Найти тему
Адвокат Сергей Радько

И снова про утилизационный сбор. Маразм крепчает...

На новый виток вышла борьба государства за наши кошельки. И все, кто сегодня пытается приобрести автомобиль, сами того не ведая, автоматически становятся игроками в рулетку с государством, с которым, как известно, играть бессмысленно - это «крупье» само устанавливает правила игры в своём «казино». Разумеется, в свою же пользу…

Ранее уже рассказывал о проблемах тех, кто ввозил автомобили (реально или номинально) в количестве нескольких штук и теперь вынужден доплачивать. Кратко напомню - за каждый ввезённый в страну автомобиль необходимо уплатить узаконенный побор - утилизационный сбор (далее - УС). Для «физиков» (то есть граждан) предусмотрена возможность уплаты УС в льготном размере, если автомобиль ввозится с целью личного использования. Для новых автомобилей размер УС составляет 3400 рублей, для автомобилей более трёх лет - 5200 рублей. И именно цель личного пользования указывалась этими гражданами в подаваемых в таможню документах для уплаты минимального сбора.

Что любопытно - таможня «давала добро» на это, по непонятным причинам закрывая глаза на неоднократную уплату УС в минимальном размере даже при ввозе нескольких машин за сравнительно небольшой период времени (например, в течение трёх-пяти месяцев) и выпускала автомобиль в свободное обращение. Однако спустя некоторое время государство «опомнилось» и начало рассылать этим гражданам требования о доплате УС по повышенным ставкам, поскольку «вдруг» заметило, что автомобили ввезены для перепродажи (что, откровенно говоря, так и было), а потому УС подлежал перерасчёту и доплате. При этом разница в некоторых случаях составляет не только несколько сотен тысяч рублей, но и более миллиона.

И если в отношении тех, кто действительно пытался «схитрить» и сэкономить на УС при ввозе автомобилей с целью дальнейшей перепродажи, такие претензии таможни являются по сути справедливыми (ведь эти декларанты должны были понимать всю степень риска, оформляя пятый или двадцатый автомобиль «для личного пользования») - сейчас последствия таких «экономных» схем оформления расхлёбывают ни в чём не повинные добросовестные покупатели, которым «посчастливилось» приобрести такие автомобили. И вот что происходит…

Приняв, что получить доплату УС в повышенном размере с тех, кто ввез автомобили якобы для личного пользования, а потом продал их, малореально (ведь этих автомобилей у них уже нет, а другого имущества или доходов может оказаться недостаточно), государство рьяно взялось выколачивать доплату с покупателей автомобилей. И законодательная лазейка для этого нашлась очень быстро.

Таможенники внимательно почитали закон «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ от 24.06.1998 г.) и узрели в нём пункт 3 статьи 24.1, который прямо говорит, что плательщиками УС являются не только лица, которые ввозят в страну транспортные средства, но и приобрели здесь эти самые транспортные средства у лиц, не уплачивающих УС либо не уплативших его в нарушение установленного порядка. То есть закон прямо предусматривает обязанность покупателя (который сам ничего НЕ ввозил, а только приобрёл уже ввезённый и, возможно, даже полностью растаможенный автомобиль) уплатить УС в том размере, который подлежал уплате по так называемым «коммерческим ставкам» (то есть когда цель «личного пользования» автомобилем не подтвердилась).

И суммы здесь фигурируют немалые. Так, при объёме двигателя до 3 литров размер УС для новых авто составляет 3400 рублей, для «трёхлеток» - 5200 рублей (всё это, напомню, при указании в документах цели «личное пользование»). Если же эта цель окажется иной (как правило, перепродажа) - ставка УС взлетит.

Например, для автомобилей с объёмом двигателя до 1 л она составит уже 81200 рублей (для новых) и 207200 рублей - для подержанных.

За двигатель объёмом от 1 до 2 л придётся выложить 306000 рублей за новый автомобиль и 528800 рублей - за трёхлетний.

Дальше - больше. Самые популярные двигатели с объёмом от 2 до 3 л могут вытянуть из кармана покупателя аж 844800 рублей и 1279000 рублей соответственно. Про другие, ещё более мощные автомобили, писать не буду - всё и так понятно.

Ну а почему эта история начала раскручиваться только сейчас? Дело в том, что 17 октября этого года Правительство приняло постановление № 1722 (которое вступило в силу 29 октября), где изложило критерии цели «личного пользования автомобилем». И теперь в отношении автомашин, ввезённых сюда после 01 августа, цель «личное пользование», указанная в документах при расчёте УС, будет считаться таковой лишь в случае, когда автомобиль в течение года после его «растаможки» (точнее, с даты оформления таможенного приходного ордера) был зарегистрирован именно на того, кто его ввёз и изначально уплатил УС в льготном размере.

Тут-то и началось. Ведь схема по ввозу этих автомобиля примерно такая. Автомобиль ввозится и оформляется одним лицом (разумеется, якобы для «личного пользования» и по льготным ставкам), затем продаётся другому - конечному покупателю (возможно, даже на заказ специально для него). И когда этот покупатель пытается получить ЭПТС (электронный ПТС) - таможня требует доплату УС по повышенной ставке (размеры приведены выше).

Кстати, нельзя исключить и случаи, когда требование о доплате будет предъявлено конечному покупателю даже после выдачи ЭПТС и регистрации им в ГАИ автомобиля на себя - ведь факт отчуждения автомобиля декларантом ранее года после ввозе имеет место быть, значит, условия для уплаты УС в целях личного пользования не соблюдены и автомобиль куплен у лица, не уплатившего сбор в установленном, то есть повышенном размере. А это, как прямо указано в законе, даёт право требовать доплаты с нынешнего автовладельца.

Получается, для избежания подобных проблем выход только один - самостоятельно покупать автомобиль за границей (что само по себе занятие довольно «увлекательное» и не менее рискованное) и не приобретать автомобиль здесь у продавца, на которого автомобиль зарегистрирован менее года.

Однако и в этом случае не всё так гладко. Даже если всё сделать самостоятельно и безупречно (ввезти для себя один-единственный автомобиль для того самого «личного пользования»), однако продать его ранее года с момента таможенного оформления (а в жизни всякое случается и необходимость в деньгах может возникнуть внезапно, для чего и придётся продать автомобиль) - государство тут же потребует доплату. Ведь условия для личного пользования не соблюдены. Маразм крепчает…

Остаётся лишь приобретать автомобили у так называемых «официальных дилеров». Правда, цена там явно не порадует - ведь дилеры оформляют автомобили по своим «коммерческим» ставкам, которые потом просто включают в стоимость…