Найти тему
ПОЗНАВАЯ ПРУССИЮ

История искусства Кёнигсберга и «космическая» Академия художеств.

В 1919 году Кёнигсбергскую академию художестве перенесли из центра города в живописный район – новое здание разместилось близ парка района Ратсхоф, пруда Хаммертайх и вытекающего из него ручья Ратсхофер Фрайграбен. Решение логичное – природа куда как больше развивает в человеке чувство прекрасного, нежели краснокирпичные здания города-крепости. Забавно получается, но даже когда в стенах бывшей обители муз искусства разместилась обычная советская школа, аура места влияла на своих учеников. Один из её выпускников так хотел написать нечто необычное, что стал первым человеком в мире, вышедшим в открытый космос …

Академия художеств Кёнигсберга.
Академия художеств Кёнигсберга.

Еще первый герцог Пруссии Альбрехт стремился сделать Кёнигсберг столицей не только купеческой, но и изобразительного искусства. Для этого в 1529 году он приглашает к себе в качестве придворного художника подмастерье великого Дюрера Херранта, а в Виттенберг отправляет на обучение у Кранаха местного художника Кёнигсвизера. Это даёт плоды - появляются первые кёнигсбергские гении в лице Мёллера и Вильмана.

Без сомнения, зёрна, заложенные Альбрехтом, быстро бы дали плоды, если не решение прусского короля Фридриха I о переносе столицы государства в Берлин. Кёнигсберг вмиг потерял всю творческую элиту. Исправлять положение начал городской президент Гиппель, который в 1790 году основал «Школу искусств и цехов» (позже - «Школа искусств и ремесел»), которая разместилась в доме профессора физики Альбертины Карла Готфрида Хагена.

Перове здание.
Перове здание.

На следующий уровень искусство Кёнигсберга вышло по инициативе оберпрезидента Пруссии Генриха Теодора фон Шёна, в 1833 году обратившегося к королю Фридриху Вильгельму IVс просьбой учредить заведение, «в котором могло бы быть объединено всё, что относится к искусству». Так в 1842 году создается Академия художеств Кёнигсберга (нем. Kunstakademie Königsberg), которая поглощает художественно-промышленную школу и музей, расположенный в Королевском замке. Первое здание Академии находилось в историческом центре города по адресу: Кёнигштрассе, 57 (ныне – ул. Фрунзе).

В качестве директора из Берлина выписали известного живописца, работавшего с востребованные тогда в Пруссии историческими темами, Людвига Розенфельда, потребовав в кратчайшие годы подготовить высококлассных скульпторов и художников. Правда в первый учебный год, стартовавший в 1845 году, обучалось всего … 3 студента. Впрочем, популярность академии росла, т.к. преподавать в Кёнигсберг приезжали известные выпускники аналогичной Берлинской. Изначально упор делался на живопись, а в 1882 году был открыт класс скульптуры.

Первое здание.
Первое здание.

Работы преподавателей и студентов Кёнигсбергской академии художеств демонстрировались на выставках в Берлине, Париже, Кракове. Скульпторы Ройш, Кауэр, Розенберг изменили архитектурный облик Кёнигсберга, а их фамилии до сих пор на слуху у искусствоведов Калининграда.

Постепенно академии стало тесно в своих аудиториях, а кирпичный облик центра города давил на творческие натуры, поэтому администрация Кёнигсберга выделяет заведению дивный участок в районе Ратсхоф под строительство комплекса зданий.

Фридрих Ларс.
Фридрих Ларс.

В 1919 году в западной части парка было построено новое здание Академии художеств Кёнигсберга. Его проектировал профессор учебного заведения и бескомпромиссный приверженец модернистской архитектуры (но не без использования элементов классицизма), автор сакрального символа города – портика Канту и здания Финансового управления Восточной Пруссии (ныне – Областной правительство) Иоганн Людвиг Фридрих Ларс.

-5

Главный корпус с домом для директора и домоправителя находился перпендикулярно улице Ратслинден (нем. Ratslinden, ныне – ул. Бассейная, 40). Рядом построили: «Дом графиков», «Дом скульпторов», «Дом художников» (один, хотя планировалось три).

-6

Основной корпус представлял собой длинное здание, разделенное тремя ризалитами. Центральный двухэтажный фасад покрыли специальной светлой краской. Здание венчала двухскатная крыша из клинкерной черепицы красного цвета с галереей из квадратных окон.

-7

На среднем ризалите основного корпуса над главным входом имелось большое окно античной полуциркулярной формы. С обеих сторон от него разместили барельефы работы под названием «Летящие нимфы» - парящие женские образы: одна держит венок, другая – рог изобилия.

Станислав Кауэр.
Станислав Кауэр.

Их автором был ещё один профессор академии и руководитель класса скульптуры, автор более ста работ в Кёнигсберге – Станислав Кауэр.

-9

Внутри корпуса располагался холл, выходивший в сад. Его пространство разделялось пилястрами и колоннами по обе стороны, вдоль стояли скульптуры преподавателей и студентов. На основных этажах размещались кабинеты для занятий, в мансардном помещении располагались мастерские учеников.

-10

В боковом флигеле был конференц-зал, зачастую использовавшийся для выставок работ художников, поэтому для него была придумана специальная форма окон, дававшая много естественного света.

Курт Фрик.
Курт Фрик.

Во времена Третьего рейха отношение к искусству было своеобразным. Для фюрера мерилом совершенства была не сама работа, а её автор: все, кто присягал ему на верность, оставались в профессии, деятельность же остальных подпадала под термин нацистской пропаганды «дегенеративное искусство», они лишались должностей и права заниматься любимым делом, их произведения уничтожались. Второй путь был уготован многим выпускникам и преподавателям Кёнигсбергской академии, включая и её директора Фридриха Ларса, которого на посту сменил архитектор Курт Фрик, ещё до наступления диктатуры Гитлера ставший членом пронацистского Немецкого общества архитекторов и инженеров, антисемитской «Лиги борьбы за немецкую культуру». В 1944 году Фрика включили в так называемый «Список, данный Богом» - перечень немецких художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов, литераторов, артистов, музыкантов, певцов и прочих деятелей искусства, которые были важны для пропаганды национал-социалистического режима и подлежали отдельной защите.

-12

В январе 1945 года Академия художеств прекратила своё существование. Её директор и уроженец Кёнигсберга оставил свою родину и бежал в Баварию. Часть скульптур и картин удалось заблаговременно вывести в Германию и сегодня они хранятся в Музее Кёнигсберга в Дуйсбурге. Летом 1945 года из помещений учебного заведения были изъяты и вывезены в Москву 139 произведений искусства, которые сегодня числятся в фонде Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Сегодня некоторые из тех работ являются частью коллекции Калининградского музея изобразительных искусств.

-13

В настоящее время произведения художников Кёнигсбергской академии искусств по большей части находятся в Музее города Кенигсберга в Дуйсбурге и в частных собраниях. В Калининградской художественной галерее искусство художников Академии представлено произведениями Г. Вольффа, Х. Нойманн, Н. Долециха.

-14

После Второй мировой войны строения были быстро восстановлены, правда, после реконструкции лишились многих аутентичных элементов. С 1948 года в здании Академии художеств Кёнигсберга разместилась общеобразовательная школа №21.

-15

В 1949 году в неё перешёл учиться Алексей Леонов, который в этих стенах так увлёкся живописью, что хотел поступать в Рижскую академию художеств, но семья не имела средств для его самостоятельной жизни в другом городе. Возможно, желание изобразить вид Земли из космоса, сподвигло его на карьеру космонавта.

-16

Кстати, свои художественные таланты, которые явно проснулись там, где творили художники и скульпторы Кёнигсберга, он реализовал – вместе с художником-фантастом Соколовым выполнил серию марок, которые в 1972 году были признаны «лучшими марками СССР» в разделе «Советская наука и техника».

-17

С 1965 года Школа №21 носит имя легендарного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, почётного гражданина Калининграда.

© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).

Друзья, нам важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на наш канал и, пожалуйста, поставьте лайк.