(Дети Замолксиса. Часть 8. Эпизод 2)
Предполагаемый разгром царства Ремакса освободил от выплачиваемой дани скифов и греков Добруджи, но также поставил перед ними сложный вопрос: Ремакс худо-бедно прикрывал их от гетской экспансии, а за Дунаем еще маячила угроза со стороны «бастарнов-пришельцев». Скорее всего, появление бастарнов вызвало какие-то новые подвижки населения в Великой Скифии, часть которого могла прийти в Добруджу (напомню, что скифские памятники в Нижнем Поднепровье и Крыму довольно уверенно сейчас датируются именно II в. до н.э.). Это должно было усилить местный скифский элемент и способствовать возвышению нового Скифского царства Вслед за С.И. Андрух, я считаю основателем этого царства Танусака (Танусу). Судя по монетам, правил этот царь недолго, но добился крупных успехов. Ему благоприятствовала политическая конъюнктура.
В 218 г. до н.э. коалиция фракийских племен уничтожила Кельтское царство, 60 лет господствующее в Юго-Восточной Фракии (реконструкция его истории – задача не менее сложная, чем история Малой Скифии). Царство кробизов, занимавшее аналогичное положение в Южной Добрудже, по какой-то причине пришло в упадок. Около середины III в. до н.э. их столица – Гелис (Сборяново) – была уничтожена землетрясением (к такому выводу пришли археологи) и кробизам не удалось ни восстановить город, ни построить что-то сравнимое с ним. Не исключено, что кельтам удалось во второй половине столетия перехватить у них протекторат над Одессом. Согласно карте находок кельтских монет, Одесс входил в их сферу влияния. Более того, сосредоточение находок наблюдается именно между кельтским поселением Арковна (главный кандидат на столицу Кельтского царства) и Одессом. В свою очередь, линия гетских укреплений, формирующих границу «царства Дромихета» с кельтами, находится достаточно далеко от этого города. В новой ситуации для одесситян было гораздо выгоднее попасть под защиту более цивильных скифов Танусы, нежели ждать возвращения кробизов. Приблизительно на рубеже веков Танусака сменяет на престоле Канита. Создается впечатление, что это было время расцвета Скифского царства. Монету Каниты чеканят все города региона, кроме Истрии (хотя, возможно, истрийские монеты еще не нашли). Эти монеты достигали Тиры и Ольвии, но едва ли можно говорить о политическом присутствии скифов Каниты в этом регионе. Скорее это нужно объяснять экономическими связями. В общем, на 2015 г. было известно в общей сложности 19 типов бронзовых монет. Это сравнимо только с чеканкой Филиппа V в Македонии (29 типов бронзовых монет), что указывает на экономический потенциал Малой Скифии.
Правление второго скифского царя и его влияние на Одесс надежно засвидетельствовано эпиграфикой. В Одессе найден декрет в честь Гермия из Антиохии, которая упоминает также «царя скифов Каниту». Из декрета не следует, что город принадлежит варварскому правителю, но граждане явно заинтересованы в его расположении. Неожиданная для Скифии фигура уроженца Антиохии сразу же привлекла внимание исследователей. Болгарский историк Хр. Данов связал с этим декретом другой, изданный в Месембрии и Аполлонии, в котором говорится о заключении этими полисами союза с царем Антиохом III. Этот селевкидский правитель пытался вернуть под свой контроль Фракию. В 197-191 гг. до н.э. он пользовался в этом регионе большим влиянием. Соответственно, именно к этому времени относят и упомянутые декреты. Сам Гермий был купцом, который вывозил из царства Каниты много товаров через Одесс. Антиохийский купец смог приобрести такое влияние у Каниты и одесситян благодаря политическому присутствию Селевкидов во Фракии. Других подробностей о правлении Каниты в нашем распоряжении нет. С.И. Андрух и я приемником Каниты считаем Сариака. Ему тоже повезло отметиться в местной эпиграфике. Надпись из Калиакры сообщает, что македонянин Антигон из Стиберы посвящает алтарь Диоскурам за царя Сариака. Имя македонянина Антигона всплывает в связи с посольствами Филиппа V и его сына Персея к бастарнам и другим придунайским варварам в 182-179 гг. до н.э. Тит Ливий сообщает, что Филипп сначала договорился о союзе с бастарнами против римлян и дарданов, а затем вел переговоры с фракийскими правителями о том, чтобы они предоставили бастарнам свободный проход через свои земли. Логично предположить, что именно в ходе этой дипломатической миссии Антигон из Стиберы оказался в Малой Скифии, где наладил довольно близкие отношения с Сариаком. О том, что Скифское царство в этот период продолжало развиваться и играло значительную роль в региональной политики свидетельствует начало единственный опыт чеканки серебряной монеты при Сариаке.
Но, уже следующий царь Акросак (Акроса/Акроза) вновь возвращается к чеканке из бронзы, хотя и более крупных номиналов, чем прежне. Интересно, что Сариак в отличие от своих предшественников и Акросака видимо утратил контроль над Одессом. Это совпадает с периодом союза одесситян с понтийским царем Фарнаком I, дедом знаменитого Митридата VI Великого, и активностью бастарнов во Фракии.
Фарнак был первым действительно влиятельным царем Понта. Около 183 г. до н.э. он захватил старинный греческий полис Синопу, которая стала его новой столицей. В 181-м он начал экспансию в малоазийских Пафлагонии и Галатии, но в 179 г. до н.э. был вынужден признать поражение и отказаться от территориальных приобретений. Уже тогда понтийский царь начинает активно распространять свое влияние в Западном и Северном Причерноморье. 179 г. датируется договор о дружбе между ним и Херсонесом, в том же году этот полис участвовал вместе с Гераклеей Понтийской, Кизиком, Месембрией и сарматским царем Гаталом в заключении мира Фарнака со своими соседями и Римом. Это указывает на то, что и с Месембрией существовал аналогичный договор о дружбе. Скорее всего, несколько позднее был заключен и договор с Одессом. Надпись в честь этого события, изданная в полисе, частично сохранилась, хотя подробности, к сожалению, до нас не дошли. Впрочем, специально оговаривается, что обе стороны должны сохранять дружбу с римлянами. Таким образом, соглашение должно было быть заключено между 179 и 170 гг. до н.э. (Фарнак умер ок. 169 г. до н.э.). Помимо прочего, этот договор важен тем, что фиксирует проникновение римского влияния в Добруджу. Фарнак, надо полагать, как и в договоре с херсонеситами, брал на себя обязательства помогать полису в случае нападения на него варваров. Переход одесситян под покровительство Фарнака логично объяснять смертью Сариака или его поражением от бастарнов (которое он едва ли бы пережил надолго). Логично предположить, что Акросаку удалось восстановить прежнее положение дел лишь после смерти Фарнака, но, вероятно, он не долго сохранял протекторат над Одессом (а может быть и жизнь), поскольку столкнулся с новой волной бастарнов, возвращавшихся из Македонии в 168/167 г. до н.э. Вообще, представляется, что большинство скифских царей Добруджи правили относительно короткое время. На это наталкивают имена магистратов, курирующих от имени царей чеканку их монет в греческих городах (характерно, что символы городов разные, а инициалы магистратов на них одинаковые, что свидетельствует о их царской службе). Так, общий «мастер над монетой» был с одной стороны у Танусака и Каниты, а с другой – у Каниты, Сариака и Акросы.
Помимо иных многочисленных магистратов Каниты, один служил трем царям. Об относительной кратковременности правления всех этих царей указывают и даты, которые маркируют относительно точно их правление (197 – 180 – 169). Наконец, все цари, кроме Каниты, отметились лишь небольшим количеством монетных типов. После Акросака скорее всего следовали Харасп и Айлий. Это явно было время последующего упадка Скифского царства. Их объединяет лишь один общий магистрат, при этом с предшествующими царями такой связи не наблюдается (хотя, Манов отмечает преемственность символики на монетах Хараспа и Акросы). Монеты этих царей чеканит исключительно монетный двор в Томах. М. Манов помещает их правление между Акросой и Сариаком, которого считает последним царем Скифии а ее гибель датирует 167 г. до н.э. С.И. Андрух относит правление Хараспа и Айлия ко 2й половине II в. до н.э. и началу I в. н.э., когда скифы участвуют в войнах местных племен с римлянами. Я полагаю, что истина где-то между этими двумя мнениями. Но, возможно нам удастся уточнить время гибели Скифского царства, опираясь на общий контекст истории региона.