Казахстан - Узбекистан - Туркменистан
Часть 2: Загадочный Туркменистан
Пройдя по Узбекистану около 600 км, мы добрались до границы с Туркменистаном: КПП "Шават" в районе города Хорезм (Узбекистан) - здесь мы должны въезжать Туркмению. В отличии от перехода между Казахстаном и Узбекистаном (в Каракалпакии), где нас встретила очередь из более, чем ста машин, здесь благодать: тишина, спокойствие, порядок и никакой спешки.
Об очередях тоже можно забыть ;-) Легковых машин, кроме нас, не было, грузовика было всего два. Спокойно съев дыню, мы двинулись на границу. Узбекский переход был пройден за 30 минут, все четко и вежливо. И вот вдали уже виден государственный флаг Туркменистана, на первом туркменском посту на отличном русском языке спросили "приглашение", все документы у нас в порядке, и мы двигаемся дальше в глубину пограничного перехода.
Спустя несколько часов были завершены все пограничные формальности: получены визы, документы на машины и путевой лист, в котором прописаны все точки и детали нашего маршрута, и вот мы в Туркменистане!
Первым делом отправились перекусить, впереди дорога на Дарвазу, а это около 250 км. На заправке цены приятно удивили - 1 литр дизельного топлива стоит примерно 9 рублей. Продукты и еда в кафе чуть дешевле, чем в Узбекистане, но вот дороги да... это отдельная история. Готовясь в этот маршрут, часть которого прошла по степям Центрального Казахстана и пустыням Устюрта, дорогам Туркменистана большого внимания уделено не было, и это зря!
250 км до Дарвазы по федеральной трассе, которая пересекает Каракумы с севера на юг до Ашгабада. Эти километры были полным ужасом! Стресс на границе, накопившаяся усталость и движение в темноте по остаткам древнего-"реликтового" асфальта - это были самые яркие впечатления первого дня в Туркменистане. Говоря серьезно - асфальт на этом участке очень плохой, выбоины с острыми краями, камни, разбитые обочины, пыль, куски саксаула, но к счастью совсем небольшой дорожный трафик. Безопасное движение возможно со скоростью 30-35 км, ехать быстрее и медленнее разрушительно для автомобиля.
Вдоволь накатавшись по пустыне и свернув с основной дороги в сторону, за одним из барханов глубокой ночью в Каракумах нам открылось вот такое видение. Дарваза.
Переночевали и отдохнули в юрточном кемпинге (их несколько в окрестностях Дарвазы), решили и утром посетить это необычное место. Зрелище тоже очень интересное ;-)
Вокруг юрточных кемпингов, насколько видно глазу, пустыня. Здесь Каракумы более глинистые, песка и барханов практически нет.
В районе Дарвазы (известной на весь мир) есть еще несколько похожих объектов, практически неизвестных, находящихся в рекламной тени старшего брата или сестры.
Вот еще интересный природный объект, заполненный водой, из которой с шипением выходят пузыри газа
Дорога вела нас все дальше в сторону Ашхабада, столицы Туркменистана. Вокруг все та же умиротворяющая пустыня, верблюды, саксаул и ясное небо. Асфальт по мере приближения к столице становился лучше, и обстоятельство позволяло иногда наслаждаться видами вокруг.
На дорожном участке Ербент - Бахардок познакомились с интересным природным явлением, весьма характерным для пустыни. Внезапно посреди пустыни, прямо на дороге стало видно озеро и уходящую будто бы в него дорогу. Так и оказалось: дорожное полотно проходит прямо по озеру, разделяя его на два водоема. Это грунтовые воды, которые выклиниваются и заполняют межбарханные понижения, со временем превращаясь в солончак.
Ближе к вечеру мы добрались до столицы. Въезд в Ашхабад на нашей экспедиционной технике запрещён, для нас это не новость, об этом мы знали еще на этапе подготовки, но и не только для нашей техники... Въезд в столицу Туркменистана запрещен автомобилям старее 2017 года, а так же НЕ белого цвета! Да, да, именно так - разрешен только белый цвет, но эти требования касаются ТОЛЬКО посещения столицы, в других велоятах (областях) и городах режим посещения обычный.
На просторах интернета "бродит" много мифов о Туркмении.
МИФ 1. Один из них - машины только белого цвета. Это не правда!!! Такое требование распространяется только на авто в Ашгабаде, и на транспорт въезжающий в столицу даже в качестве транзита. В остальном по стране требований к цвету авто нет!
Продолжение следует...
Трансазиатская экспедиция 2023 Часть 1. Алтай - Аральское море