На самом деле, это не совсем ода прекрасному Мэттью Макконахи, но и она тоже. Посмотрела давеча чудесный кинофильм «Золото» (2016) с ММ в главной роли и получила невероятное удовольствие. Скажем прямо, Макконахи везет с фильмами. Я не помню ни одного жалкого произведения, где он был бы вынужден сыграть, в отличие от немалого числа других, тоже очень хороших актеров.
И мне вспомнилось мое чуть ли не первое знакомство с ММ в великолепном творении Спилберга под названием Amistad. Фильм был снят в 1997 году, но почему-то в отличие от попсовых творений мастера, таких как «Инопланетянин» или «Челюсти», дико популярным не стал. Оно и понятно. Тема там довольно неприятная. Работорговля. И снято там все жуть как реалистично. Мое впечатление от фильма в то время было колоссальным. Особенно меня поразило то, как можно снять, по сути, чисто пропагандистское кино, естественно, прославляющее лучшую в мире американскую систему, ТАК КРУТО. Это вновь и вновь опровергает нытье многих довольно неумелых деятелей, которые ну никак не могут «творить в рамках». Все и всегда творят в рамках. Рамки разные, а суть одна. Либо ты, как Спилберг или, простите, Эйзенштейн, делаешь из пропаганды конфетку, либо ты просто не умеешь работать.
Но это было отступление. В Amistad (переводится как «Дружба», а, на самом деле, это название корабля, на котором перевозили черных рабов) Макконахи играет молодого адвоката, совершенно неопытного, на которого фактически скидывают невероятно запутанное дело о принадлежности рабовладельческого судна. Потрясающая история! Цинизм этой истории зашкаливает с самого начала, но шоу, которое разворачивается в суде при участии самих рабов, это что-то с чем-то. Конечно, если забыть, о чем идет речь. Как Спилбергу удается превратить одну из страшнейших страниц человеческой истории в трагикомическое шоу – это отдельная песня. Но, на мой взгляд, это одно из самых мощных его полотен. Шиндлер Шиндлером, а Black Lives тоже, простите, Matter, и евреям и не снились такие кошмары. Пафос произведения зашкаливает к концу так, что хочется встать и гордиться просто немедленно, смахивая предательские слезы с бордовых щек. Но шутки шутками, а фильм великолепен. Помимо Макконахи в нем отметились такие столпы как Хопкинс и Фриман, а роль главного раба-бунтаря исполнил чудесный актер Джимон Хунсу, которого я потом видела только в одном фильме, в скромной роли оппонента Гладиатора. Он явно достоин большего.
Что же касается «Золота», то это совсем другая история. Здесь нет пафоса. Это вроде как приключенческая история, основанная на реальных событиях. Но извечная погоня человека за наживой здесь выглядит очень красиво, в частности, благодаря герою Макконахи. Потомственный старатель – неудачник мечтает вписать свое имя в историю золотодобычи, что ему, в конце концов, удается, благодаря другому мечтателю, гораздо более расчетливому и циничному. История полна невероятных поворотов, каждый прекраснее предыдущего, а сам Макконахи просто ослепляет своей игрой. Он очень убедителен в роли матерого неудачника и великого мечтателя. В этой истории замешано немало интересных типажей, включая семейство небезызвестного президента Сухарто, которое «отжало» бизнес у Макконахи и его друга. Две сцены особенно врезались мне в память. Когда ММ удается достигнуть, как говорится, вершины мира, он сталкивается с бывшим «хозяином золота» в Америке, интеллигентным дядечкой в красном пиджачке, который подходит к бассейну, где ММ резвится с какой-то дамочкой, чтобы выразить ему свое почтение. Голый Макконахи вываливается поприветствовать важного гостя, словно Адам во всей своей первородности. И первородность эта не приглажена и не гламурна, но веет от нее силой и наглостью.
Вторая сцена была не менее завораживающая. Ради того, чтобы вернуть бизнес, пьяный герой ММ решается выполнить условие сына Сухарто и войти в клетку с тигром. Сухарто-младший спрашивает его: «У тебя есть яйца?». После всего того, что мы видели, у зрителя уже этого вопроса не возникает, но в клетку с тигром?! Не буду рассказывать, что произошло в клетке… Это нужно увидеть своими глазами. Как и самого Макконахи в этой роскошной истории о неуемной силе человеческой мечты.