Человек Рассеянный, увидев из окошка поезда этот вокзал, мог бы с полным правом вопросить: "Что за станция такая: Бологое иль Ямская? Сочи или Симферополь?" Потому что эти два вокзала крупнейших курортных регионов России построены по проектам одного архитектора - А.Н.Душкина - не чуждого самоповторам, и приблизительно в одно и то же время, в начале 50-х.
Здание вокзала имеет три этажа и три внутренних двора. Башня со знаками зодиака вместо цифр ("Сколько времени? - Без Овнадцати Льва!") вознесла свой шпиль над площадью на высоту 55 метров. На шпиле - советская звезда, то ли показывающая превосходство социалистического материализма над эмпиреями и эзотерикой, то ли просто потому, что так было положено. Диаметр часов - 5 метров, длина стрелок - порядка 2-х. Вместо Водолея, Тельца и Скорпиона архитектор расположил на циферблате созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Более того, последовательность знаков зодиака произвольная, на своем месте в кругу остались только Лев, Дева и Весы. "Штирлиц не боялся провала, потому что на вопрос "А где у вас Водолей, и отчего Близнецы не на месте" был заготовлен козырный контрвопрос: "А вы откуда знаете? Никак лженаукой астрологией увлекаетесь? А органы и партком в курсе?" )
Но как бы то ни было, вокзал у Алексея Николаевича получился отменным - это признают даже фанаты астрологии и обитатели проигнорированных созвездий! Правда, немного портит внешний вид этого шедевра сталинского ампира свежепристроенная металлическая ограда и здание досмотра для входящих... Но совсем немного )
Даже если вы прибыли в Сочи самолётом, убывать планируете им же, и все экскурсии прокатались на автобусах, обязательно устройте себе еще одну - зайдите на вокзал!
Впечатление от него двоякое. С одной стороны, то ли храм божествам дальнего следования, то ли дворец железнодорожных королей: масштабы, интерьер, стиль и планировка не ассоциируются ни с чем более мелким и приземлённым. А с другой стороны, несмотря на свои размеры и некую вычурность, он всё равно какой-то... домашний. Уютный. В нём комфортно себя чувствуешь, точно вернувшись домой после долгого отсутствия. Нет ощущения чуждой огромности, свойственной современным вокзалам и аэропортам. Хотя, может, просто современное техно из стекла и металлоконструкций - не моё )
В вокзале три двора. Один из них - на фото выше. Маленький, укромный, зелёный и с фонтаном - словно из музея вынырнули вольного воздуха вдохнуть ) За фонтаном - выход на 1 платформу и туалеты с классической музыкой и зеленью по стенам. Вправо - детская площадка под открытым небом: еще один двор.
Это третий двор. В хорошую погоду днём тут можно в ожидании поезда дозагорать недоуловленным ультрафиолетом или просто посмотреть на небо - и конечно вокруг. В дождь же, да еще ночью, да еще при пространстве, забитом ожидающими и их чемоданами, как мы попали один раз, начинаешь очень сильно жалеть, что крыша тут не предусмотрена )
На первом этаже (ну кроме закусочных и прочих едален, куда сейчас без них %) - два больших зала. Один с кассами продажи билетов на поезда дальнего следования и местами для ожидания, второй - с кассами и скамьями ожидания для пригородных рейсов. Купить билет на Ласточку - фирменную электричку - можно как в кассе, так и в автомате.
Из пригородного зала можно попасть в бизнес-зал и в подземный переход, ведущий на все платформы, кроме первой. При входе стоят турникеты и контролёры и, как на многих вокзалах, без билета на платформу вам не пройти. В электричке, конечно, ходя разъездные кассиры, но обилечивают они только пассажиров, которые сели на маленьких полустаночках. И кстати, кто-то еще помнит/знает, что в 60-70-х годах такие кассиры назывались оладинцами? Не спрашивайте меня, почему )
Платформы на сочинском вокзале высокие на всех путях, а Ласточки - поезда, спроектированные под высокую платформу, что очень удобно для пассажиров с ограниченной мобильностью или с объёмным багажом.
Скоротать ожидание можно с бесплатным интернетом неплохой скорости, а можно исследуя вокзал. По широкой лестнице с фирменной колониальной балюстрадой поднимитесь на второй этаж. Там тоже имеется зал ожидания но, как правило, он гораздо более свободный, чем нижний: тащиться с вещами наверх охота не каждому )
Если даже у вас есть багаж, всё равно попробуйте подняться туда - хотя бы на пару минут, чтобы взглянуть на лепнину, люстры и картины под куполом. Ощущение того, что вы находитесь в музее или дворце, только усилится )
А еще сочинский вокзал - источник сюрпризов ) Мы уезжали в этот раз в аэропорт поздно вечером, последним рейсом Ласточки. Ночи в середине октября прохладные, и при выходе из тёплого зала ожидания в холодный подземный переход это ощущается особо. До прибытия электрички оставалось еще минуты три, и мы остановились у нашего выхода наверх, чудь дрожа и прислушиваясь к объявлениям по громкой связи в ожидании информации о нашем рейсе: стоянка 2 минуты, надо успевать. "Прибывает... убывает... путь... платформа..." И вдруг деловитый голос диктора прерывается - и переход заполнят музыка и песня. Такие внезапные, такие тёплые, такие добрые, что от этого кажутся вдесятеро милее ) Песня иногда прерывается объявлением, но не успеваем мы огорчиться, что не услышим ее больше, как она возобновляется. И под припев ее - "Сочи, ласковое море, Сочи..." приходит наша Ласточка. "...и остаться навсегда..." - поет Малежик в далёком 1985, и мы ему отвечаем сейчас: "Нет, не навсегда, нам домой надо, но мы обязательно приедем еще! Жди нас, Сочи!"
Это видео уже в 2024 года, утренний рейс "Ласточки" тоже провожали в путь с песнями ) Эта - та самая про Сочи. А дальше - про Гагру, потому что где-то на перроне в это время рыл копытом землю гудел двигателем и рвался в рейс экскурсионный поезд в Абхазию )
Кстати, билеты на Ласточек - в кассах или в автоматах напротив касс - покупаются не на определённое время, а на число и направление. То есть если вы взяли билет до Мацесты на 5 июля, к примеру, вы можете туда поехать хоть в шесть утра, хоть в одиннадцать вечера. Ко времени отправления поезда билет не привязан. Добыта сия информация личными усилиями выбрать на экране билетного автомата нужный рейс. Так и не справившись, пошла солнцем палима обуреваема новым комплексом неполноценности в кассу, и попутно с покупкой билетов пожалилась кассиру: "или я дурак, или одно из двух" "какое надо иметь образование или IQ, чтобы в вашем автомате самостоятельно выбрать рейс на шесть-двадцать из расписания?!" ))
Лайк статье поможет увидеть ее другим читателям. Так что не корысти ради... ;)