И никто не может найти пути решения проблем
Андрей Правов
Напряженность в секторе Газа «зашкаливает». Израильская армия ежедневно бомбит анклав, «утюжит» его тяжелой бронетехникой. Число убитых и раненых палестинцев растет день ото дня. Продолжаются ракетные обстрелы и самого Израиля. В результате там также гибнут мирные жители. И конца этому противостоянию не видно.
Одновременно в разных странах продолжаются мероприятия за мир на Ближнем Востоке. В них принимают участие как сторонники израильтян, так и палестинцев. Правда во втором случае их намного больше. Пропалестинские акции широко проходят не только на Ближнем Востоке, но и в западных странах – в США и Европе. Их участники требуют вывести израильские войска из сектора Газа, «успокоить страсти» и начать переговоры между сторонами. Согласно их позиции, для прочного мира в регионе там следует создать рядом с еврейским государством палестинское. Как это и предполагали решения ООН конца 1940-х годов.
Между тем от каких-то разговоров друг с другом стороны категорически отказываются. Как, согласно Times of Israel, указывает премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, его страна полна решимости «одержать окончательную победу» над радикальным палестинским движением ХАМАС и готова противостоять всему миру, если это будет необходимо. Правое крыло ХАМАС, совершившее в начале октября нападение на еврейское государство и взявшее сотни израильтян в заложники, также от каких-либо переговоров отказывается. То есть жесткое противостояние продолжается.
По ТВ показывают ужасные кадры людских страданий. Прежде всего это относится к страданиям жителей Газы. Рыдающих от горя израильтян также показывают. Это родственники находящихся в заложниках людей. Где они находятся? Что с ними сейчас происходит? Каковы условия содержания? На эти вопросы ответить никто не может. Все понимают, что за годы лишений многие арабы из Газы доведены до отчаяния. Не захотят ли они жестко мстить, отыграться на заложниках? Что они могут сделать с этими людьми?
Кадры из Газы также потрясают. В анклаве почти не осталось неповрежденных бомбовыми и ракетными ударами зданий. Люди вручную пытаются разобрать развалины, под которыми, как сообщается, находятся сотни, а возможно, что и тысячи их близких. Трупы часто даже не убирают с улиц.
В критической ситуации находятся медицинские учреждения. Как заявила министр здравоохранения Палестины Май аль-Кайла, в крупнейшей в Газе больнице «Аль-Шифа» уже погибли 39 младенцев. Это произошло из-за того, что генераторы, снабжающие электроэнергией системы жизнеобеспечения, остались без топлива. Бензин и солярка стали уже очевидно главным дефицитом в секторе. ТВ показывает группу иностранных врачей, работающих в «Аль-Шифе» по линии ООН, которые рассказывают, что израильские военные не дают им возможности выбраться из госпиталя и уйти в сторону пропускного пункта Рафах, на границе с Египтом. Как рассказывает плачущая женщина в белом халате, израильтяне вероятно опасаются, что под видом врачей из больницы выберутся якобы скрывающиеся в ее подвалах активисты ХАМАС.
Что делать? Сторонники Израиля указывают, что еврейское государство имеет право на защиту и рассчитывают сейчас, что смогут вынести «окончательное решение» в отношении ХАМАС, то есть полностью уничтожить эту арабскую группировку, «дабы и другим не повадно было». Однако такая позиция встречает жесткое противостояние со стороны многих европейцев и американцев. Даже немало израильтян полагают, что такая цель нереалистична. ХАМАС, дескать, это не организация, а скорее идея. Ее разделяют не только два с лишним миллиона жителей Газы, но, по мнению многих, практически все палестинцы, включая жителей Западного берега и перебравшихся за рубеж. И даже весь арабский, а возможно, что и весь исламский мир. Можно такую идею уничтожить? Сторонники ХАМАС твердо указывают, что нет. Да и от израильтян можно часто услышать, что хамасовцами палестинцы Газы часто становятся чуть ли не с рождения. Как с этим бороться? Убить два с лишним миллиона арабов? Посадить их всех за решетку? Не реально. Да и вряд ли либеральный Запад даст «добро» на такое развитие событий.
Выселить всех арабов из Газы, а возможно, что и с Западного берега? Куда? Как выясняется, соседние с Израилем Египет, Иордания, Ливан и Сирия четко не намерены размещать у себя новых палестинских беженцев. О чем категорически и заявляют. У Иордании на памяти события 1970 года, у Ливана – 1982-го и так далее. Поэтому, как указывают в Каире, едва зародившийся на Западе план по размещению жителей Газы на Синае сразу же был отвергнут, и о нем больше никто не вспоминает.
Остается одно – все-таки примирить стороны, добиться решения проблемы, в том числе создания независимого палестинского государства. В этой связи мне вспоминается начало нулевых годов и надежды мира на то, что развернувшиеся тогда в американском Кэмп-Дэвиде израильско-палестинские переговоры закончатся положительным результатом. В них, как известно, принимали участие делегации под руководством израильского премьер-министра Эхуда Барака и палестинского лидера Ясира Арафата. Усадил двух политиков за стол переговоров тогдашний американский президент Билл Клинтон, который по многим данным рассчитывал тогда получить Нобелевскую премию Мира.
Порой многим казалось, что переговоры закончатся успешно. Практически на них были устранены очень многие препятствия, удалось обойти многие острые углы. Но самые главные препятствия на пути к договоренностям так и не были преодолены. Это будущие границы между двумя государствами, вопрос о возвращении беженцев и статус Иерусалима.
Взять хотя бы последний вопрос, связанный с Иерусалимом. Израильтяне называют этот город «единой и неделимой столицей еврейского государства». Палестинцы, а вместе с ними и весь арабский мир, против. Они полагают, что Восточный Иерусалим должен стать столицей палестинского государства. Барак предлагал Арафату компромисс. Устроить столицу будущего палестинского государства в крупном арабском поселке Абу-Дис, примыкающем к Иерусалиму. Как подчеркивалось, это недалеко от Старого города, где располагается мечеть Аль-Акса.
Ведь было понятно, что если Борак попытается хотя бы заикнуться о том, что отдаст арабам Восточный Иерусалим, он может потерять не только свой пост, но даже жизнь. Правый религиозный Израиль не может отказаться от своего контроля за всем городом. Как указывают его представители, в долгие годы, находясь в далеких странах, евреи каждый Новый год провозгласили тосты, что следующий праздник они будут встречать уже в Иерусалиме.
Сложным является и вопрос с возвращением беженцев. Мне лично доводилось в секторе Газа разговаривать с палестинцем, который рассказывал, что в его семье хранятся документы с правом на собственность земли в нынешнем израильском городе Ашкелон. Почему, спрашивал он, на этом месте сегодня построен многоэтажный жилой дом, в котором живут евреи из бывшего СССР? Разве это честно?
Однако израильское руководство прекрасно понимает, что, если все потомки арабов, живших когда-то на территориях нынешнего Израиля, решат вернуться на те свои земли, которые покинули, еврейское государство перестанет существовать. Арабов будут подавляющее большинство. То есть пойти на такой шаг руководству страны не позволят ее жители. Особенно представители правого Израиля. А, между прочим, после того, что произошло 7 октября в поселках вокруг Газы, левого Израиля в прежнем виде возможно уже и не существует.
Но как все-таки остановить насилие? Израильское руководство подчеркивает, что если оно прекратит военную операцию в Газе, то через некоторое время все может повториться снова. В еврейском государстве скорее всего давно понимают, что жить в одной стране с арабами они вряд ли смогут. Но где же выход?
Все дело в том, что за прошедшие с конца сороковых годы, когда был создан Израиль, на этот вопрос искали ответы лучшие мировые политики, политологи и дипломаты. С начала 1990-х, после вручения Нобелевских премий Мира Рабину и Арафату, казалось, что выход из тупика найден. Но в начале нулевых все опять «взорвалось» и началась вторая интифада, то есть в переводе с арабского народное восстание. Она получила название Интифада Аль-Акса, по имени известной мечети на Храмовой горе в Иерусалиме. Прошло еще двадцать лет, и все начинается снова.
И что, так будет без конца? Выхода из создавшейся ситуации не существует? По многим оценкам, выход - это создание независимого палестинского государства. Однако всем, кто наблюдает за развитием событий, ясно, что Израиль на такой шаг вряд ли пойдет. Там опасаются, что, если, например, Газа станет государством, бороться с ней будет намного труднее. Так просто войска уже не введешь.
А что вообще делать с Газой? На этот вопрос никто сегодня дать ответ не может. Даже в Израиле. Там понимают, что если даже стереть с лица земли все жилые дома в секторе, людская ненависть никуда не денется. Да, ненавидят палестинцы Газы и Западного берега израильтян.
Правда и израильтяне не очень-то любят арабов из Газы. Хотя и выдают им тысячи разрешений на работы в Израиле. Понятно, в Газе работы вообще почти нет, не на что содержать семьи. Вероятно, израильтяне полагали, что возможность получить работу как-то смягчит позицию арабов, наладит отношения между ними и израильтянами.
Но жизнь показывает, что конфликт здесь гораздо глубже. Какой здесь выход? На мой взгляд, прежде всего следует прекратить насилие. С обеих сторон. Израильтяне сегодня часто обиженно говорят, что это арабы на них напали, что они действуют, что называется, «в ответ». Однако эта позиция не выдерживает критики. Коллективной ответственности за что-то происходящее не существует. Не думаю, что родители умерших из-за отсутствия электричества в больнице «Аль-Шифа» арабских младенцев имели какое-то отношение к действиям боевиков ХАМАС в Сдероте. И иностранные врачи из той же больницы в Газе, которые не могут сейчас выбраться из анклава, не должны отвечать за действия нападавших. Все это называется коллективная ответственность. То есть здесь есть над чем задуматься, с обеих сторон.
А вы как полагаете? Какова ваше позиция по поводу происходящего сейчас в Газе и вокруг сектора? Пишите комментарии, ставьте «лайки». Они приветствуются автором.