Общественность автолюбителей была недавно сильно ошеломлена новыми правилами уплаты утилизационного сбора, поскольку это привело к тому, что многие люди должны теперь государству (за)платить приличные суммы денег, которые нередко превышают стоимость самих авто. В чём подводные камни изменений и как не терять свои кровные деньги? Попробуем разобраться.
Сразу заявим то, что мы не будем чрезмерно мучать людей заумной таможенной терминологией и постараемся объяснить всё простым языком. Основная цель статьи: дать возможность понять суть произошедшего, причины и предпосылки. Хотелось бы предостеречь людей от новых пустых затрат, так как в большинстве своём у людей в головах сейчас творится хаос (чего там говорить, если сами таможенники из высоких кабинетов порой затрудняются найти ответы на вопросы.)
Стоит честно признать то, что внесённые изменения в порядок об уплате утилизационного сбора в реальности очень косвенно относится к непосредственной утилизации или вопросам экологии. Фактически это является дополнительным финансовым барьером. Первые изменения коснулись юридических лиц, а после того как перекупы освоили "транзит" (мы сейчас не про таможенную процедуру) через страны ЕАЭС, то решили ударить и по этим схемам.
Первые изменения касаются перепродажи автомобилей, ввезённых физическими лицами для личного пользования до истечения 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера. Эта мера должна была работать против перекупов. Впрочем, календарный год схематозники могут обходить другими способами. Они неудобные, но терпимые. В любом случае использование этой схемы стало менее привлекательным.
Теперь, если авто будет продано (отчуждено иным способом) иному лицу, то необходимо будет платить утилизационный сбор по "полной программе". Для удобства эту самую "полную программу" мы будет именовать дальше "коммерческим утилем". Например, на авто старше 3 лет с объёмом двигателя в 2500 кубиков для личного пользования нужно будет заплатить 5 200 рублей, а вот коммерческий утиль будет стоить 1 279 000 рублей. Разница очевидна. Всего лишь в 245 раз.
Но самые главные проблемы возникли у тех, кто ввёз авто из других стран ЕАЭС. Разумеется, что при приобретение машин в соседних странах таможенного союза было значительно выгодней. Поэтому люди по очевидным причинам ломанулись за автомобилями именно туда. А в чём же выгода покупки авто, например, в Киргизии или Казахстане?
Всё дело в том, что вопросы ввоза и уплаты таможенных пошлин на транспортные средства для личного пользования регламентированы Решением Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 107. Решением установлено, что таможенные пошлины подлежат уплате по Единым ставкам с подачей пассажирской таможенной декларации (ПТД). Для большинства вида транспортных средств размер таможенных пошлин зависит от кубометра рабочего объёма двигателя. Как правило, это серьёзные суммы денег.
Каким образом оформляли машины в других страна ЕАЭС? За исключением Белоруссии, в 95 % транспортные средства ввозились юридическими лицами с применением таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" и подачей декларации на товары (ДТ) (грубо говоря, это вид "коммерческой декларации"). Уплата таможенных пошлин осуществляется по Единому таможенному тарифу (не путать с едиными ставками).
В большинстве своём по Единому тарифу нужно заплатить значительно меньше денег, чем по Единым ставкам. Переходя на обывательский язык, Единый тариф для юридических лиц, а Единые ставки для физических. Схематозники в итоге завозили в других странах ЕАЭС авто, уплачивали менее суровые таможенные пошлины по Единому тарифу, потом продавали машины физическим лицам, а физики уплачивали в нашей стране смешные 5 200 утилизационного сбора. Вот именно эту лавочку решили прикрыть. За авто, оформленные по ДТ, нужно платить конский коммерческий утиль.
Теперь об имеющейся путанице, которая сломала голову даже таможенникам. Связан он с таможенным приходным ордером (ТПО). Это документ, подтверждающий оплату таможенных пошлин. В нашей стране он применяется в отношении физических лиц при подаче пассажирской таможенной декларации. А вот в соседних странах посредством ТПО списывают деньги с декларации на товары.
Но если разглядывать ЕАЭСовские ТПО на авто (кроме РФ и Белоруссии), то по кодировке видов платежей становится понятно, что пошлины там были уплачены по Единому тарифу, а не по Единым ставкам. Стало быть, машины были оформлены по ДТ, а не по ПТД. Значит, такие товары не являются товарам для личного пользования, и начинаем знакомиться с суровостью коммерческого утиля.
Многие быстро просекли выгодность ввоза авто через Киргизию. Но никто не задумывался про возможные нюансы таможенного оформления и не просчитывал риски. Правда стоит сказать, что в тонкостях запутанного таможенного законодательства разобраться не так просто, как и в случае с уплатой утильсбора.
Какие предварительные выводы? Если ввозить сегодня авто в нашу страну с уплатой пошлин, то на авто до 3 000 кубиков нужно заплатить всё те же 5 200 рублей. А если покупать авто в Казахстане, то нужно вывалить больше ляма денег. Почему? Потому что там экономили деньги на таможенных пошлинах. Хотя нужно признать, что в целом там была не такая тупенькая схема, как например, армянская. Правда прикрыли её относительно быстро.
Как быть сегодня автолюбителям? По большому счёту, сегодня растамаживать в Киргизии по ПТД смысла нет, там такие же ставки как и у нас. А ещё нужно нести расходы на логистику, менеджеров и т.д.. Брать авто, оформленные в Киргизии по ДТ, смысла нет, так как в нашей стране нужно будет выложить внушительные суммы на оплату утилизационного сбора. Так что самый безопасный для кармана способ - ввозить авто на себя через наши таможенные посты.
В выигрыше опять оказались перекупы, которые ничем особо не рискнули. А некоторые даже умудрятся повторно навариться на гражданах, которым уже прилетели требования о доплате утилизационного сбора. В таких ситуациях страдают, как правило, обычные граждане, плохо осознающие то, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
В своё время были схемы с белорусскими тачками (потом были проблемы у людей), затем с прибалтийскими (были проблемы), потом была эпичная эпопея с арамобилями (с ними был вообще цирк с конями и араюристами), с абхазскими машинами происходит постоянная возня. Важно запомнить, что жадность приводит к бедности. Государство пусть и не сразу, но всегда заберёт своё. Попытки обмануть судьбу редко приводят к успеху.
Каждый факт закручивания гаек выливается в массовое недовольство. Людей понять можно. Чего явно не стоило бы сегодня делать? На примере арамобилей можно сделать стойкие выводы. Обращения депутатам, видеообращения, проведение круглых столов, митинги у зданий таможенных постов не приведут к реальному изменению положения. Государство изменило правила игры из-за того, что его пытались массово обмануть. Бьющие по казне схемы по стороны обычных людей всегда будут пресекаться.
В случае с изменением правил по уплате утиля, у граждан нет судебных перспектив. В выигрыше будут только юристы. Поэтому они всегда будут говорить о том, что есть смысл судиться. Особо ушлый адвокат скажет, что за всю карьеру не проиграл ни одного судебного дела и что таможню побеждал много раз. Самые угарные адвокаты скажут, что работали в правом отделе таможни и что успех гарантирован. Это уже не говоря про то, что реально толковых юристов, разбирающихся в тонкостях таможенного законодательства, чуть ли не единицы.
После первого проигранного судебного заседания такие юристы обычно говорят, что у таможни свои судьи. Это делается для того, чтобы убедить подавать апелляцию. Потому что это дополнительный гонорар для юриста. Всё просто. Примере ара-эпопеи: не было отменённых решений по доплате пошлин, не говоря уже про возврат авто владельцам.
Так что крайне не рекомендуем тратить деньги на юристов или всевозможных авантюристов, которые начнут сбор денежных средств на фантомные цели. Не верьте громким обещаниям. Простой человеческий совет. Всё это проходили уже много раз (за 30 лет государство жёстко пресекло по меньшей мере 4 массовые схемы).
Понятно, что тяжело читать горькую реальность. Но она такова и другой не будет. Гражданам хотелось бы посоветовать не играть в финансовые игры с государством. Не зря была придумана поговорка о том, что кроилово ведет к попадалову. Никого почему-то не смутила разница в цене на покупку авто у нас и в Киргизии.
Мало кто подумал о том, что государство может быстро устранить свои баги. Стоит запомнить, что безопасней всего избегать подозрительно низких ценников (и речь здесь не только про авто). Лучше всего всё оформлять "в белую", по законам. По законам нашей страны, что немаловажно. Только так можно избежать проблем от государства и спать спокойно.
© Злой таможенник