Найти тему
Момент Таро

Когда мистика становится мейнстримом: как Таро стало феноменом ухода за собой

Раньше Таро считалось уделом легковерных. Теперь же, благодаря таким психологам, как Джессика Доре, оно стало рассматриваться как средство принятия настоящего.

Это перевод статьи Элл Хант When the mystical goes mainstream: how tarot became a self-care phenomenon, опубликованной в The Guardian 27 октября 2021 года.

Когда Джессика Доре росла, у ее матери была колода Таро, из которой она вытаскивала карты - к немалому огорчению дочери. В детстве Доре относилась к этому как к развлечению, связанному с гаданием. Но "в подростковом возрасте это было что-то вроде "Не лезь не в свое дело", - с горечью говорит она.

Это означало, что Доре, по крайней мере, была знакома с Таро. Колода из 78 карт, разделенных на старшие и младшие арканы ("большие" и "малые тайны"), с разной степенью искренности используется для предсказания прошлого, настоящего и будущего. "Но у меня никогда не было ощущения, что это может быть чем-то полезным для меня в моей жизни", - говорит Доре.

Затем, десять лет спустя, Доре устроила званый ужин, на который две подруги принесли с собой колоду Таро. По ее словам, они дали ей "удивительное" предсказание, которое пролило новый свет на тяжелый период, который она переживала. "Карты помогли мне почувствовать, что меня видят и понимают так, как я не привыкла". Этот опыт открыл ей глаза на то, что Таро способно менять точку зрения и открыть новые возможности. Она приобрела собственную колоду и начала гадать на картах после работы каждый вечер.

В то время Доре было около 20 лет, она была поэтом с дипломом специалиста по связям с общественностью, работающим в издательстве, выпускающем учебники по самопомощи и психологии. Ее поразило то, что исследования, с которыми она столкнулась в процессе работы, могли помочь людям по-новому взглянуть на свои мысли, чувства и поведение - если только они знали, что их нужно искать.

Таро, по ее мнению, может стать таким же проводником к осознанию и самоанализу. Эти две нити - барьеры на пути к самопомощи и Таро как путь к ней - шли вместе в сознании Доре, что привело к "странному и маловероятному союзу": она стала лицензированным социальным работником и штатным гадателем на Таро.

В Twitter более 130 тыс. человек (и 52 тыс. в Instagram (запрещенная в России соц. сеть)) следят за тем, как Доре ежедневно вытягивает карту, которую она затем связывает с психологическими концепциями, легендами, мифами и прочей атрибутикой в качестве стимула для самоанализа.

Например, пятерку кубков она связывает с тренингом когнитивной гибкости, предлагая расширить свое мышление как путь к избавлению от провоцирующих мыслей, а карта Солнца может рассказать о здоровой реакции на отказ.

Доре поделилась своими теоретическими знаниями о "человеческом опыте через Таро", в книге "Таро перемен: Использование карт для самопомощи, принятия и роста”. В этом практическом, тщательно проработанном руководстве Доре объединяет науку и арканы - две сферы, которые долгое время считались противоположными, но все чаще оказываются не такими уж и противоположными.

Таро относится к числу мистических практик, получивших в последние годы широкое распространение. Наиболее очевидной является астрология, которая в нашем общем лексиконе теперь почти соседствует с психоанализом, но есть также экстрасенсы, реинкарнация, поддержка духовных энергий (например, с помощью манифестации) и даже колдовство.

В 2018 году исследовательский центр Pew Research Center обнаружил, что шесть из десяти американцев (как религиозных, так и нет) придерживаются по крайней мере одного из верований нью-эйдж. В качестве объяснения приводились такие факторы, как интернет, объединяющий субкультуры и людей с альтернативными взглядами, модные дома, выдвигающие на первый план свои образы, а также упадок христианства и общинности на Западе.

Прежде всего, новый рассвет нью-эйдж был сформулирован как реакция на широко распространенную тревогу и социально-политическую нестабильность, как попытка найти смысл в непроницаемом, хаотичном мире.

В настоящее время можно заказать гадание на Таро непосредственно через Instagram (запрещенная в России соц. сеть) - @thehoodwitch Bri Luna (у нее 470 тыс. подписчиков) и @thelionnessoracle Alejandra Luisa León берут около 140 долл. в час - или научиться гадать самостоятельно, используя бесплатные ресурсы, такие как сообщество @biddytarot Бригит Эссельмонт или онлайн-школа и приложение Labyrinthos.

В TikTok карты Таро рисуются алгоритмами. Даже газета Sun недавно опубликовала свой собственный справочник по основным и второстепенным арканам, что является верным признаком стабильной посещаемости Интернета в поисках духовного руководства.

Однако Таро в том виде, в котором его практикует Доре, не столько дает ответы, сколько порождает новые вопросы. "Вы не предсказываете будущее - вы просто исследуете его, смотрите на изображения и активизируете воображение", - говорит она по телефону Zoom из своего дома в Филадельфии.

Доре сравнивает раскладываение карт с йогой: ежедневная дисциплина по уходу за собой, содержащая "глубокие духовные данные", которые нужно пережить, а не осмыслить. "Я пришла к Таро, чтобы понять, как лучше заботиться о себе, как проверять себя, как проявлять себя", - говорит она. (Действительно, каждое утро Доре занимается аштанга-йогой в течение двух часов, после чего 45 минут ведет дневник - если жизнь без самоанализа не стоит того, чтобы ее прожить, то ее жизнь завоевана с большим трудом).

Когда она начала свой ночной ритуал раскладывания карт, Доре обнаружила, что то, что получилось, придало форму ее мыслям и чувствам, подобно тому, как это можно сделать, написав письмо. Например, восьмерка мечей, обозначающая ощущение жертвы или ловушки, может заставить Доре задуматься о том, не избегает ли она каких-либо сложных эмоций.

Историческое прошлое карт не только послужило поводом для самоанализа, но и заставило Доре задуматься о повторении истории - круговых повествованиях и зеркальных образах в литературе, фольклоре и легендах. "Это очень питало меня, когда я чувствовал, что: "Кто-то нарисовал эту иллюстрацию, кто-то создал эти различные интерпретации - значит, я не одинока".

Если рассматривать Таро с этой точки зрения, то у него больше общего с терапией, чем можно было бы подумать. Как отмечает Доре, Карл Юнг изучал архетипы, символы и синхронистичность, пытаясь понять человеческую психику.

Сегодня когнитивно-поведенческая терапия, широко используемая для лечения депрессии и тревоги, направлена на изменение образа мышления с целью поддержания хорошего самочувствия. Другие научно обоснованные модели в значительной степени опираются на метафоры для достижения изменений (терапия принятия и приверженности).

Таро, как набор образов и идей, почерпнутых из древней мудрости, обладает аналогичным потенциалом для трансформации и роста, считает Доре. Она ссылается на определение американского психолога Джеймса Хиллмана: "Психологизация: всякий раз, когда размышление происходит в терминах, отличных от представленных".

Доре четко определяет границы: Таро - это не терапия, так же как и она сама не является терапевтом (хотя и прошла клиническую подготовку в рамках своей магистерской степени). Но это не значит, что проецирование нашей внутренней жизни на карту не приносит терапевтической пользы.

"Язык может завести вас в тупик, а может и вывести из него", - говорит Доре. "Таро - это набор метафор, которые могут помочь кому-то понять что-то: я могу просто сказать это вам, или вы можете посмотреть на изображение, и тогда это действительно станет понятным".

После почти 100 лет работы над обоснованием психологии на основе фактических данных и эмпирических исследований мы могли бы рассматривать такие специфические влияния как выходящие за рамки научного подхода. Однако на протяжении всей истории человечества духовность учитывалась в концепциях психического здоровья и благополучия, причем не обязательно в упрощенном виде.

Одним из результатов увлечения "здоровым образом жизни" в XXI веке является растущее осознание и признание реальной пользы таких неклинических практик, как медитация, йога, отдых на природе, ведение дневников и прием препаратов, изменяющих сознание.

Таро, по мнению Доре, можно рассматривать как вмешательство, уходящее корнями в мистическую традицию, подобно mindfulness. Она считает, что можно принять "другие способы познания", не отрицая и не подрывая науку.

Конечно, осторожность и чувство ответственности, с которыми Доре подходит к своей работе, могут удивить тех, кто считает Таро по сути эксплуатацией, забавой глупых и легковерных. Пренебрежительное отношение к Таро - как и к астрологии, еще одному популярному среди молодых женщин увлечению, - часто свидетельствует о том, что их страдания не воспринимаются всерьез.

Доре не считает себя работающей в явно феминистском контексте. Но она предполагает, что люди, которые не чувствуют себя представленными в общепринятых парадигмах или включенными в клиническую практику, могут извлечь наибольшую пользу из альтернативных подходов к лечению. (Доре прошла годичную стажировку в клинике по лечению расстройств пищевого поведения, где карты использовались с "потрясающим" эффектом).

Для тех людей, которые не чувствуют, что с ними разговаривают в рамках некоторых доказательных вмешательств, Таро открывает двери, чтобы люди могли прийти и сказать: "Вот что мне нужно", вместо того чтобы говорить им: "Вот что вам нужно", - говорит она.

Цель состоит не в том, чтобы отбросить факты, истину или науку, говорит Доре, а в том, чтобы освободить место для магии, которая долгое время была "отодвинута на задворки". Она предпочитает использовать определение, данное анонимным христианским автором "Медитаций на Таро": использование тонкого для воздействия на плотное.

В психологическом смысле это может означать лишь более глубокое осознание того, как наши мысли и эмоции (тонкое) определяют наши действия и поведение (плотное).

В мире, где нет столь жесткой границы между наукой и духовностью, - говорит Доре, - мы могли бы лучше понять свое поведение как потребителей, как активистов; работу, которую мы выбираем, то, на что тратим свое время. Чему они служат? На каких алтарях мы поклоняемся? Это кажется очень идеалистичным, но я думаю именно так".

Как видно, в настоящее время Таро поглощено и переработано теми бездумными силами капитализма, которым оно призвано противостоять. Там, где Памела Колман Смит, иллюстратор вездесущей колоды Таро Райдера-Уэйта, умерла без гроша в кармане и без славы, теперь можно найти колоды Таро, посвященные самым разным персонажам - от кошек до диснеевских злодеев.

В Urban Outfitters продается книжка-раскраска на тему Таро (или "путешествие-раскраска для личностного роста"), а также набор для коктейлей "с духовным подъемом", в котором "все 78 карт имеют значения, вдохновленные текилой". На более высоком уровне Dior представил "платья Таро" для своей кутюрной линии весны 2021 года. В лондонском универмаге Selfridges можно даже погадать на картах.

Как писал в 1953 году немецкий философ Теодор Адорно о популярности астрологии: "тот вид регрессии, который в высшей степени характерен для людей, не чувствующих себя более самоопределяющимися субъектами своей судьбы, сопровождается фетишистским отношением к тем же самым условиям, которые, как правило, их дегуманизируют".

Доре также пишет о карте Колесница и ограничениях силы воли: "Капитализм построен не для того, чтобы учить искать путь, он построен для того, чтобы учить подчиняться заданному пути". Но она предполагает, что Таро может показать и другой путь - как это всегда делали истории и символы, независимо от вопроса о том, имеют ли они под собой реальную основу.

"Я бы призвала вас задуматься о том, что этот набор образов, во многих случаях взятых прямо из мифологии, народных и сказочных историй, и даже из религии и духовности, тоже может иметь смысл, если вы сможете выйти за рамки жесткого мышления".

Даже если магия - это слишком большой шаг, то, "возвращая воображение из тисков сомнений и рационализма", Таро, по крайней мере, позволяет нам представить себе лучший мир: первый шаг к его созданию.

Идеал Таро - это "тотальность вещей", говорит Доре: где нет ничего черного и белого, где даже кажущиеся противоположности идентичны по своей природе, и "все вещи, какими бы противоречивыми они ни казались, могут существовать вместе". Это поразительно похоже на многие мировоззрения коренных народов, которые все чаще признаются жизненно важными в борьбе с климатическим кризисом.

Соучредитель организации "Восстание против вымирания" Гейл Брэдбрук и феминистский ученый Анджела Дэвис в своей деятельности также говорили о чем-то сродни определению магии, данному Доре: о возможности достичь того, что сейчас кажется невозможным.

Таро просто требует, чтобы мы были открыты для этого, говорит Доре. "Прекрасная вещь в Таро заключается в том, что вы встретите карту там, где вы готовы к этому".