Рынок танкеров будет расти еще в течение нескольких десятилетий, несмотря на прогнозы о пиковом спросе на нефть и падении продаж углеводородов.
Аналитики брокерского агентства Gibson заявили, что «даже если пик спроса произойдет раньше, чем предполагалось, рынок не будет падать стремительно».
В отчете IEA Net Zero (NZE) 2050 агентства «Перспективы развития мировой энергетики» (World Energy Outlook (WEO), на который ссылается Gibson, сказано, что по сценарию развития STEPS и текущей политике декарбонизации, спрос на углеводороды будет оставаться на том же уровне еще долгое время.
Однако важно отметить, что это всего лишь один из трех альтернативных сценариев развития событий. Прогноз NZE, по которому нулевой уровень выбросов CO2 будет достигнут к 2050 году, спрос будет падать стремительно.
Тем не менее Gibson заявил, что уже сейчас видно, как некоторые страны отступают от своих обязательств по политике «декарбонизации», что добавляет еще больше неопределенности в долгосрочные прогнозы.
В сценарии STEPS Международное энергетическое агентство (International Energy Agency) снизило свой прогноз спроса на ископаемое топливо по всем видам углеводородов и увеличила долю рынка альтернативных видов топлива и возобновляемых источников энергии. В этом сценарии перспективы танкерного рынке не столь высоки, с точки зрения спроса.
Как рассказывает агентство Gibson, «в докладе МЭА прогнозируется, что спрос на нефть достигнет пика на уровне 104,5 млн баррелей в сутки в 2030 году, а затем будет постепенно снижаться до 102,1 млн бареллей в 2050 году. Это на пять лет раньше, чем предполагалось ранее, к тому же прогнозируемый спрос в 2050 году также на 5 млн бареллей меньше.
МАЭ ожидает более стремительное распространение электромобилей, что приведет к снижению спроса на топливо.
Также в докладе отмечается, что несмотря на снижение потребности в бензине и дизельном топливе (плохая новость для рынка танкеров), спрос на перевозки может остаться на том же уровне до середины 2030-х годов, и будет частично компенсироваться ростом спроса на сырую нефть со стороны авиационного и нефтехимического секторов.
Агентство добавляет, что все эти вопросы затрагивают важную темы потребности танкерного флота в целом. Энергетический переход однозначно приведет к сокращению спроса на транспортировку нефти. Однако переход от ископаемого топлива будет долгим и сопровождаться постепенного сокращения спроса, плюс на этом пути неизбежно возникнут новые возможности для танкеров.
«Кроме того, пик спроса на нефть будет варьироваться в зависимости от региона. Европа и Северная Америка идут далеко впереди в этом процессе. Азиатские страны, особенно Китай, сейчас ускоряют свои усилия, активно внедряя электромобили. Однако нефтехимическая промышленность КНР, которая сейчас активно развита в стране и завязана на высокий спрос, в течение следующего десятилетия точно не планирует сокращать объемы производства и мощности. Таким образом, несмотря на то, что аналитики уже примерно прогнозируют дату пика спроса на нефть, в отношении танкерного флота прослеживается оптимизм», — заключил Gibson.