Официально такового нет, уверяет нас СМИ. Зато есть иные БАЗЫ УЧЕТА и РЕЙТИНГА.
Цитата: "В соцсетях и мессенджерах утверждают, что……в школах вводится социальный рейтинг детей. ... А что на самом деле? "Билет в будущее" — это профориентационный модуль, который входит в федеральный проект "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование" и направлен на раскрытие талантов учеников 6–11-х классов и выбор будущей профессии".
Далее , расписываются преимущества профориентации и резюмируется, что:
"Введение в школах социального рейтинга — не более, чем очередная "страшилка" из Сети. Отражающийся в электронном дневнике рейтинг учащегося в классе на основе данных о его успеваемости за учебный год призван помочь родителям систематизировать информацию об успехах ребенка и контролировать появление проблемных зон".
Как бы оно так, всегда учеников (и не только) ранжировали, собирали о них определенную информацию, на основании нее делали выводы и взаимодействовали. Но одно дело, когда разговор с работником школы остается только между участниками беседы, совсем другое, если он предан огласке.
_____________
Приведу пример. Ребенок стал жертвой насильственного преступления, преступником оказался совершенно посторонний или малознакомый человек. Преступника поймали, обезвредили, ребенок получил компенсацию морального вреда. Но это же случай один на десять тысяч, он не является статистическим для школы, поэтому в школьную статистику он не входит. Руководство школы были опрошены в ходе следственных действий, все всё знают и не разглашают конфиденциальные сведения. По сути, если не оцифровывать это событие в школе, то оно перестанет иметь значение через год или два.
А если внести в среднестатистическую школьную базу, то ответами "ДА" будут заполнены 2 графы:
совершались ли в отношении ФИО насильственные действия ? - ДА.
имел ли ФИО приводы в полицию? - ДА.
Что эта информация даст руководителю, который не проинформирован о самой сути событий? Предвзятую картину и стигматизацию данного ребенка, который пострадал. И скорее всего, на этого ребенка будет повешен ярлык ребенка из неблагополучной семьи, потому, что были приводы в полицию.
Поверьте, школьной таблице безразлично в качестве кого.
Чиновники от образования не разбираются в сторонах уголовного процесса. Им, что потерпевший, что ответчик, все едино.
То ли он украл, то ли у него украли, но что-то у него с женщинами было.
Поручик заметил, что ему приходит меньше приглашений, товарищи как-то смущенно замолкают при его появлении. Решил узнать, подговорил вновь прибывшего узнать, какие слухи и нем ходят.
Через несколько дней поручик слушает :
- Вроде он даму в театр пригласил, и шубу для нее украл.
- Нет, то любовница его была, сама шубу потеряла, а он ей шинель одолжил.
- Сестра его шубу в театре потеряла и домой без шубы вернулась.
- В общем, никто точно не знает, то ли он украл, то ли у него украли, но что-то у него с женщинами было.
А на разговор с родителем времени у педагога, завуча или директора НЕТ, (даже почитайте комментарии к другим статьям в этой подборке, сами пишем, нечего родителям в школе делать) у них иные отчеты и заботы.
Еще с какими-то маргиналами разговоры говорить, некогда им. Да и вообще, охрана не пропустит, а дверь сломалась.
_______________
ПРОЕКТ ТРАЕКТОРИЯ
Введен в Пермском крае еще в 2019 году, сейчас опыт перенимают Сыктывкар, Казань.
Новая программа «Траектория» - база данных об учениках до 15 лет, сведения в которую должны вносить учителя, психологи и родители. В ней отражается подробная информация на каждого ученика: состав семьи, взаимоотношения в семье, работа и доходы родителей, разные поведенческие характеристики учащегося.
«Траектория» создана по инициативе правительства Пермского края, является инструментом реализации федерального и регионального законодательства в области профилактики детского и семейного неблагополучия. Начала работать в сентябре 2019 года во исполнение требований постановления правительства Пермского края от 26.11.2018 № 736-п. (по ссылке можно ознакомиться с текстом пп).
База Траектория ведется школами, причем данные имеет право вносить даже медработник школы (я уже писала о том, что при кажущейся незаметности, это довольно важная фигура в передачи информации о наших детях).
База ранжирует детей по группам риска, которые формируются в зависимости от состава семьи, успеваемости в школе, поведения, прилежания, заболеваний.
Это пилотная база будет интегрироваться с федеральными базами, покажет/нет свою работоспособность. И в итоге, к совершеннолетию на ребенка будет сформировано объемное досье, вносить изменения и дополнения будет возможно без ведома родителей ребенка.
В одном источнике я прочла сравнение подобной базы с личным делом служащего. Во-первых, ребенок - не служащий. Во вторых, в личное дело все изменения и дополнения вносятся с уведомлением того, на кого это личное дело ведется. Необходимо письменное уведомление о внесении изменений или дополнений в личное дело, данное уведомление подшивается в личное дело, второй экземпляр отдается на руки служащему.
Но я нигде не прочла, что личное дело ребенка изменяется с уведомлением и согласия его законных представителей. Да, согласие необходимо, ибо все, что касается детей, является информацией ограниченного доступа.
Найдите в электронном аншлаге суда информацию о деле, участником которого является несовершеннолетний. Нет, не получится, это информация ограниченного доступа. Если рассматривается дело в отношении несовершеннолетнего, то в зал судебных заседаний не допустят никого, кроме участников процесса.
А вот со школьным досье что-то не так. При этом, с учетом текучки кадров в школах, с учетом возможности смены школы ребенком, к совершеннолетию ребенка в его личном деле можно будет найти удивительные вещи.
Причиной может послужить банальная месть мамы-подружки сотрудника школы.
Федеральная государственная информационная системе (ФГИС) «Моя школа»
уже стала обязательной для всех. Там есть электронный дневник, журнал, учебники, расписание уроков, материалы в помощь учителям. А еще автоматически, в зависимости от текущих оценок, выстраиваются рейтинги детей.
Рейтинги детей выстраиваются в зависимости от их оценок. Как и с социальным рейтингом, проработать ранжирование граждан сил и умений не нашлось, зато с апломбом заявлено о внедрении инновации в образования. Рейтингов несколько: по каждому предмету, внутри класса, общешкольный. Подсчет идет по среднему баллу, то есть каждая оценка двигает ребенка то вперед, то назад. Учитываются оценки, полученные в течение всего учебного года, а обновляются рейтинги ежедневно.
По задумке создателей, это дополнительный способ мотивации. Никакая это не здоровая мотивация, а очередное зарабатывание очков чиновниками.
Мол, дети любят соревноваться, вот и будут старательнее учиться, чтобы обогнать одноклассников. Изначально порочная система: если ребенок талантливый в биологии и иных естественных науках, но не силен в литературе, то подобный рейтинг сподвигнет не к усилению сильных позиций ученика, а к их ослаблению.
Пример. Если ребенок силен в математике, но слаб в биологии, по какому предмету ему следует брать репетитора? Что следует усиливать: сильные или слабые стороны?
При этом, методика ранжирования базируется на следующем: "Я рассматриваю рейтинговую систему не только как контроль знаний, но и как средство управления развитием учащихся. Рейтинговая система оценивания создаёт выгодные условия для учёта их индивидуальных особенностей, содействует систематическому усвоению знаний".
Поправьте меня, но индивидуальные особенности и средний школьный балл- -абсолютно разные вещи.
Ранжирование может иметь место, если говорить об узкой специализации: живопись маслом или акварелью. Тогда средний балл по художественным дисциплинам сыграет роль в развитии индивидуальности учащегося художественной школы. И развивать будут именно то направление, по которому высокий балл.
А как оценивать индивидуальные особенности, складывая баллы по химии, физкультуре, изо и физике, и выводя из них среднее арифметическое? Что развивать, усиливать подготовку по предметам по которым ученик успешен или усреднять?
Пользы от такого среднего балла ровно столько, как от средней температуры по больнице.
Честные граждане, ученики и их родители не получат никакой пользы от этого ранжирования учащихся. А кто получит?