Иван Айвазовский – замечательный художник-маринист, подчинивший себе морскую стихию не на корабле, а у полотна и с кистью в руке. А еще - баталист, портретист, пейзажист, коллекционер, меценат, мастер, состоявший в качестве почетного члена Академий художеств в Санкт-Петербурге, Риме, Амстердаме, Париже, Штутгарте, Флоренции.
Иван Айвазовский, чье имя при рождении Ованес Айвазян, родился 29 июля 1817 года в Феодосии. Отца звали Геворк, впрочем, в Крыму взявший себе имя Константин, а маму - Рипсиме, и оба они были из армянских семей.
Итак, это - Крым. Море вошло в жизнь Ивана Айвазовского с самого детства. Больше всего на свете маленький Ованес любил рисовать и наблюдать за стихией. с самого утра он убегал на берег, чтобы смотреть на море и суда. Особенно ему нравилось наблюдать шторм, разбушевавшаяся стихия приводила его в полный восторг.
Папа Геворк был родом из семьи переселившихся еще в Галицию армян. Так исторически называлось ядро Западной Украины, к которому обычно относят Львовскую и частично Ивано-Франковскую область. Поэтому Геворк с детства отлично владел распространенными на этих землях венгерским, турецким, украинским, польским, русским и цыганским языками. После переезда в Феодосию он, теперь уже Константин Гайвазовский, вел успешную торговлю. Феодосия в те годы стремительно разрасталась, постепенно становясь международным портом, дела у предприимчивого купца шли достаточно успешно вплоть до 1812 года, в котором не только шла судьбоносная для нашей страны война, но и вспыхнула разрушительная эпидемия чумы. Было явно не до успешной торговли, семейство Айвазовских терпело нужду.
Тратить скудные средства на краски и кисти никому бы и в голову не пришло, поэтому по-настоящему увлекшийся рисованием мальчик довольствовался углем и стенами, песком и прочими сподручными средствами. Подобно своим первобытным коллегам, Иван применял природные краски и за сюжетную основу брал окружающую его природу.
Со временем основным материалом стал кусочек самоварного угля, которым он рисовал на покрытых побелкой стенах их домика. Предприимчивый коммерсант Геворк-Константин не разделял увлечений сына. Пока тот в 10 лет не нашел себе работу в кофейне, начав исправно вносить свой вклад в семейный бюджет.
При этом Иван сам осилил игру на скрипке, и каждую свободную минуту уделял рисованию. Таврический губернатор Александр Казначеев, сам увлекавшийся музицированием, обратил внимание на талантливого мальчика. Тогда же судьба свела мальчика с маринистом и архитектором Яковом Кохом. Тот высоко оценил самостоятельные творческие поиски будущего коллеги, всячески поддерживал его, даря материалы, краски, давая уроки.
Именно стараниями главы города Казначеева тринадцатилетний Иван начал обучение в симферопольской гимназии. Благоволила подростку и жена Казначеева - Наталья Нарышкина. Ваня часто гостил у супругов в доме, пользовался библиотекой, делал копии известных произведений, писал эскизы и этюды. Сохранился замечательный портрет Казначеева кисти Ивана, говорящий нам и о том, что Айвазовский был не только талантливым маринистом, но и портретистом.
Нарышкина написала письмо президенту Петербургской академии художеств Оленину, в котором просила устроить Айвазовского в академию на полный пансион. Наталья расписала таланты мальчика, пожаловалась на тяжелые условия жизни юного дарования, и дополнила письмо рисунками. Оленину очень понравились работы Ивана, он показал его рисунки императору Николаю I, который и дал распоряжение зачислить его в Академию художеств.
Свои первые работы молодой художник представил публике в 1836-м, на выставке картин своего учителя Таннера. Одно полотно Айвазовского получило серебряную медаль, о нем написали в столичной газете. За Айвазовского замолвил слово Александр Зауервейд, учитель живописи детей императорской семьи.
Иван получил награду от Николая I, и вместе с сыном императора – Константином, отбыл на Балтийский флот. Цесаревичу предстояло заняться изучением морского дела и руководство им, а целью поездки Ивана было прохождение художественной практики, писание непосредственно с натуры. Здесь ему посчастливилось познакомиться с устройством кораблей, отныне сцены баталий выглядели на полотне реально.
Уже в сентябре 1837-го, он был награжден золотой медалью за полотно под названием «Штиль».
Айвазовского выпустили из академии художеств, так как он больше ничему не мог там научиться.
Сразу после выпуска Айвазовский вернулся домой, откуда спустя два года Крыму, отправился в шестилетнее путешествие по Европе. И продолжал усиленно писать многочисленные полотна с изображением не только мирных морских пейзажей, но и баталий.
В 1840-м поехал в Венецию, Рим и Флоренцию. В поездке Иван навестил старшего брата Габриэла, монаха с острова Святого Лазаря, встретил Николая Гоголя. В Италии знакомился с произведениями прославленных мастеров, и сам много работал. В каждом городе он демонстрировал свои полотна, многие из которых мгновенно раскупали.
Картина под названием «Хаос. Сотворение мира» очень понравилась Папе Римскому, он выразил намерение ее купить, и тогда художник преподнес ее в дар понтифику. Григорий XVI не преминул наградить талантливого художника золотой медалью, и выразить ему свое восхищение.
С того самого времени имя Айвазовского стало известно во всем мире. После этого Иван Константинович побывал в Голландии, Швейцарии, Португалии, Англии, Испании.
В 1848-м художник женился на Юлии Гревс, дочери английского медика при дворе императора Николая I. Пышная свадьба состоялась в родном Крыму. У любящих супругов было четверо детей - дочери Александра, Мария, Елена и Жанна.
Увы, после рождения детей Иван и Юлия не смогли сохранить семью. Супруги разошлись во мнениях касательно воспитания дочерей, образа жизни и т.п. Юлия мечтала о светской жизни в Петербурге, Айвазовский не хотел покидать морских берегов Крыма. Расставшись с женой, Иван с трудом сумел сохранить связь с дочерьми.
Если в личной жизни, по крайней мере, поначалу, Айвазовскому не слишком везло, то во всем остальном он явно преуспел. В 1857 году для художественной выставки в Париже Айвазовский создал серию из четырёх пейзажей «Богатства России», за которую первым из русских художников получил французский Орден Почетного легиона. Присутствовал на открытии Суэцкого канала.
С успехом и мировым признанием таланта Айвазовского, в Феодосии появилась школа искусств и картинная галерея, сам художник инициировал создание музея древностей, на его деньги начали строить железную дорогу и водопровод, идущий, между прочим, от личного источника Айвазовского.
Картины великолепного мастера пользуются спросом не только у законопослушных ценителей искусства, но и у менее благонадежных любителей живописи. Работы Айвазовского постоянно похищают, иногда даже выставляя на аукционы под другими названиями. Увы, не все в итоге возвращены в музеи или частные коллекции. Так, в 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Полотно до сих пор остается ненайденным. Даже воришкам не чуждо чувство прекрасного...
...Талантливый мастер, будучи эмоциональным, сентиментальным человеком, Айвазовский смог снова полюбить - несмотря на почтенный возраст. Последняя любовь пришла к живописцу в 65 лет. Он встретил 25-летнюю Анну Саркисову-Бурназян, на которой женился в 1882-м и прожил с ней почти 20 счастливых лет.
Ее Айвазовский запечатлел на полотне под названием «Портрет жены художника». Сердце прославленного художника-мариниста Ивана Айвазовского остановилось 2 мая 1900 года, ему было 82.
В духовном завещании художник сделал следующее распоряжение: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю городу Феодосии, моему родному городу…».