Во время Великой Отечественной войны развитие военной техники беспрецедентно ускорилось, подарив нынешнему миру кучу «кумиров». Если вы спросите: «какой самолет Второй Мировой был лучшим», то наверняка вам напишут целый список моделей, начиная от Ил-2, заканчивая P-51 и Bf.109.
Однако были и те, что после войны остались незамеченными, и очень часто - незаслуженно. Сегодня мы поговорим не о самом быстром, не о самом маневренном и даже не о реактивном. Поговорим о том, кто на своем горбу вытаскивал раненых партизан из плена и не давал немцам нормально спать по ночам, но после войны оказался незаслуженно забыт. По-2, или же У-2.
Заурядное прошлое
Изначально самолет разрабатывался как максимально дешевая учебная машина, разработку поручили КБ Поликарпова в 1927 году. Требования к машине были такие же, как и к любому учебному самолету: простота управления, низкая посадочная скорость (не выше 60 км/ч) и невысокая скорость полета (120 км/ч).
Ранее отмечалось, что на самолетах У-1 практически невозможно выполнять фигуры высшего пилотажа, мощности не хватало. В У-2 этот момент учли, так что предполагалась установка мотора BMW-lll, а позже и BMW-lV.
Изначальные требования предполагали использование самолета для многих целей, в том числе - в качестве связного самолета, самолета-разведчика, санитарного самолета, а как окажется после - еще и неплохого ночного бомбардировщика.
Конструкция самолета должна была быть максимально простой и дешевой, кроме того, в составе не должно было быть импортных материалов. С задачей Поликарпов справился блестяще - самолет стоил 44500 рублей без учета двигателя (то есть сам планер) - для сравнения, танк Т-34 обходился в 270 тысяч рублей (в 1941 году), а планер истребителя Як-3 - 250 тысяч рублей. Можно сказать, что По-2 стоил как один только двигатель Як-а.
Впоследствии на самолет было решено установить двигатель М-12, но к моменту завершения работ на самолетом он еще не был готов: проваливал стендовые испытания. Параллельно шло испытание По-2 с мотором М-11 конструкции Швецова: он также оказался ненадежным, но, в отличие от М-12, его недостатки смогли оперативно устранить.
Начало ВОВ
После немецкого нападения, большинство учебных По-2 подверглись переделкам: на них устанавливали рельсовые направляющие для ракет, дооснащали пулеметом ШКАС.
И хотя кажется, что самолет с двигателем на 100 лошадиных сил и скоростью в 100-120 километров в час не представляет угрозы, на деле он оказался трудной целью как для немецких зенитчиков, так и для сил ПВО. Летая очень низко над землей, он уходил из поля зрения ПВО еще до того, как зенитчики смогут навестись на цель, а скорость полета в 120 (даже предельная - 150 км/ч) километров в час делала невозможным долгое удержание самолета в прицеле: у Bf.109, Fw.190, да вообще у любого немецкого самолета времен ВВ, скорость сваливания превышала максимальную скорость полета По-2.
Забавный факт: именно так По-2 "формально" победил реактивный самолет. Действие происходило в Корее - там на несчастный биплан напал F-94, который решил сесть "кукурузнику" на шесть часов. Американец слишком сильно снизил скорость - на 180 километрах в час реактивная махина потеряла управление и начала сваливаться с небольшой высоты.
Тут образовалась другая проблема: По-2 был очень уязвим для атаки обычной пехоты, которая могла подбить цельнодеревянный биплан из своего оружия, так что на боевые вылеты машины шли ночью. Предельно низкая скорость позволяла летчикам буквально маневрировать между деревьями, да и самолет все-таки учебный, а значит предсказуемый и очень простой в пилотировании.
Даже если пилот отпустит все органы управления, самолет самостоятельно выйдет в горизонтальный полет, снижаясь со скоростью 1 м/с, и если снизу будет ровная площадка - приземлится на нее без участия пилота (снизить тягу двигателя и тормозить все-таки надо уже пилоту).
Маломощный двигатель оказался довольно тихим, пилот перед заходом устанавливал малый газ и становился фактически бесшумным (особенно если самолеты действовали парой, где один из самолетов отвлекал зенитки на себя), после чего бомбы или пулеметная очередь летела в зенитчиков, пытавшихся сбить второй, отвлекающий внимание самолет. После уничтожения зенитки происходила атака наземной цели.
И хотя самолет имел двигатель всего в 100 лошадей, а сам весил всего 800 килограмм, в воздух с собой он мог поднять еще около 300. Как правило, грузили их меньше - либо малыми бомбами, либо парой ФАБ-50. Ракеты крепились намного реже.
Спасатель партизан
Также По-2 использовался для доставки грузов партизанам и для вывоза раненых воинов в тыл, здесь сыграла еще одна особенность - предельно малый разбег и пробег. Самолет умел взлетать и садиться на совершенно неподготовленные для этого площадки, которые непригодны для посадки других типов самолетов, для торможения требовалось 100-150 метров, для взлета - всего 50-70.
Посадить самолет на вражеский аэродром - не лучшая идея, а на грунт садить машину на 150-200 километрах в час - опасно. По-2 с его посадочной скоростью в 60 километров в час оказался просто идеален для подбора раненых в тяжелых условиях.
Удивительно простой
Помимо удивительных летных характеристик, самолет оказался крайне прост в производстве. Я имею в виду не столько "дешев", сколько прост. Во время войны, когда огромная часть квалифицированных рабочих оказалась на фронте, за станки встали все: женщины, дети, инвалиды, пожилые люди, словом - неквалифицированные рабочие.
В таких условиях изготовление сложного самолета было сильно усложнено, но По-2 оказался максимально простым в изготовлении, и, что еще важнее - надежным как топор: ломаться было нечему, а даже если что-то ломалось - либо очень легко чинилось, либо заменялось без каких-либо проблем.
Словом, действительно "рабочая лошадка" РККА. Точнее, одна из них. Летчики отзывались о самолете крайне тепло, чего говорить - даже песня про него есть:
Служили три пилота.
В. А. Нечаев
Хорошая работа, Хорошая молва. Три друга — три пилота Летали на «У-2»
Фанерный хвост и крылья И очень тихий ход Но больше всех любили Друзья свой самолёт.
Почти пешком по небу Летят едва-едва И раз — «У-2», и два — «У-2», И три «У-2».
Служили три пилота И первый молвил так:« Быстрей нет самолёта, Чем истребитель „Як“.
Но пусть он шибче ветра, Как сядет — погляжу. А мне — четыре метра И я уже сижу.»
Служили три пилота, Второй заговорил: «Грозней всех самолётов Бронированный „Ил“.
Но для ремонта тащат Сырья ему вагон. А мне — фанерный ящик — И весь готов ремонт.»
И третий из пилотов добавил пару слов: «Грозней всех самолётов В бомбёжке — „Петляков“.
Но дело непростое — Бомбёжка на ходу. А я, на месте стоя, Как хочешь, попаду».
Приказ: «По самолётам!» И кончен разговор. И каждый из пилотов Готовит свой мотор.
И каждый из пилотов Готовит свой «У-2». Хорошая работа — Хорошая молва.
Такой вот он - У-2. Не удивляйтесь, что я называл его то У-2, то По-2. Изначально самолет назвали У-2, однако после смерти Поликарпова в 1944 году, было решено присвоить самолету имя По-2, в честь конструктора.