Найти в Дзене
Mushkov media team

Из теоретиков в практики на журфаке. Через боль

Как мы перемалываем теоретизированность в себе вместе со студентами МосГУ Четвёртого ноября исполнилось ровно два месяца с тех пор как стартовала моя работа со студентами в московском гуманитарном университете. Всего два, спросите вы? Так мало? Но у меня, преподавателя, которые впервые работает в высшей школе, сложилось ощущение, что мы с молодыми коллегами вместе уже пару лет, не меньше. Очевидно, это из-за большого массива работы, которую пришлось выполнить. Но, думаю, это всё же не главная причина большого перегруза. Ломка существующей системы отнимает куда больше сил, чем построение с нуля. А мы занимаемся и тем и другим одновременно, причём с обеих сторон - как я, так и у студенты. Каждый привык работать по-своему.
О том как всё устроено на самом журфаке я расскажу как-нибудь в другой раз, сегодня речь пойдёт только о моей работе. Коллега из РГСУ ещё в сентябре просила рассказать о том, как я всё организовал со своими предметами. Спустя два месяца посте старта, в поезде Петербур
Оглавление

Как мы перемалываем теоретизированность в себе вместе со студентами МосГУ

Четвёртого ноября исполнилось ровно два месяца с тех пор как стартовала моя работа со студентами в московском гуманитарном университете. Всего два, спросите вы? Так мало? Но у меня, преподавателя, которые впервые работает в высшей школе, сложилось ощущение, что мы с молодыми коллегами вместе уже пару лет, не меньше. Очевидно, это из-за большого массива работы, которую пришлось выполнить. Но, думаю, это всё же не главная причина большого перегруза. Ломка существующей системы отнимает куда больше сил, чем построение с нуля. А мы занимаемся и тем и другим одновременно, причём с обеих сторон - как я, так и у студенты. Каждый привык работать по-своему.

Первая наша встреча на парах. Видно не идеально, на все пока очень свежие, после лета. И мы даже улыбаемся.
Первая наша встреча на парах. Видно не идеально, на все пока очень свежие, после лета. И мы даже улыбаемся.

О том как всё устроено на самом журфаке я расскажу как-нибудь в другой раз, сегодня речь пойдёт только о моей работе. Коллега из РГСУ ещё в сентябре просила рассказать о том, как я всё организовал со своими предметами. Спустя два месяца посте старта, в поезде Петербург-Москва у меня, наконец-то, нашлось время на это. Пока друг и коллега, с которым мы ездили в Северную столицу, наслаждается видами за окном и что-то печатает в телефоне, я попробую разложить вузовскую работу по полкам. Кстати, у себя в телеграме я пишу об этом чаще и покороче.

***

О предметах в целом

Для меня самым главным было вообще попасть на журфак, мне туда очень хотелось, поэтому я не выбирал дисциплины - меня на них просто назначили. В итоге, в сентябре получилось вот что:

1. Профессионально-творческий практикум (4-й курс)

2. Новостная журналистика (1-й, 4-й и 5-й курсы)

3. Профессионально-творческий практикум: новость в развитии (1-й курс)

С тем, как организовать работу по новостной журналистике вопросов почти не возникало, был только один - “Почему же новости изучают на 4-м и 5-м курсах?”, то что такое профессионально творческий практикум как предмет я не знал. У меня не было опыта работы в ВУЗах, ранее я всегда придумывал программу самостоятельно, но поскольку меня позвали в университет как практика - решил поступить здесь точно так же. И, кажется, это было верным решением, хоть и действовал я тут больше интуитивно.

***

Как всё устроено

Первый предмет, пожалуй, главный в моём списке, большинство работ студенты делают именно на нём. Добавим сюда ещё и тот факт, что для зачёта здесь нужно также создать свой собственный курсовой проект. Молодые коллеги даже и не представляли, что я для них придумал! Важная сноска - мой журфак, к сожалению, так же теоретизирован, как и те, что я ругал весь предыдущий год. Но я же сам хотел попасть в ВУЗ - значит, придётся выполнять свою работу хорошо, всё остальное не имеет значения.

Итак, практикум, как это не удивительно, для меня означает только одно - практику, которой у студентов здесь до этого было мало. Раз так, нужно постараться уложить внутрь этой системы побольше вариантов сразу всё попробовать, решил я в начале сентября. Нарисовал схему на листе с нуля за 3-4 часа, определил важные форматы и ключевые точки, без которых получение зачёта/экзамена невозможно.

Разработанная на бумаге схема работы
Разработанная на бумаге схема работы

Картина уложилась в 10 форматов, обязательные комментарии к материалам коллег, курсовые проекты и анализы материалов профессиональных журналистов. Начиная с 11 сентября по понедельникам на парах студенты выбирали один из журналистских форматов/жанров, определяли кто с кем работает, далее - выбирали тему/героя, и в течение недельного цикла этот материал готовили. Спустя неделю на этих же парах мы устраиваем коллективные разборы готовых текстов/подкастов/сюжетов и так далее. А по вторникам у нас тренировки и моделирование работы, например - групповое интервью, пробные съёмки, дебаты и так далее. Это - коротко. Теперь подробно расскажу обо всех форматах, чтобы обосновать выбор.

  1. Сюжет о ВУЗе (парная работа). Как же можно закончить курс тележурналистики (некоторые учатся как раз на этом направлении) и не снять ни одного нормального видеорепортажа? Давайте не будем спорить как именно его называть, скажу лишь одно - если ты никогда не снимал такой материал, но доучился почти до конца, тебе будет куда проще начать это делать в знакомой среде. Поэтому я и выбрал этот формат первым. Выбираем тему - идём снимать.
  2. Сюжет не о ВУЗе (парная работа). Добавлю к вышесказанному про сюжеты лишь то, что учиться нужно не только в комфортной среде, поэтому раз в неделю кто-то из студентов едет на событие (или в какую-то организацию) и снимает там сюжет. И вот это прокачивает куда сильнее, ведь в чужой обстановке приходится либо реагировать и делать, либо материал получается поганый. У кого-то, конечно же, получается именно такой - но всё это потом разносится и лично мной и даже одногруппниками.

    Коллективный разбор работ - это вообще прекрасно прокачивающая форма обучения. Ты коллегу и похвалил и покритиковал (в идеале) и сам что-то запомнил. Идём снимать.
  3. Текстовый репортаж о ВУЗе (одиночная работа). Принцип - как и на сюжете, но ТЕКСТ. Молодые коллеги почему-то больше всего поначалу любили статьи (есть подозрение, что три года они писали только их), но и передать атмосферу события через текст не так-то просто. Пока что сделать действительно качественный репортаж не вышло. Но мы двигаемся к этому.
  4. Текстовый репортаж не о ВУЗе (одиночная работа). Здесь не буду пояснять, посыл тот же, что и выше, просто едем писать куда-то вне знакомых стен.
  5. Стрит-ток в ВУЗе (парная работа). А вот это новый формат, ранее мы редко его делали с моими учениками. В отличие от сюжета, ключевое здесь - умение докапываться до людей и получать от них ответы. Бесценное умение для журналиста, которого как раз очень не хватало большинству из моих студентов. В ВУЗе начинать это делать проще, наверное, именно поэтому стрит в университете пока один из самых популярных форматов.
  6. Стрит-ток не в ВУЗе (парная работа). Подход - тот же, что и в сюжете (работа на улицах/выставках/событиях Москвы), принцип усложнения здесь работает - с чужими людьми в незнакомом месте работать куда сложнее. Но стриты вне вуза у нас тоже есть. И даже один курсовой проект сделан на основе СТ не в ВУЗе.
  7. Подкаст (одиночная/парная/коллективная работа). Подкасты многие любят, они ворвались в нашу жизнь несколько лет назад. Но не все знают, что подкаст - это не “сесть поболтать, а потом выложить запись беседы”. Здесь много подготовительной работы: выбрать тему, жанр, определить ведущих, разобраться с технической стороной записи (мы делаем именно аудиоформаты), найти гостей, если они предполагаются - и это всё ДО записи.

    А уже после разговора нужно всё это нормально смонтировать, добавить оформление, сделать интро, найти отбивки (саунд-дизайн - обязателен), выровнять звук и так далее.
    Как же для 41-го студента систематизировать подкасты, чтобы они не превратились в хаос? Мы выбрали тему культуры, назвали подкаст “Культурный голос журналиста” и записываем их. Пока вышло три полноценных выпуска: про готику, про кино и интервью с музыкальным продюсером. Главное - упаковаться в тему. Послушать нас, кстати, можно в подкастах Apple.
  8. Прямой эфир в VK (одиночная/парная работа). Главная пока что наша боль. Но при этом программа в прямом эфире - обязательна. Почему? Потому что, в отличие от всех других форматов, где можно переснять, перезаписать, вырезать, грамотно смонтировать, здесь этой возможности нет. Как выпуск сделали - так и осталось. Очень важно прочувствовать драйв и нерв онлайна, научиться не терять дар речи и говорить, причём говорить и по плану и импровизировать. Конечно же никто молодых коллег этому не учил ранее, они этого не делали, поэтому тут у нас пока что полный провал. Но мы научимся. Это я вам говорю как человек, который 11 раз работал в эфире на YouTube минимум по 2 часа в месяц за последний год.

Настройка OBS перед стартом очередного эфира.
Настройка OBS перед стартом очередного эфира.

9. Статья (одиночная работа). Ещё один очень популярный жанр у моих студентов, который они охотнее всего брали на первых порах. И я, со временем, понял почему. Большинство этих материалов (написанные ими ранее) были сотканы из информации, взятой в интернете, они логически выстроены, но не описывали и не поднимали никаких проблем. “Есть вот это - смотрите” или “По моему мнению это - вот такое…” - это я очень утрирую, были сходу и неплохие статьи, но суть примерно такая.

Мы начали трансформировать работу со статьями в поиск проблематики, использования метода шести дорожек, работу с комментариями экспертов и героев (чего раньше не было), оформительскую часть - как текста, так и иллюстраций. Даже указания источников фото/данных раньше не было. А это, простите, вороство же, чёрт возьми! Теперь статью стали брать куда меньше людей, но зато получается гораздо лучше. Двигаемся.

10. Интервью-текст (одиночная работа). Казалось бы, что проще? Разговариваешь с людьми. Но, судя по стритам - это оказалось не так-то и легко. Мы не делаем короткое событийное/информационное интервью (оставили этот жанр для новостной журналистики), нам важно, чтобы разговор был обстоятельным.

Пишем подводки (а были интервью и без них, были даже без заголовков!), делим разговор на темы, накидываем вопросы, учимся “добивкам” (слушать и задавать дополнительные, незапланированные вопросы герою), делаем фотографии во время беседы. В конце концов, даже переговоры с потенциальным собеседником - тоже часть работы! Всё это студенты делают сами. Интервью у нас были неплохие.

***

По форматам - всё. Каждую неделю мы встречаемся, обсуждаем сделанную работу, моделируем (частично) форматы на занятиях и меняем авторов 7-дневного цикла. Конечно же студенты постоянно “продалбывают” сроки, забывают сдать работу вовремя или вообще что-то не делают. Но за два полных месяца у нас готовы 44 материала, это очень даже неплохо, с учётом практически полного отсутствия практики ранее.

Я разработал таблицу, куда мы заносим сделанную за неделю работу. Если материал готов вовремя - работа отмечается зелёным, если не успели за неделю - я даю вторую и помечаю формат жёлтым. Хотя, кто ж вам даст делать сюжет с события в конкретный день целых две недели? Но я делаю поправку на отсутствие практики и какой-то невероятный уровень выученной беспомощности.

Что меня больше всего удивило, когда я пришёл? Не отсутствие знаний (такое часто встречается на журфаках), а отсутствие взаимодействия. Или отсутствие желания взаимодействовать, если угодно. Молодые коллеги предпочитали не спрашивать ничего, а сделать материал и прислать его, что в большинстве случаев сразу отрезает возможность хорошо подготовиться. Вы ведь уже съездили на событие и не можете переснять работу. Но постепенно мы и это улучшаем - они начинают задавать вопросы при подготовке, именно к такому подходу я их подталкиваю постоянно, они же учатся. Становятся лучше и материалы, и, как мне кажется, понимание общей специфики профессии.

Ах да, если за две недели работа не готова - она отмечается красным. Это не закрывает путь к сдаче сюжета, но в таблице есть отдельная графа - “Срыв сроков (количество)”. Мы учтём всё это в финале семестра.

***

Но мало только готовить тексты, подкасты, сюжеты, стриты и прочее самому. Нужно ещё и уметь анализировать труд коллег. Для начала - хотя бы одногруппников. Поэтому обязательная история для получения зачёта/сдачи экзамена - комментарии к КАЖДОМУ из материалов своих партнёров по редакции.

Важно, чтобы коммент был именно ко всем работам, при этом длина его - не менее трёх предложений. Я не идиот и понимаю, что творческие студенты могут напридумывать всякого в комментах, поэтому лично все комменты отсматриваю, пока что их мало, но они нормальные. Впрочем, был стрит, который сделали Алёна и Даниил, а Диана написала “спасибо девочкам за качественный материал”. Но это издержки. Главная задача обязательных комментариев - научиться отсматривать работы коллег, находить хорошие моменты и косяки, видеть их, публично говорить и о том и о другом, и, таким образом, разбираться как этот материал делается. Где-то ты заметишь недочёт, а твоя одногруппница - нет, ну и наоборот.

Предвкушаю по 40 комментариев под каждой работой в финале семестра - можно потом добавить в резюме должность SMM-специалиста, умеющего нагонять активность. Комменты - тоже часть предмета “Практикум”.

Есть ещё много вещей, которые меня сильно раздражают в этой работе. Например, желание студентов работать “только со своими подружанями”, отказ взаимодействовать с кем-то конкретным (ох уж эти человеческие отношения!) и многое другое. Тут я пока бессилен, хотя и пытаюсь рассказать, что в работе так не будет и надо уметь находить общий язык с абсолютно разными людьми. Конечно, жизнь сама даст по голове в своё время, просто я стараюсь этот процесс чуть облегчить. Но это, конечно, очень непрофессионально, от студентов я ждал совсем другого отношения к делу. С другой стороны - 3 года теории не помогают разобраться как работать в реальном мире.

***

Новостная журналистика

Если вы спросите любого журналиста с чего нужно начинать практическое обучение професии, вам ответят - “Конечно же с написания новостей!”. Я по-прежнему еду в поезде, ради интереса повернулся с коллеге и спросил, не погружая в контекст - “С чего бы ты начал?”. Ответ, думаю, вы поняли.

Тем не менее, новостная журналистика была в этом семестре у 5-го курса (это заочники), у 4-го идёт прямо сейчас,  а примерно в октябре мы начали работать с новостями вместе с первокурссниками. Вот последнее как раз логично.

Не буду слишком детально останавливаться на новостях, потому что тут как раз всё сделано так же, как и обычно на всех моих занятиях, просто с поправкой на необходимость зачёта/экзамена. Молодым коллегам нужно за семестр написать 10 расширенных новостей: 5 из них - рерайты (найти новости, написанные именно в формате “расширок” - с комментариями и бэкграундом) и переписать их. Другие 5 я называю “эксклюзивами” - они о том, что происходит в их окружении. С одногруппниками, в семье, в университете и так далее. Мы эти новости не публикуем, только тренируемся. Почему именно расширенные заметки пишем? Да потому, что ориентируясь на этот формат будет гораздо проще написать и обычную новость, и новость-цитату и так далее. Я здесь сделал ставку на универсализм. И пока что это работало с другими моими учениками.

Важно выполнить следующие условия в течение одного дня: найти инфоповод - написать заметку - сказать об этом мне - получить подсказки по правкам - отредактировать - сказать об этом мне - получить подтверждение. Только когда этот цикл пройден - материал засчитывается.

Новость прекрасно перестраивает голову от школьных сочинений к журналистским материалам. Тут тебе и поиск данных и фактура и отсутствие оценочности и комментарии эксперта/очевидца. Поэтому и нужно начинать именно с них.

***

Встречи с практиками и стажировки

Встреча моих студентов с выпускающим редактором Московского комсомольца Ольгой Маранди
Встреча моих студентов с выпускающим редактором Московского комсомольца Ольгой Маранди

Знаете, я считаю себя хорошим преподавателем. Но для полноценного обучения это всё перекрывается простой фразой - одинаково хорошо знать всё просто невозможно. Я даю своим ученикам отличную базу, сам при этом учусь - и каждый последующий год становится более ярким и насыщенным. Но как же сделать так, чтобы закрыть эти “белые пятна” во время учёбы? Исходя из опыта, я нашёл два способа (мы в этом сезоне используем оба):

1. Два раза в месяц к нам приходят журналисты-практики, те, кто работает по профессии прямо сейчас. Именно они смогут ответить на вопросы, основываясь на собственном опыте, приведут примеры, которые использовали буквально на этой неделе (актуальность!), дадут подсказки по материалам, расскажут как принято работать в СМИ разных направлений. Плюс они авторитетны, ведь кто может знать больше? Спасибо всем гостям, кто уже был у нас, я забил этот график таких встреч до конца года. Пока у нас было двое: выпускающий редактор МК Ольга Маранди и райтер международного PR-агентства Vinci Виталий Воловатов. 13 ноября третьим гостем станет обозреватель радиостанции BusinessFM Иван Колыганов.

Встреча студентов 2-го, 3-го и 4-го курсов с райтером международного PR-агентства Vinci Виталием Воловатовым
Встреча студентов 2-го, 3-го и 4-го курсов с райтером международного PR-агентства Vinci Виталием Воловатовым

Ещё один плюс - практики могут приходить из разных изданий и нишевых СМИ: радиожурналист, пиарщик, выпускающий редактор, криминальный или спортивный корреспондент, главный редактор - все они расскажут и свой личный опыт и особенности работы конкретно в их специализации. Что может быть лучше для полного познания профессии? Не представляю. Наверное, только если тебя позовут работать после такой встречи. Но мы пока только-только начинаем. Посмотрим.

2. Знакомства с коллегами из профессии позволяют привлекать студентов на реальные большие события - для полноценной практики и потенциальных публикаций для портфолио. Ох, как же всё это важно! Вот и у нас получается это делать, аккуратно, но настойчиво.

Например, трое наших журналисток ездили на московскую неделю интерьера и дизайна, отсняли там 3 сюжета. Я лично выслушивал их комментарии по поводу работы на мероприятии - они столкнулись с большим количеством обычных трудовых проблем, которые есть у всех. И, конечно же, это помешало им сделать качественный сюжет, но они смогли справиться с волнением и материалы всё равно докрутить. Студенты просто ещё не привыкли к работе на реальных соыбтиях, но свою порцию критики за итоговые работы получили.

Студентки 4-го курса на практике на Московской неделе интерьера и дизайна
Студентки 4-го курса на практике на Московской неделе интерьера и дизайна

Ещё 10 (!!) человек успели съездить на открытые киберспортивные студенческие игры в VK Play Arena 26 октября. Мы провели там 10 часов! Студенты работали сразу над двумя текстовыми репортажами, сюжетом, фоторепортажем и пост-релизом. В составе было много первокурссников, я очень ценю их активность, но вот со сроками и правками у них пока беда - мы закинули только один текст, все остальные при правках улетели куда-то в бездну.

Первокурсники на практике на турнире ФКС России в VK Play Arena (#оксибилайна 2023)
Первокурсники на практике на турнире ФКС России в VK Play Arena (#оксибилайна 2023)
Первокурссники на практике на турнире ФКС России в VK play Arena (#оксибилайна 2023)
Первокурссники на практике на турнире ФКС России в VK play Arena (#оксибилайна 2023)

А вот третьекурсница Саша написала материал прямо на месте, обсудила со мной, поправила - и он был опубликован на сайте ФКС уже на следующий день, а также пошёл в новостную рассылку от федерации. Саша получила текст в портфолио, клёво провела время (она и сама геймерша) - вот так и нужно работать. Остальных будем приучать к оперативной работе, но я и не ждал, что это понимание появится из ниоткуда.

***

В общем, кажется, текст затянулся. Я в последнее время редко пишу, а после выхода на работу в университете стало ещё меньше времени. Но зато мне было что собрать в голове и поделиться этим с вами. Конечно, как и всегда хочется бросить всё и уволиться примерно раз в две недели. Учитывая мою склонность к переменам и тот факт, что журфак это не основное моё место работы - такой сценарий возможен. Но половину первого семестра мы уже пережили. Надеюсь, вернуться к вам с итогами после зимней сессии. Мы становимся лучше вместе со студентами. И я им тоже за это благодарен.