Несколько лет назад я сделала выбор в пользу юнгианства и пожалуй, останусь с ним до конца.
Прежде чем переходить к основам и архетипам по Юнгу, я хочу познакомить вас с ним, развеяв популярные заблуждения касательно его личности и трудов.
Карл Густав Юнг (26 Июля 1875 - 6 июня 1961)
Создатель аналитической психологии.
Так почему Юнг?
- Это действительно интересно. Изучение его трудов требует весомой подготовки. Да, он сложен, не согласится с этим невозможно, именно поэтому его работы трактовали часто не верно, ибо где сложно, там обыденный разум упрощает на свой лад и трактует по своему. Прочесть любую из его книг и отложить не получится, - это будет ошибкой. Чтобы бы быть уверенной, что книга действительно прочитана и понята - к ней предстоит вернуться еще множество раз. Лично я получаю колоссальное удовольствие от чтения его трудов и сожалею только о том, что пока не могу прочесть оригиналы, а не переводы.
- Большая часть направлений в психологии переплетаются с Юнгом и вытекают из его учений.
- Юнг аккуратно лавировал между субьективным и объективным, между научным и ненаучным, расширяя границы и ища ответы везде. Его подход пропитан смелостью. Он отказался от ряда старых положений психоанализа. В отличии от научных психологов он шел намного глубже. Он не упирался в холодную теорию: «За границами логики цветет истина, и никакая теория туда не проникает. Наука способна дойти лишь до границ логики, природа же идет гораздо дальше» (К.Г.Юнг). И это ТО, почему я отдала свое «умственное сердце» ему. Потому что всегда была уверена - в познании сложности человеческой психики нет границ и быть не может. В этом обрела прекрасного учителя. Я с нетерпением ждала часа, когда дорасту до понимания сути, что он вкладывал в свои труды. Как и многое в моей жизни сопровождало меня совершенно непонятным образом, фактически преследуя подавая маяки неизбежности знакомства, так и случилось с юнигианским направлением. Наверно я соврала сказав, что выбрала его, скорее оно выбрало меня. А еще точнее - мы выбрали друг друга. Потому что с 13 лет у меня были на руках несколько его книг, что я тщетно начинала читать и совершенно не понимала, но очень хотела.
- Кстати, теория-это вообще не про Юнга. Основа его психологии - эмпирические факторы. Он не выдавал общих теорий в отличии от Фрейда (Здесь я не принижаю вклад Фрейда, а скорее провожу разницу. Обе эти личности сыграли весомую роль, но каждый согласно своему пути, и недооценивать вклад Фрейда как минимум глупо.)Возвращаясь к Юнгу: он не верил в построении единой теории. Теория облегчает анализ и дает легкий путь зацепиться за нее в нежелании искать индивидуальную причину. А это уже о многом говорит.
Мифы и домыслы.
- Юнг был учеником Фрейда.
Нет, Юнг не был учеником Фрейда. Да, Зигмунд повлиял на Карла и некоторое время они тесно сотрудничали и Фрейд делал большие ставки на более юнного Карла. После расхождения каждый отправился своим путем с изначально разными базами, что и послужило разногласиям и расставанию.
- Юнг был мистиком/ Юнг полностью отвергал духовность и мистицизм.
Как я уже написала выше - это две грани домыслов.
Во-первых базовое образование Юнга -медицинское и он использовал по большей части научный аппарат, имея склонность к мистицизму как к метафорическому аспекту и это очевидно тем, кто изучал архетипы и «Миф Юнга». Он проводил параллели разбирая религиозные метафоры и древние мифы на примере человеческой психики и не более. К мистицизму он не склонял, как и не погружался полностью. Юнг - это ученый, что подвигал рамки и границы изучаемого, внося свой вклад, что как я считаю, нам так не хватает сегодня. Он не был копировальным аппаратом, но определённо был искателем. Использовал комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование.
Основы учения Юнга и его вклад.
- Субъективная реальность так же реальна, как и объективная. Вымышленный внутренний мир человека так же значим, как и внешний и дает ответы на множество вопросов.
- Структура личности включает в себя сознание (поверхность) и бессознательное (глубина). Задача юнигианской психотерапии наладить диалог между двумя составляющими психики и прийти к осознанности.
- Высокий уровень осознанности, как цель и смысл жизни человека. Об этом я напишу отдельный пост, ибо тема того требует. По Юнгу- это индивидуация. Индивидуация - сепарация человека от коллективности, разотждествление с ЭГО, выход из слияния с внешней средой. Процесс доступный каждому, но так редко кем достигаемый.
- Эго - не вся личность, а лишь составная часть. Здесь у Юнга можно заметить переплетение с Восточной философией.
- Коллективная психика, она же коллективное бессознательное. Априорно существующая часть, хотим мы этого или нет. То, что не опирается на личный опыт разума. У Канта похожая идея зовется - ноумены. Можно сказать, что это мир коллективных идей, трансцендентные понятия. Сюда Юнг помещает архетипы, что вполне могут иметь над нами скрытое влияние.
- Соответствен человек не есть «tabula rasa» то есть «чистый лист». Да, безусловно огромное влияние на него имеет внешняя среда и личный опыт, но это еще не все, -что Юнг раскрывает в теме коллективного бессознательного, а вот основатель трансперсональной психологии Станислав Граф уже много лет доказывает на основе клинических исследований, что наше бессознательное содержит и перинатальные (дородовые)и трансперсональные области.
- Ведущие функции личности. Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности. (И тут я позже тоже намерена развенчать понимание об экстравертах и интровертах. После Юнг дополняет мышлением и чувством (рациональные), ощущением и интуицией (иррациональные). Функции, что есть у любого, кроме этого, каждая бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной.
- Создание ассоциативного метода.
9. Важность работы с сновидениями. С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознавание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике.