часть первая https://dzen.ru/a/ZT5v18Qh_iCxg0Od?referrer_clid=1400&
Можно выделить три степени взаимоотношений: дальние, средние и близкие. И в зависимости от степени человек усиливает или ослабляет защиту личных границ.
- дальнее окружение — это поверхностные, непродолжительные взаимоотношения. В эту категорию можно включить общение с продавцом в магазине; незнакомец на улице; врач, у которого вы на приеме; техник, которому вы отдали на ремонт свой компьютер и т.д, то есть сюда относят контакты с незнакомыми и малознакомыми людьми. Эту категорию людей мы держим на расстоянии;
- отношения средней близости — это дальние родственники, коллеги, одноклассники, знакомые, соседи, те с кем происходит частое пересечение. С этими людьми мы делимся некоторыми мыслями и позволяем им немного ближе проникнуть в свой внутренний мир;
- близкие отношения — это семья, партнер, друзья, отношения с совместным проживание. Это люди, к которым мы относимся с наибольшим доверием.
Часто в детско-родительских, брачных, а также любовных отношениях личные границы стерты.
Очень часто процесс выстраивания личных границ с ребенком, болезнен для самих родителей. Многие родители не понимают, где находятся границы их и собственного ребенка и это приводит к тому, что одни родители препятствуют желанию ребенка определять границы, это когда ребенка лишают самостоятельности. Такие родители считают, что знают, что для их ребенка лучше: что ему можно кушать, что нельзя; сколько ему нужно кушать; какую одежду ему лучше одеть, а какую нет; что можно делать, а что нет; куда идти, а куда нет и т.д, Родители не способны понять, что ребенок — это отдельная личность, и считают, что у него не может быть своего мнения, своих интересов, соответственно не может быть и границ. Они, постоянно контролируя своего ребенка, желают видеть в нем послушного, удобного для себя ребенка, и при этом надеются, что, повзрослев, он станет уверенным, самостоятельным человеком. Но, как правило, повзрослев, такой человек считает себя беспомощным, не способным принимать самостоятельно решения и нести ответственность за свою жизнь. Другие родители, наоборот, позволяют ребенку слишком много, потакают его капризам. У таких родителей не расставлены приоритеты, их жизнь посвящена детям и направлена на удовлетворение желаний ребенка. Воспитываясь в условиях вседозволенности, ребенок, будучи взрослым имеет более высокую самооценку, чем тот, кто воспитывался в более жесткой среде. Но и здесь присутствуют негативные последствия. Такие люди, не осознавая с детства своих ограничений, повзрослев, продолжают иллюзорно воспринимать жизнь, считая, что способны достичь любой цели. Человек, не обладая способностью правильно оценивать свои ресурсы, пытаются достичь цели любой ценой, и не достигнув ее он крайне болезненно воспринимает неудачи.
Между родителем и ребенком границы необходимы, так как с них начинается формирование здоровой личности и в дальнейшем определит способ выстраивания взаимоотношений с другими людьми.
Вступая в любовные отношения, когда пара только влюбляется, мысль о границах уходит на последний план. Заинтересованность в продолжении отношений, заставляет людей терпеть и игнорировать поведение, вызывающее дискомфорт. Но по мере того, как пара сближается, своевременно не расставленные границы дают знать о себе: в паре ссоры становятся более частыми, недовольство и раздражение возрастают. Поэтому необходимо в начале отношений в паре определить личные границы для того, чтобы ваш партнер и в последующем считался с вашими интересами.
В особенности важно устанавливать личные границы в браке для того, чтобы оба партнера не испытывали дискомфорта от этих взаимоотношений, пребывали в состоянии безопасности. Чтобы могли, когда это требуется отдохнуть, оставшись наедине с собой.
Также важно понимать, что в отношениях есть границы не только ваши, но и вашего партнера. Гармоничные, долговременные, счастливые отношения, можно построить только в том случае если партнеры уважают личные границы друг друга, где иногда отказывать является нормальным.
Когда нарушаются личные границы человека, он чувствует себя неуютно. Нарушение может быть как намеренным, так и непреднамеренным, но так или иначе это может неблагоприятно воздействовать на психологическое и эмоциональное состояние человека. В действительности, далеко не все люди имеют цель нарушать ваши границы, многие просто не имеют понятия о том, что их поведение причиняет вам дискомфорт. Долгие годы мы воспитывались в таком обществе, где необходимо скрывать свои чувства и эмоции и терпеть нарушение личных границ, называя это «хорошим воспитанием».
Можно выделить три типа людей, нарушающих личные границы:
1) люди не знают о понятии личных границ, они нарушают границы других, сами того не сознавая. Как правило, такое происходит потому, что родители не учили их в детстве уважать границы, так как скорее всего родители сами не подозревали о существовании личных границ;
2) люди в какой-то степени имеют понятие о личных границах, они их стараются уважать, но все же оказываясь в конфликтных условиях или в стрессе они невольно нарушают личные границы других людей;
3) это осознанные манипуляторы, которые сознательно нарушают границы других людей, и намеренно причиняют боль, вред и дискомфорт окружающим. Происходит это потому, что добиваться своих целей, разрешать конфликты они конструктивным образом не способны, либо считают, что это гораздо сложнее, поэтому применяют манипуляции.