ВКЛАД ЮНГА В ПСИХОЛОГИЮ

Несколько лет назад я сделала выбор в пользу юнгианства и пожалуй, останусь с ним до конца.

Прежде чем переходить к основам и архетипам по Юнгу, я хочу познакомить вас с ним, развеяв популярные заблуждения касательно его личности и трудов.

Карл Густав Юнг (26 Июля 1875 - 6 июня 1961)

Несколько лет назад я сделала выбор в пользу юнгианства и пожалуй, останусь с ним до конца.

Создатель аналитической психологии.

Так почему Юнг?

  1. Это действительно интересно. Изучение его трудов требует весомой подготовки. Да, он сложен, не согласится с этим невозможно, именно поэтому его работы трактовали часто не верно, ибо где сложно, там обыденный разум упрощает на свой лад и трактует по своему. Прочесть любую из его книг и отложить не получится, - это будет ошибкой. Чтобы бы быть уверенной, что книга действительно прочитана и понята - к ней предстоит вернуться еще множество раз. Лично я получаю колоссальное удовольствие от чтения его трудов и сожалею только о том, что пока не могу прочесть оригиналы, а не переводы.
  2. Большая часть направлений в психологии переплетаются с Юнгом и вытекают из его учений.
  3. Юнг аккуратно лавировал между субьективным и объективным, между научным и ненаучным, расширяя границы и ища ответы везде. Его подход пропитан смелостью. Он отказался от ряда старых положений психоанализа. В отличии от научных психологов он шел намного глубже. Он не упирался в холодную теорию: «За границами логики цветет истина, и никакая теория туда не проникает. Наука способна дойти лишь до границ логики, природа же идет гораздо дальше» (К.Г.Юнг). И это ТО, почему я отдала свое «умственное сердце» ему. Потому что всегда была уверена - в познании сложности человеческой психики нет границ и быть не может. В этом обрела прекрасного учителя. Я с нетерпением ждала часа, когда дорасту до понимания сути, что он вкладывал в свои труды. Как и многое в моей жизни сопровождало меня совершенно непонятным образом, фактически преследуя подавая маяки неизбежности знакомства, так и случилось с юнигианским направлением. Наверно я соврала сказав, что выбрала его, скорее оно выбрало меня. А еще точнее - мы выбрали друг друга. Потому что с 13 лет у меня были на руках несколько его книг, что я тщетно начинала читать и совершенно не понимала, но очень хотела.
  4. Кстати, теория-это вообще не про Юнга. Основа его психологии - эмпирические факторы. Он не выдавал общих теорий в отличии от Фрейда (Здесь я не принижаю вклад Фрейда, а скорее провожу разницу. Обе эти личности сыграли весомую роль, но каждый согласно своему пути, и недооценивать вклад Фрейда как минимум глупо.)Возвращаясь к Юнгу: он не верил в построении единой теории. Теория облегчает анализ и дает легкий путь зацепиться за нее в нежелании искать индивидуальную причину. А это уже о многом говорит.

Мифы и домыслы.

  1. Юнг был учеником Фрейда.

Нет, Юнг не был учеником Фрейда. Да, Зигмунд повлиял на Карла и некоторое время они тесно сотрудничали и Фрейд делал большие ставки на более юнного Карла. После расхождения каждый отправился своим путем с изначально разными базами, что и послужило разногласиям и расставанию.

  1. Юнг был мистиком/ Юнг полностью отвергал духовность и мистицизм.

Как я уже написала выше - это две грани домыслов.

Во-первых базовое образование Юнга -медицинское и он использовал по большей части научный аппарат, имея склонность к мистицизму как к метафорическому аспекту и это очевидно тем, кто изучал архетипы и «Миф Юнга». Он проводил параллели разбирая религиозные метафоры и древние мифы на примере человеческой психики и не более. К мистицизму он не склонял, как и не погружался полностью. Юнг - это ученый, что подвигал рамки и границы изучаемого, внося свой вклад, что как я считаю, нам так не хватает сегодня. Он не был копировальным аппаратом, но определённо был искателем. Использовал комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование.

Основы учения Юнга и его вклад.

  1. Субъективная реальность так же реальна, как и объективная. Вымышленный внутренний мир человека так же значим, как и внешний и дает ответы на множество вопросов.
  2. Структура личности включает в себя сознание (поверхность) и бессознательное (глубина). Задача юнигианской психотерапии наладить диалог между двумя составляющими психики и прийти к осознанности.
  3. Высокий уровень осознанности, как цель и смысл жизни человека. Об этом я напишу отдельный пост, ибо тема того требует. По Юнгу- это индивидуация. Индивидуация - сепарация человека от коллективности, разотждествление с ЭГО, выход из слияния с внешней средой. Процесс доступный каждому, но так редко кем достигаемый.
  4. Эго - не вся личность, а лишь составная часть. Здесь у Юнга можно заметить переплетение с Восточной философией.
  5. Коллективная психика, она же коллективное бессознательное. Априорно существующая часть, хотим мы этого или нет. То, что не опирается на личный опыт разума. У Канта похожая идея зовется - ноумены. Можно сказать, что это мир коллективных идей, трансцендентные понятия. Сюда Юнг помещает архетипы, что вполне могут иметь над нами скрытое влияние.
  6. Соответствен человек не есть «tabula rasa» то есть «чистый лист». Да, безусловно огромное влияние на него имеет внешняя среда и личный опыт, но это еще не все, -что Юнг раскрывает в теме коллективного бессознательного, а вот основатель трансперсональной психологии Станислав Граф уже много лет доказывает на основе клинических исследований, что наше бессознательное содержит и перинатальные (дородовые)и трансперсональные области.
  7. Ведущие функции личности. Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности. (И тут я позже тоже намерена развенчать понимание об экстравертах и интровертах. После Юнг дополняет мышлением и чувством (рациональные), ощущением и интуицией (иррациональные). Функции, что есть у любого, кроме этого, каждая бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной.
  8. Создание ассоциативного метода.

9. Важность работы с сновидениями. С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике.