Раньше Таро считалось уделом легковерных. Теперь же, благодаря таким психологам, как Джессика Доре, оно стало рассматриваться как средство принятия настоящего.
Это перевод статьи Элл Хант “When the mystical goes mainstream: how tarot became a self-care phenomenon”, опубликованной в The Guardian 27 октября 2021 года.
Когда Джессика Доре росла, у ее матери была колода Таро, из которой она вытаскивала карты - к немалому огорчению дочери. В детстве Доре относилась к этому как к развлечению, связанному с гаданием. Но "в подростковом возрасте это было что-то вроде "Не лезь не в свое дело", - с горечью говорит она.
Это означало, что Доре, по крайней мере, была знакома с Таро. Колода из 78 карт, разделенных на старшие и младшие арканы ("большие" и "малые тайны"), с разной степенью искренности используется для предсказания прошлого, настоящего и будущего. "Но у меня никогда не было ощущения, что это может быть чем-то полезным для меня в моей жизни", - говорит Доре.
Затем, десять лет спустя, Доре устроила званый ужин, на который две подруги принесли с собой колоду Таро. По ее словам, они дали ей "удивительное" предсказание, которое пролило новый свет на тяжелый период, который она переживала. "Карты помогли мне почувствовать, что меня видят и понимают так, как я не привыкла". Этот опыт открыл ей глаза на то, что Таро способно менять точку зрения и открыть новые возможности. Она приобрела собственную колоду и начала гадать на картах после работы каждый вечер.
В то время Доре было около 20 лет, она была поэтом с дипломом специалиста по связям с общественностью, работающим в издательстве, выпускающем учебники по самопомощи и психологии. Ее поразило то, что исследования, с которыми она столкнулась в процессе работы, могли помочь людям по-новому взглянуть на свои мысли, чувства и поведение - если только они знали, что их нужно искать.
Таро, по ее мнению, может стать таким же проводником к осознанию и самоанализу. Эти две нити - барьеры на пути к самопомощи и Таро как путь к ней - шли вместе в сознании Доре, что привело к "странному и маловероятному союзу": она стала лицензированным социальным работником и штатным гадателем на Таро.
В Twitter более 130 тыс. человек (и 52 тыс. в Instagram (запрещенная в России соц. сеть)) следят за тем, как Доре ежедневно вытягивает карту, которую она затем связывает с психологическими концепциями, легендами, мифами и прочей атрибутикой в качестве стимула для самоанализа.
Например, пятерку кубков она связывает с тренингом когнитивной гибкости, предлагая расширить свое мышление как путь к избавлению от провоцирующих мыслей, а карта Солнца может рассказать о здоровой реакции на отказ.
Доре поделилась своими теоретическими знаниями о "человеческом опыте через Таро", в книге "Таро перемен: Использование карт для самопомощи, принятия и роста”. В этом практическом, тщательно проработанном руководстве Доре объединяет науку и арканы - две сферы, которые долгое время считались противоположными, но все чаще оказываются не такими уж и противоположными.
Таро относится к числу мистических практик, получивших в последние годы широкое распространение. Наиболее очевидной является астрология, которая в нашем общем лексиконе теперь почти соседствует с психоанализом, но есть также экстрасенсы, реинкарнация, поддержка духовных энергий (например, с помощью манифестации) и даже колдовство.
В 2018 году исследовательский центр Pew Research Center обнаружил, что шесть из десяти американцев (как религиозных, так и нет) придерживаются по крайней мере одного из верований нью-эйдж. В качестве объяснения приводились такие факторы, как интернет, объединяющий субкультуры и людей с альтернативными взглядами, модные дома, выдвигающие на первый план свои образы, а также упадок христианства и общинности на Западе.
Прежде всего, новый рассвет нью-эйдж был сформулирован как реакция на широко распространенную тревогу и социально-политическую нестабильность, как попытка найти смысл в непроницаемом, хаотичном мире.
В настоящее время можно заказать гадание на Таро непосредственно через Instagram (запрещенная в России соц. сеть) - @thehoodwitch Bri Luna (у нее 470 тыс. подписчиков) и @thelionnessoracle Alejandra Luisa León берут около 140 долл. в час - или научиться гадать самостоятельно, используя бесплатные ресурсы, такие как сообщество @biddytarot Бригит Эссельмонт или онлайн-школа и приложение Labyrinthos.
В TikTok карты Таро рисуются алгоритмами. Даже газета Sun недавно опубликовала свой собственный справочник по основным и второстепенным арканам, что является верным признаком стабильной посещаемости Интернета в поисках духовного руководства.
Однако Таро в том виде, в котором его практикует Доре, не столько дает ответы, сколько порождает новые вопросы. "Вы не предсказываете будущее - вы просто исследуете его, смотрите на изображения и активизируете воображение", - говорит она по телефону Zoom из своего дома в Филадельфии.
Доре сравнивает раскладываение карт с йогой: ежедневная дисциплина по уходу за собой, содержащая "глубокие духовные данные", которые нужно пережить, а не осмыслить. "Я пришла к Таро, чтобы понять, как лучше заботиться о себе, как проверять себя, как проявлять себя", - говорит она. (Действительно, каждое утро Доре занимается аштанга-йогой в течение двух часов, после чего 45 минут ведет дневник - если жизнь без самоанализа не стоит того, чтобы ее прожить, то ее жизнь завоевана с большим трудом).
Когда она начала свой ночной ритуал раскладывания карт, Доре обнаружила, что то, что получилось, придало форму ее мыслям и чувствам, подобно тому, как это можно сделать, написав письмо. Например, восьмерка мечей, обозначающая ощущение жертвы или ловушки, может заставить Доре задуматься о том, не избегает ли она каких-либо сложных эмоций.
Историческое прошлое карт не только послужило поводом для самоанализа, но и заставило Доре задуматься о повторении истории - круговых повествованиях и зеркальных образах в литературе, фольклоре и легендах. "Это очень питало меня, когда я чувствовал, что: "Кто-то нарисовал эту иллюстрацию, кто-то создал эти различные интерпретации - значит, я не одинока".
Если рассматривать Таро с этой точки зрения, то у него больше общего с терапией, чем можно было бы подумать. Как отмечает Доре, Карл Юнг изучал архетипы, символы и синхронистичность, пытаясь понять человеческую психику.
Сегодня когнитивно-поведенческая терапия, широко используемая для лечения депрессии и тревоги, направлена на изменение образа мышления с целью поддержания хорошего самочувствия. Другие научно обоснованные модели в значительной степени опираются на метафоры для достижения изменений (терапия принятия и приверженности).
Таро, как набор образов и идей, почерпнутых из древней мудрости, обладает аналогичным потенциалом для трансформации и роста, считает Доре. Она ссылается на определение американского психолога Джеймса Хиллмана: "Психологизация: всякий раз, когда размышление происходит в терминах, отличных от представленных".
Доре четко определяет границы: Таро - это не терапия, так же как и она сама не является терапевтом (хотя и прошла клиническую подготовку в рамках своей магистерской степени). Но это не значит, что проецирование нашей внутренней жизни на карту не приносит терапевтической пользы.
"Язык может завести вас в тупик, а может и вывести из него", - говорит Доре. "Таро - это набор метафор, которые могут помочь кому-то понять что-то: я могу просто сказать это вам, или вы можете посмотреть на изображение, и тогда это действительно станет понятным".
После почти 100 лет работы над обоснованием психологии на основе фактических данных и эмпирических исследований мы могли бы рассматривать такие специфические влияния как выходящие за рамки научного подхода. Однако на протяжении всей истории человечества духовность учитывалась в концепциях психического здоровья и благополучия, причем не обязательно в упрощенном виде.
Одним из результатов увлечения "здоровым образом жизни" в XXI веке является растущее осознание и признание реальной пользы таких неклинических практик, как медитация, йога, отдых на природе, ведение дневников и прием препаратов, изменяющих сознание.
Таро, по мнению Доре, можно рассматривать как вмешательство, уходящее корнями в мистическую традицию, подобно mindfulness. Она считает, что можно принять "другие способы познания", не отрицая и не подрывая науку.
Конечно, осторожность и чувство ответственности, с которыми Доре подходит к своей работе, могут удивить тех, кто считает Таро по сути эксплуатацией, забавой глупых и легковерных. Пренебрежительное отношение к Таро - как и к астрологии, еще одному популярному среди молодых женщин увлечению, - часто свидетельствует о том, что их страдания не воспринимаются всерьез.
Доре не считает себя работающей в явно феминистском контексте. Но она предполагает, что люди, которые не чувствуют себя представленными в общепринятых парадигмах или включенными в клиническую практику, могут извлечь наибольшую пользу из альтернативных подходов к лечению. (Доре прошла годичную стажировку в клинике по лечению расстройств пищевого поведения, где карты использовались с "потрясающим" эффектом).
Для тех людей, которые не чувствуют, что с ними разговаривают в рамках некоторых доказательных вмешательств, Таро открывает двери, чтобы люди могли прийти и сказать: "Вот что мне нужно", вместо того чтобы говорить им: "Вот что вам нужно", - говорит она.
Цель состоит не в том, чтобы отбросить факты, истину или науку, говорит Доре, а в том, чтобы освободить место для магии, которая долгое время была "отодвинута на задворки". Она предпочитает использовать определение, данное анонимным христианским автором "Медитаций на Таро": использование тонкого для воздействия на плотное.
В психологическом смысле это может означать лишь более глубокое осознание того, как наши мысли и эмоции (тонкое) определяют наши действия и поведение (плотное).
В мире, где нет столь жесткой границы между наукой и духовностью, - говорит Доре, - мы могли бы лучше понять свое поведение как потребителей, как активистов; работу, которую мы выбираем, то, на что тратим свое время. Чему они служат? На каких алтарях мы поклоняемся? Это кажется очень идеалистичным, но я думаю именно так".
Как видно, в настоящее время Таро поглощено и переработано теми бездумными силами капитализма, которым оно призвано противостоять. Там, где Памела Колман Смит, иллюстратор вездесущей колоды Таро Райдера-Уэйта, умерла без гроша в кармане и без славы, теперь можно найти колоды Таро, посвященные самым разным персонажам - от кошек до диснеевских злодеев.
В Urban Outfitters продается книжка-раскраска на тему Таро (или "путешествие-раскраска для личностного роста"), а также набор для коктейлей "с духовным подъемом", в котором "все 78 карт имеют значения, вдохновленные текилой". На более высоком уровне Dior представил "платья Таро" для своей кутюрной линии весны 2021 года. В лондонском универмаге Selfridges можно даже погадать на картах.
Как писал в 1953 году немецкий философ Теодор Адорно о популярности астрологии: "тот вид регрессии, который в высшей степени характерен для людей, не чувствующих себя более самоопределяющимися субъектами своей судьбы, сопровождается фетишистским отношением к тем же самым условиям, которые, как правило, их дегуманизируют".
Доре также пишет о карте Колесница и ограничениях силы воли: "Капитализм построен не для того, чтобы учить искать путь, он построен для того, чтобы учить подчиняться заданному пути". Но она предполагает, что Таро может показать и другой путь - как это всегда делали истории и символы, независимо от вопроса о том, имеют ли они под собой реальную основу.
"Я бы призвала вас задуматься о том, что этот набор образов, во многих случаях взятых прямо из мифологии, народных и сказочных историй, и даже из религии и духовности, тоже может иметь смысл, если вы сможете выйти за рамки жесткого мышления".
Даже если магия - это слишком большой шаг, то, "возвращая воображение из тисков сомнений и рационализма", Таро, по крайней мере, позволяет нам представить себе лучший мир: первый шаг к его созданию.
Идеал Таро - это "тотальность вещей", говорит Доре: где нет ничего черного и белого, где даже кажущиеся противоположности идентичны по своей природе, и "все вещи, какими бы противоречивыми они ни казались, могут существовать вместе". Это поразительно похоже на многие мировоззрения коренных народов, которые все чаще признаются жизненно важными в борьбе с климатическим кризисом.
Соучредитель организации "Восстание против вымирания" Гейл Брэдбрук и феминистский ученый Анджела Дэвис в своей деятельности также говорили о чем-то сродни определению магии, данному Доре: о возможности достичь того, что сейчас кажется невозможным.
Таро просто требует, чтобы мы были открыты для этого, говорит Доре. "Прекрасная вещь в Таро заключается в том, что вы встретите карту там, где вы готовы к этому".