Макеты допотопных животных, искусно сделанных восьмиклассником, были посланы в Москву. В марте газета “Магаданский комсомолец” рассказывает о первой награде А. Фоменко медалью Всесоюзной выставки (ВДНХ). Одно золотая и две бронзовые медали ВДНХ - результат трудов юного натуралиста.
*.*
Толя Фоменко решил написать повесть. Настоящую научно-фантастическую повесть. Он даже придумал название: “Тайна Млечного пути”.
В этом 1957 году мир был потрясен известием - впервые в мире в Советском Союзе запущен искусственный спутник земли. Человечество вышло в космос! Толя услышал эту новость по радио.
В школе целый день только и говорили об этом. Ни у кого не было сомнений - скоро в космос полетит и человек. И Толя сразу для себя решил - он будет космонавтом. И он начал готовить себя к полетам в космос.
Он перечитал все книги, которые были в школе про космос, про космические корабли. Ему казалось, что теперь он о космосе знает все. Иногда часами он сидел и мечтал о своих космических полетах, потом брал ручку и писал.
*.*
Шел 2020-й год. Все больше и больше вновь открытых планет и звезд появлялось на карте Вселенной. Звездолеты во всех направлениях бороздили ее. Неисследованная область пространства, лежащая за Млечным путем, будоражила умы астролетчиков и астрономов. Если какой- нибудь корабль и проходил
через эту область, то на Землю он не возвращался. Принимались оттуда только обрывки сигналов, полных страха и ужаса.
ОТЛЕТ
8 марта 2020 года. Толпы народа стекались к стартодрому. В центре поля возвышался красавец корабль. Он представлял из себя огромный диск. Это было поистине колоссальное сооружение. В диаметре диск имел около трехсот пятидесяти метров. Из-под кромки на ребре высовывались длинные массивные трубы. На плоскости диска укреплен прозрачный колпак из крепчайшего сплава. На нем - мощные прожекторы. В корму вмонтированы пять главных дюз. При помощи этих дюз корабль достигает огромной скорости. На борту корабля красивая надпись: “Космос”. Корабль сделан из легких огнеупорных плит.
На поле появились участники экспедиции. Впереди шел человек большого роста с широкими плечами. Это был начальник экспедиции Половцев. За ним семенил маленький человек - ботаник Павел Петрович Черс. Следующими шли: зоолог Петр Иванович Волков, молчаливый и задумчивый астроном Виктор Голубев, штурман Пискунов, акустик Тимофей Ромашкин, второй пилот Иван Лерсонов, химик Борис Шевердин, геолог Олег Огнев и кинооператор Осип Железняков.
Участники экспедиции в последний раз попрощались с родными, друзьями и пошли в корабль. Народ отошел от аппарата. Дверь его захлопнулась. Через несколько минут из килевых дюз вырвалось пламя. Диск приподнялся на огненных столбах. Цвет пламени изменился: из желтого он стал добела раскаленным. Мгновение - и из кормовых дюз вырвался столб грохочущего пламени. Корабль рванулся вверх и мгновенно исчез из виду.
*.*
Так начиналась повесть Толика “Тайна Млечного пути”.
Он писал ее каждый день. Приходил из школы, делал уроки и садился за свою повесть. Надо сказать, что учился он хорошо по всем предметам. Учителя отмечали, что он очень одаренный мальчик.
Любовь к математике и естественным наукам привил ему, верно, его отец - инженер, потомственный шахтер. Русский язык и литературу раскрыла ему мама - школьная учительница, специалист по филологии. Любовь к истории - от общего семейного увлечения к тайнам прошлого.
Говорят, одних способностей мало. У Толика было важнейшее качество, так недостающее многим юношам - огромное трудолюбие, настойчивость, умение добиваться своей цели.
И он добился своей цели. Летом, во время каникул повесть была готова. Надо сказать, что получилась солидная рукопись - больше ста страниц. Сто страниц, написанных совсем еще мальчиком. В его то возрасте две-три страницы изложения считались в школе солидным произведением.
Родители одобрили труд Толика, и на семейном совете решено было отослать повесть в Москву, в газету “Пионерская правда”.
Ждали ответ месяца два. Все в тайне волновались, но не показывали вида. Только юный писатель, кажется, был спокоен. Он был уверен, что его повесть непременно напечатают. В ранней юности ведь все уверены, что справедливость всегда восторжествует.
В июле 1958 года пришло письмо из редакции:
“Дорогой Толя!
Сообщаем, что 2-ую часть твоей повести мы получили. Повесть мы дали прочесть профессору И. А. Ефремову, автору “Туманности Андромеды” и многих других книг. Можем сообщить, что I-ую часть повести мы собираемся печатать. Желаем хорошо, с пользой провести летние каникулы.
С приветом
литсотрудник Казарновская”
8 сентября 1958 года пришло долгожданное письмо из газеты.
“Дорогой Толя!
Мы собираемся в ближайшее время начать печатать в нашей газете первую часть твоей повести “Тайна млечного пути”. В твоей повести есть некоторые неточности чисто научного характера, есть и, вполне естественные для твоего возраста, да и как для начинающего автора, места в которых ты подражаешь известным произведениям. Посоветовавшись на редколлегии, мы решили печатать твою повесть без научного и художественного редактирования, лишь несколько сократив ее. Мы решили также предложить нашим читателям написать свои замечания к повести, уточнения отдельных ее эпизодов, иначе говоря, мы хотим, чтобы читатели, - твои сверстники коллективно отредактировали произведение. Подученные материалы, мы покажем писателю И. А. Ефремову и опубликуем их.
Согласен ли ты с таким предложением? Думаем, что и тебе будет интересно и полезно. Напиши об этом поскорее.
Передай от нас привет твоим родителям.
Желаем тебе здоровья и успехов.
Зав отделом науки и техники В. Сажин”
Толя прочитал эти строки, деловито, без эмоций, сел за стол и написал: “Согласен”.
Читателя может быть заинтересует, почему не было бурных радостных эмоций у мальчика, которому предложили опубликовать первую повесть?
Дело в том, что это был далеко не первый литературный труд юного писателя. Еще пять лет назад первоклассник Толя Фоменко посылал другую свою повесть в газету “Комсомольская правда”. Тогда ответ газеты его сильно огорчил.
Вот что писала редакция:
“Уважаемый тов. Фоменко!
Газета может печатать лишь очень короткие рассказы (7-8 страничек”).
Ваше произведение “Судьба исчезнувшего мира” - вовсе не газетного объема; поэтому мы советуем Вам обратиться за отзывом на него в один из литературно-художественных журналов.
Дружеский привет. Зав. отделом литературы и искусства А. Елкин”.
Тогда этот ответ сильно огорчил начинающего писателя. Толик огорчился, но не сдался. Больше того, этот ответ может быть подстегнул его к новому творчеству.
Во Вторник, 30 декабря 1958 года, прямо накануне Нового года, вышел номер газеты с началом повести Анатолия Фоменко “Тайна Млечного пути”. Перед началом повести была маленькая заметка редакции:
“Год назад редакция “Пионерской правды” предложила читателям газеты отправиться в фантастическое путешествие в Космос? В ответ мы получили много писем? Ребята присылали рисунки и описания конструкций своих межпланетных кораблей, рассказывая о трудностях, которые им пришлось преодолевать в космическом рейсе, о необычайных встречах с удивительными обитателями других планет.
В одном толстом пакете оказалась целая научно - фантастическая повесть в сто страниц. Написал ее Толя Фоменко, ученик шестого класса школы N 3 города Магадана.
У Толи богатая фантазия, но не забывайте, что написал он повесть в 6-м классе и знаний у него не так уж много. Поэтому в повести есть заимствования из других книг, немало погрешностей, научных и технических ошибок. Мы не стали исправлять их и предлагаем это сделать вам. Припомните все, что вы читали и слышали о межпланетных путешествиях, поройтесь в книжках и присылайте в редакцию свои поправки и замечания.
В повести Толи Фоменко “Тайна Млечного пути” две части. Мы печатаем только первую часть в сокращенном виде.
Шлите свои поправки и замечания”.
Толик Фоменко стал знаменитым. В школе только и говорили о его повести. Читали не переменках всем классом.
Первая переменка.
*.*
В корабле.
Через несколько минут Земля осталась далеко позади. Рев за кормой постепенно стихал. Астролетчики расстегнули ремни и поднялись с мягких кресел Экипаж состоял из опытных, стойких людей, и раньше участвовавших в космических полетах. Все разошлись по своим местам и стали к приборам.
... Полет продолжался уже почти пять месяцев. Каждый день начинался и кончался однообразно. Впрочем, на корабле не существовала дня и ночи. Все время горел свет. Ужинали и обедали по часам. Наконец “Космос” приблизился к Млечному пути. Здесь нужно было вести корабль с большой осторожностью. Пространство изобиловало метеоритами и астероидами. Были включены ультразвуковые прожекторы. На экране невидимый луч рисовал все встречные метеоры и астероиды. Корабль еле успевал увертываться от них. Диск пролетал сквозь скопления космической пыли и газов, из-за которых иногда не было видно звезд.
Половцев и Пискунов стояли на центральном посту управления.
- Посмотрите на левый экран, - обратился Половцев к штурману. - Видите, блестящую точку?
- Вижу, ответил Пискунов.
- Надо свернуть в сторону, а то метеор врежется в “Космос”! - Начальник экспедиции бросился к пульту управления.
По кораблю разнеслись звонки тревоги. Но вдруг пилот отшатнулся от экрана: за метеоритом тянулся огненный след.
- Что за чертовщина? - пробормотал Половцев и нажал кнопку.
Вся энергия была переключена на килевые шлюзы. Толчок снизу предохранил корабль от прямого столкновения. Отливающий синевой метеор пронесся, чуть не задев “Космос”. Странный метеор блестел, как будто был обшит сталью.
- Звездолет!!! - вскричал штурман.
- Не может быть! - отрицательно покачал головой пилот.
- Тысяча чертей! - рявкнул Волков (он вообще любил крепкие выражения). - Пролети эта штука немного ближе к нам, и от нас ничего бы не осталось.”
В это время раздался звонок, и ребята нехотя пошли в класс. Когда кончился урок, ребята снова взяли газету и продолжали читать.
Новая планета
“Космос” постепенно выходил из зоны метеоритов. Вдали сквозь туманность просвечивала огромная звезда. Ближе располагалась планета, размерами немного превосходящая Землю. “Космос” направился к ней. Жар усиливался, люди стали задыхаться. Неведомая звезда излучала огромное количество тепла. “Космос” влекло к ней со страшной силой. Половцев рванул рукоять синхрофазотронов. Диск увеличил скорость. Аппарат пронзала мелкая дрожь. Но курс корабля неумолимо искривлялся, грозя замкнуться эллипсом. Херсонов и остальные с волнением посмотрели на Половцева. Тот невозмутимо стоял у иллюминатора. Повернувшись к Херсонову, он сказал:
- Увеличим скорость.
- Больше нельзя, - послышался ответ.
Но пилот уже взялся за рукоять синхрофазотронов и повернул ее на деление “Опасно”. Скорость нарастала, но корабль все еще шел по кривой. Половцев снова взялся за рукоять и передвинул ее на деление “Очень опасно” (это означало, что аппараты от чрезмерного напряжения могут взорваться. Корабль на мгновение замер, встал на дыбы и рванулся вперед со все возрастающей скоростью. Диск теперь несся со скоростью, в два раза превосходящей нормальную”.
Снова зазвенел звонок. Перемена кончилась. Пришлось прервать чтение на самом интересном.
Третья перемена была большой и почитать можно было подольше.
“Людей толчком огромной силы швырнуло на пол. Аппараты вибрировали. Корабль трясло, как в лихорадке, но атомные реакторы выдержали. На инфракрасных экранах было видно, что намеченная для посадки планета “стремительно приближается” Курс постепенно выровнялся. К великой радости экипажа корабль преодолел огромное притяжение звезды. Половцев вытер с лица холодный пот и устало опустился в кресло.
- Теперь понятно, почему ранее отправлявшиеся по этому маршруту корабли не возвращались на Землю. Их маломощные моторы не могли справиться с притяжением этого светила, - сказал Половцев, указывая на звезду. - Корабли притягивались к этому чудовищу и сгорали при приближении к нему.
“Космос” по крутой спирали врезался в атмосферу. Через некоторое время за иллюминаторами заклубились белые облака. Корабль стремительно падал на планету.
Люди долго лежали в креслах, пока не оправились от потрясения, вызванного посадкой. С трудом расстегнув ремни, все бросились к иллюминаторам. Перед глазами обрадованных астролетчиков открывалась величественная картина. Корабль приземлился в мрачном девственном лесу. Густой стеной стояли гигантские плауны, достигавшие нескольких десятков метров высоты. С валунами перемешались гигантские папоротники. Над ними возвышались стигмарии с плодами, похожими на бананы. Ствол расщеплялся на три ветки, на концах которых веером расходились длинные и тонкие, как иглы, листья. У основания листья были окрашены в коричневый цвет. Вправо от корабля виднелась группа растений, отдаленно напоминающих древних предков современных земных лиан.
Химик Шевердин помчался к своим приборам, трубкам и барометрам. Он долго возился в своем отсеке и, наконец, вернулся:
- воздух годен для дыхания.
Черс радостно потирал руки. Из всех ботаников ему первому предстояло увидеть растения, напоминающие древние земные. За бортом звездолета послышался скрежет. Огромная ящерица, до пяти метров длиной, скребла когтями борт корабля, но, убедившись, что этот странный диск несъедобен, с равнодушным видом покинула его. Железняков успел заснять ящерицу на пленку.
- Неплохо было бы поместить ее в холодильник, - заметил Ромашкин. - Разрешите товарищ Половцев?
- Разрешаю.
Обрадованный акустик пошел к своей ультразвуковой установке. Небольшой экран над пультом управления засветился мягким зеленым светом. На экране четко был виден силуэт движущейся ящерицы. Ромашкин, поймав животное в крестик оптического прицелы, покрутил колесико резкости и нажал кнопку. Движение ящерицы замедлилось. Ультразвуковой луч сделал свое дело: животное замерло в нескольких метрах от корабля”. Но, к удивлению акустика, зверь замер только после пятого нажатия кнопки, в то время как земные животные умирали уже после второго нажатия. Ромашкин нажал еще раз кнопку. В борту корабля открылся зияющий проем. Рядом выдвинулась небольшая трубка. Послышался свист, и небольшая стрела с тросом на конце вонзилась в тело ящерицы. Заработала лебедка, и туша медленно поползла к проему. Наконец ящерица была в корабле. С лязгом закрылась герметическая дверь
Астролетчики подошли к животному. Над тушей склонился зоолог и геолог. Они долго изучали ящерицу, недоуменно поглядывая друг на друга. Наконец они выпрямились, и геолог произнес:
- На этой планете в состав организма животных входит значительное количество кремния.
(Продолжение следует).
Перемена еще не закончилась, но начало повести, опубликованной в этой газете, было прочитано. Было досадно, но что делать? Приходилось ждать следующего номера.
Следующий номер вышел только третьего января. В праздник Нового 1959 года ребята только и говорили о повести Толика Фоменко. Еще бы - их школьный друг стал настоящим писателем.
Пришло письмо из редакции:
“Дорогой Толя!
Поздравляем тебя с Новым годом и с началом печатания в нашей газете твоей повести “Тайна Млечного пути”. Высылаем тебе два номера газеты и хотим предупредить: не зазнавайся перед товарищами. Печататься в нашей газете - большая честь не только для пионера, но и для взрослого писателя. Береги эту честь.
Желаем тебе здоровья и успехов в учебе. Передай привет твоим родителям. Газеты с повестью мы будем тебе высылать”.
Третьего января все школьные друзья купили пионерскую правду. И опять читали вслух, а потом были обсуждения, споры. Все восхищались Толиком.
Во вторник, 6 января газета вышла с крупным заголовком:
“В первый рабочий день семилетки советские люди запустили в сторону Луны космическую ракету!”.
“Солнечная ракета несет советский вымпел”. Под этим заголовком была опубликована передовица. “После новогоднего праздника наступил первый рабочий день - день первого года семилетки. Вступление в новый год советские ученые, инженеры, рабочие ознаменовали запуском космической ракеты в сторону луны.
Сбылось! Сбылось то, о чем давным-давно мечтали люди, глядя на звезды в ночном небе, о чем слагали сказки. Сбылось то, о чем мечтали ученые, и фантасты многих поколений” - так начиналась передовица.
А на последней странице газеты было продолжение повести “Тайна Млечного пути”.
Весь месяц из номера в номер печатали повесть юного шестиклассника.
3 февраля газета опубликовала отзывы школьников всей страны на опубликованную повесть. Так произошло становление юного таланта.
Вскоре родителям Толика пришло письмо из редакции газеты.
“Уважаемый тов. Фоменко!
Извините, что так обращаюсь к Вам, - не знаю Вашего имени и отчества.
Дело вот в чем! Сегодня мы закончили печатать повесть вашего сына Толи. А за материалы, написанные детьми: стихи, заметки, письма, рассказы у нас не принято платить гонорар. Газета выплачивает гонорар только взрослым авторам.
Однако сейчас мы хотим сделать исключение и прислать Вашему суну гонорар в виде ценного подарка, но не знаем, что ему подарить. То ли фотоаппарат, то ли охотничье ружье, а может быть походную палатку со всем туристским снаряжением и спиннингом. Не знаем, что? Но хотелось бы, чтобы этот подарок запомнился ему и сослужил бы добрую службу. Мы хотим с Вами посоветоваться: что подарить Толе?”
Не знаю, уважаемый читатель, что выбрали бы вы, а родители Толи выбрали фотоаппарат.
“Дорогой Толя! - пишут из редакции.
На днях мы послали тебе подарок: фотоаппарат ФЭД-2 с экспонометром, увеличителем и всем необходимым для того, чтобы делать хорошие снимки.
Надеемся, что подарок тебе понравится и пригодится. Надеемся еще и на то, что ты будешь и впредь хорошо учиться, расти добрым товарищем, хорошим, крепким парнем и что та популярность, которую ты приобрел, не окажет на тебя дурного влияния. Уверены, что не подведешь нас.
Писать, сочинять не бросай. Вероятно, не все у тебя будет получаться удачно, как “Тайна Млечного пути”. Не огорчайся. Дело это очень и очень трудное. И чем дальше, тем труднее, тем сложнее писать, тем больше требований предъявляет к себе пишущий человек. А это, в свою очередь, приносит человеку большое удовлетворение.
Не забывай редакцию: пиши нам время от времени.
Будь здоров. Передай привет своим родителям.
Зав. отдалом науки и техники В. Сажин.”
Да, к Толику Фоменко пришла известность рано. 31 декабря 1958 года Московское радио для ребят передавало отрывки юного автора из повести “Тайна Млечного пути”. О повести пишут и газеты.
Но Анатолий увлекается не только литературой, хотя и продолжает активную литературную деятельность: пишет заметки, статьи в газеты. Его все больше и больше манит механика...