(Пеоны и Пеония от Троянской войны до македонского завоевания. Ч. 8 (начало))
Авдолеон – первый пеонский правитель, о генеалогии которого мы имеем какое-то определенное представление. Его отцом был царь Патрай. Это подтверждается одной из надписей, называющей Авдолеона сыном Патрая и сходством их монетных символов. Судя по всему, Авдолеон пришел к власти приблизительно ок. 315 г. до н.э. В 310 г. ему пришлось иметь дело с крупным иллирийским племенем автариатов, вынужденных под давлением кельтов искать новые земли для проживания (их первоначальные места проживания связываются с Черногорией). Автариаты заявили о себе еще в 335 г., когда оказали поддержку иллирийским царям Главкии Тавлантийскому и Клиту, восставших против македонского господства. Пока Александр Филиппович громил Главкию и Клита, его союзник, царь агрианов Лангар разгромил автариатов и заставил их вернуться назад. Судя по имеющимся источникам, македоняне не были знакомы с автариатами ранее. К 310-му автариаты восстановили силы и представляли серьезную угрозу для пеонов и ослабленной после походов Александра Македонии, которой правил диадох Кассандр, сын Антипатра. Как известно, больше всего пострадала от побед Александра его родина. Великий царь увел из Македонии большую часть боеспособного населения, которое так и не вернулось домой после его смерти, увязнув в бесконечных войнах диадохов и осев на Востоке. Все это очень сильно ослабило обороноспособность Македонии. Оставаясь сильнейшим государством на Балканах, она не была одной из великих эллинистических держав, уступая в этом отношении Египту и Селевкидской державе. Лишь к концу III в. положение Македонии восстановится, чтобы тут же быть сокрушенным мощью Рима. Но, пока Кассандр предпочел оказать помощь Авдолеону, чтобы обезопасить собственные границы. При этом часть автариатов, сдавшаяся ему в плен, была расселена у горы Орбел.
Наши источники, к сожалению, не позволяют точно определить время правления Ликкея и Патрая. Нумизматический материал свидетельствует, что примерно в годы правления Патрая или сразу после него в Пеонии было еще двое правителей – Тевтамад и Диплай. Трудно судить, были ли они предшественниками Авдолеона, или же после смерти Патрая Пеония распалась на несколько владений, которые удалось объединить лишь Авдолеону. В любом случае, мы наблюдаем нумизматическое отражение какого-то кризиса, охватившего Пеонийское царство в последней четверти IV в. до н.э. По мнению С. Топалова правление Диплая следует отнести к периоду борьбы за власть в Македонии в 317-315 гг. до н.э. Особенности чеканки его монет показывают, что Диплай был преемником Патрая. Т.о. Тевтамад мог недолго править после него, являясь предшественником Авдолеона. Такой сценарий представляется более вероятным, чем раскол Пеонии накануне вторжения автариатов и хаоса в Македонии. Возможно, именно с автариатским вторжением следует связывать быструю смену царей на престоле Пеонии.
Умный и дальновидный Авдолеон держался подальше от разборок на руинах империи Александра, что позволило ему сохранить свое царство и обеспечить его процветание. По-видимому, Авдолеон наладил более тесные экономические связи с Афинами и другими греческими государствами. Кроме прежнего денежного стандарта, использовавшегося его предшественниками, он стал чеканить монету по афинскому стандарту. Подобно эллинистическим монархам, царь Пеонии стал чеканить на своих монетах греческий титул «басилей», подчеркивая независимость своей власти. Авдолеон вообще чеканил обильно монету самых разных номиналов, что указывает на экономическое развитие страны.
Кроме Кассандра он поддерживал дружественные связи с молодым Пирром, царем Эпира в 307-302 и 296-272 гг., юные годы которого прошли в изгнании при дворе царя тавлантиев Главкии. Авдолеон отдал за Пирра одну из своих дочерей. Во время осады Афин в 286 г. Деметрием Полиоркетом (еще одним диадохом, боровшимся за власть над Македонией и империей Александра) царю Пеонии представилась возможность красиво заявить о себе и повысить международный престиж своего царства. В те былинные времена для этого нужно было оказывать покровительство греческим полисам. В Пеонии таковых не было, но Авдолеон сумел прислать в осажденные Афины крупную партию зерна. Афиняне припомнили ему это доброе дело и вознаградили почетным декретом и конной статуей из бронзы. О конфликтах Пеонии с самим Деметрием Полиоркетом у меня данных нет. Впрочем, этот «король без королевства» был слишком занят глобальными прожектами и конфликтами собственного народа, который предпочитал передаться под власть чужеземца Пирра, чем служить царю, высасывающему ради своих фантазий последние силы Македонии.
Скорее всего, благожелательный нейтралитет Авдолеон поддерживал в отношении Лисимаха, бывшего телохранителя Александра Великого, получившего после его смерти Фракию. Проблема состояла в том, что эту страну еще нужно было завоевать, поэтому большую часть своего правления Лисимах мало участвовал в войнах диадохов. Его отличало терпение. Укрепив свое положение во Фракии, покорив своевольные греческие полисы на побережье и сломив сопротивление фракийских князей и царя одрисов Севта III, он вступил в большую игру, к концу жизни создав обширную империю, включавшую на западе Македонию, а на востоке – будущее Пергамское царство. Но, в 285/284 г. до н.э. Авдолеон умер. После его смерти на престол должен был взойти его сын Аристон, находившийся в это время у Лисимаха. Царь сопроводил наследника в Пеонию. Во время обряда восхождения на престол, включавшего в себя купание царя в реке Астиб, воины Лисимаха напали на собравшихся. Аристон сумел спастись, бежав к дарданам, а Пеония была оккупирована коварным диадохом. Впрочем, сам Лисимах уже в 281 г. до н.э. пал в бою с последним из диадохов Селевком в битве при Курупедионе в Малой Азии (настоящая Курукшетра!). В том же году был коварно убит и Селевк.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...