В 1919 году Кёнигсбергскую академию художестве перенесли из центра города в живописный район – новое здание разместилось близ парка района Ратсхоф, пруда Хаммертайх и вытекающего из него ручья Ратсхофер Фрайграбен. Решение логичное – природа куда как больше развивает в человеке чувство прекрасного, нежели краснокирпичные здания города-крепости. Забавно получается, но даже когда в стенах бывшей обители муз искусства разместилась обычная советская школа, аура места влияла на своих учеников. Один из её выпускников так хотел написать нечто необычное, что стал первым человеком в мире, вышедшим в открытый космос …
Еще первый герцог Пруссии Альбрехт стремился сделать Кёнигсберг столицей не только купеческой, но и изобразительного искусства. Для этого в 1529 году он приглашает к себе в качестве придворного художника подмастерье великого Дюрера Херранта, а в Виттенберг отправляет на обучение у Кранаха местного художника Кёнигсвизера. Это даёт плоды - появляются первые кёнигсбергские гении в лице Мёллера и Вильмана.
Без сомнения, зёрна, заложенные Альбрехтом, быстро бы дали плоды, если не решение прусского короля Фридриха I о переносе столицы государства в Берлин. Кёнигсберг вмиг потерял всю творческую элиту. Исправлять положение начал городской президент Гиппель, который в 1790 году основал «Школу искусств и цехов» (позже - «Школа искусств и ремесел»), которая разместилась в доме профессора физики Альбертины Карла Готфрида Хагена.
На следующий уровень искусство Кёнигсберга вышло по инициативе оберпрезидента Пруссии Генриха Теодора фон Шёна, в 1833 году обратившегося к королю Фридриху Вильгельму IVс просьбой учредить заведение, «в котором могло бы быть объединено всё, что относится к искусству». Так в 1842 году создается Академия художеств Кёнигсберга (нем. Kunstakademie Königsberg), которая поглощает художественно-промышленную школу и музей, расположенный в Королевском замке. Первое здание Академии находилось в историческом центре города по адресу: Кёнигштрассе, 57 (ныне – ул. Фрунзе).
В качестве директора из Берлина выписали известного живописца, работавшего с востребованные тогда в Пруссии историческими темами, Людвига Розенфельда, потребовав в кратчайшие годы подготовить высококлассных скульпторов и художников. Правда в первый учебный год, стартовавший в 1845 году, обучалось всего … 3 студента. Впрочем, популярность академии росла, т.к. преподавать в Кёнигсберг приезжали известные выпускники аналогичной Берлинской. Изначально упор делался на живопись, а в 1882 году был открыт класс скульптуры.
Работы преподавателей и студентов Кёнигсбергской академии художеств демонстрировались на выставках в Берлине, Париже, Кракове. Скульпторы Ройш, Кауэр, Розенберг изменили архитектурный облик Кёнигсберга, а их фамилии до сих пор на слуху у искусствоведов Калининграда.
Постепенно академии стало тесно в своих аудиториях, а кирпичный облик центра города давил на творческие натуры, поэтому администрация Кёнигсберга выделяет заведению дивный участок в районе Ратсхоф под строительство комплекса зданий.
В 1919 году в западной части парка было построено новое здание Академии художеств Кёнигсберга. Его проектировал профессор учебного заведения и бескомпромиссный приверженец модернистской архитектуры (но не без использования элементов классицизма), автор сакрального символа города – портика Канту и здания Финансового управления Восточной Пруссии (ныне – Областной правительство) Иоганн Людвиг Фридрих Ларс.
Главный корпус с домом для директора и домоправителя находился перпендикулярно улице Ратслинден (нем. Ratslinden, ныне – ул. Бассейная, 40). Рядом построили: «Дом графиков», «Дом скульпторов», «Дом художников» (один, хотя планировалось три).
Основной корпус представлял собой длинное здание, разделенное тремя ризалитами. Центральный двухэтажный фасад покрыли специальной светлой краской. Здание венчала двухскатная крыша из клинкерной черепицы красного цвета с галереей из квадратных окон.
На среднем ризалите основного корпуса над главным входом имелось большое окно античной полуциркулярной формы. С обеих сторон от него разместили барельефы работы под названием «Летящие нимфы» - парящие женские образы: одна держит венок, другая – рог изобилия.
Их автором был ещё один профессор академии и руководитель класса скульптуры, автор более ста работ в Кёнигсберге – Станислав Кауэр.
Внутри корпуса располагался холл, выходивший в сад. Его пространство разделялось пилястрами и колоннами по обе стороны, вдоль стояли скульптуры преподавателей и студентов. На основных этажах размещались кабинеты для занятий, в мансардном помещении располагались мастерские учеников.
В боковом флигеле был конференц-зал, зачастую использовавшийся для выставок работ художников, поэтому для него была придумана специальная форма окон, дававшая много естественного света.
Во времена Третьего рейха отношение к искусству было своеобразным. Для фюрера мерилом совершенства была не сама работа, а её автор: все, кто присягал ему на верность, оставались в профессии, деятельность же остальных подпадала под термин нацистской пропаганды «дегенеративное искусство», они лишались должностей и права заниматься любимым делом, их произведения уничтожались. Второй путь был уготован многим выпускникам и преподавателям Кёнигсбергской академии, включая и её директора Фридриха Ларса, которого на посту сменил архитектор Курт Фрик, ещё до наступления диктатуры Гитлера ставший членом пронацистского Немецкого общества архитекторов и инженеров, антисемитской «Лиги борьбы за немецкую культуру». В 1944 году Фрика включили в так называемый «Список, данный Богом» - перечень немецких художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов, литераторов, артистов, музыкантов, певцов и прочих деятелей искусства, которые были важны для пропаганды национал-социалистического режима и подлежали отдельной защите.
В январе 1945 года Академия художеств прекратила своё существование. Её директор и уроженец Кёнигсберга оставил свою родину и бежал в Баварию. Часть скульптур и картин удалось заблаговременно вывести в Германию и сегодня они хранятся в Музее Кёнигсберга в Дуйсбурге. Летом 1945 года из помещений учебного заведения были изъяты и вывезены в Москву 139 произведений искусства, которые сегодня числятся в фонде Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сегодня некоторые из тех работ являются частью коллекции Калининградского музея изобразительных искусств.
В настоящее время произведения художников Кёнигсбергской академии искусств по большей части находятся в Музее города Кенигсберга в Дуйсбурге и в частных собраниях. В Калининградской художественной галерее искусство художников Академии представлено произведениями Г. Вольффа, Х. Нойманн, Н. Долециха.
После Второй мировой войны строения были быстро восстановлены, правда, после реконструкции лишились многих аутентичных элементов. С 1948 года в здании Академии художеств Кёнигсберга разместилась общеобразовательная школа №21.
В 1949 году в неё перешёл учиться Алексей Леонов, который в этих стенах так увлёкся живописью, что хотел поступать в Рижскую академию художеств, но семья не имела средств для его самостоятельной жизни в другом городе. Возможно, желание изобразить вид Земли из космоса, сподвигло его на карьеру космонавта.
Кстати, свои художественные таланты, которые явно проснулись там, где творили художники и скульпторы Кёнигсберга, он реализовал – вместе с художником-фантастом Соколовым выполнил серию марок, которые в 1972 году были признаны «лучшими марками СССР» в разделе «Советская наука и техника».
С 1965 года Школа №21 носит имя легендарного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, почётного гражданина Калининграда.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).