Каждый день мы видим по десятку-другому рекламных роликов по телевизору. Некоторые даже неплохо сделаны, но их настолько мало, что качественной рекламой на ТВ можно просто пренебречь. Остальные сделаны настолько "на отвали", что заставили бы подозревать проникновение в рекламную индустрию неквалифицированных гастарбайтеров, если бы в этой сфере не вращались бы столь значительные суммы.
Невольно вспоминается версия писателя Пелевина, которую он высказал устами одного из героев книги "Generation П": "...рекламодатель зачем у нас рекламу дает?.. клиент хочет показать большим мужчинам, которые внимательно следят за происходящим на экране и в жизни, что он может взять и кинуть миллион долларов в мусорное ведро. Поэтому чем хуже его реклама, тем лучше. У зрителя остается ощущение, что заказчик и исполнители – полные кретины, но тут, – Ханин поднял палец и сделал мудрые глаза, – в мозг наблюдателя приходит импульс о том, сколько это стоило денег. И окончательный вывод про заказчика оказывается таким – хоть он и полный кретин, а бизнес у него так идет, что он может пустить в эфир любую байду много-много раз."
Других объяснений мне в голову не приходит. Буду признателен, если кто-нибудь выдвинет свою версию.
При этом у роликов какой-то дикий звукоряд. Реклама звучит громче обычных передач, смысл сказанного в большинстве случаев реально рассчитан на уровень пещерного человека. Назойливо звучит призыв питаться фастфудом в сети закусочных бывшего Макдоналдса, теперь это "вкус....очка". Наверное, кому-то нравится.
Во многих случаях правила русского языка зачем-то игнорируются. Например, очень часто отсутствуют падежные окончания. Утро у них с Нутелла, хотя должно быть с Нутеллой, доверяют они Реневал, а не Реневалу. Кому они его доверяют? Зачем? Или все-таки русский не родной...
Ну и актеры в рекламе. Некоторые даже снимаются целыми семьями, видимо это выгоднее. С одной стороны, они просто выполняют свою работу, делают то, чему их учили, то, что у них лучше всего получается (ну, или должно получаться). С другой же мы видим, что эти роли не требуют ни особой подготовки, ни актерского опыта. Получается, любой из нас может такую роль исполнить и, как мне кажется, без потери качества видеоряда. Единственное, в чем непрофессионал заведомо проиграет, это внешняя узнаваемость. Другими словами, известный по фильмам и сериалам исполнитель должен вызывать доверие аудитории как на сознательном, так и подсознательном уровне.
И вызывает. Пенсионеры толпами идут в Почтабанк, поверив любимому актеру. Так им предлагают кредиты далеко не на тех условиях, которые декларировались в рекламе. Конкретно о Почтабанке есть статья с подробным разбором реальных условий кредитования и их разительном отличии от рекламных предложений. Да и другие банки вряд ли отличаются в смысле предоставления полной достоверной информации.
Какая разница, что рекламировать? Одно и то же лицо призывает покупать мясные продукты и лотерейные билеты. Относительно молодое поколение комиков, вышедших из КВН, получив известность, тут же начали ее эксплуатировать во всех направлениях телерекламы.
Понятно, что хочется легких денег, а о том, что может пострадать репутация задумывалась, похоже, только великая Фаина Раневская. Но она руководствовалась своей совестью, о наличии которой у наших известных современников говорить не буду.
Возможно, это вовсе и не проблема, а я раздуваю из мухи слона. Возможно. Просто мне это не нравится. Я не буду покупать билеты на концерты и спектакли с участием завсегдатаев рекламы, но не призываю к этому других. Пусть каждый решает сам.