За последние годы барная индустрия, как и вся HoReCa пережила множество стрессовых ситуаций. Однако, стоит отметить, что общее количество баров никак не уменьшилось, а только лишь прибавляется каждый год. Даже пандемия, которая всего лишь пару лет назад была большой угрозой для всего ресторанного бизнеса не помешала этой сфере процветать и развиваться. Вторая волна удара по ресторанному бизнесу произошла в связи с уходом крупных брендов с Российского рынка, зарубежные компании прекратили выделять бюджеты на рекламу и спонсорство, а местные компании на тот момент еще не так окрепли, что бы глобально спонсировать бары и рестораны.
Если в ковидном 2020 году был трагический спад рынка общепита (- 22,4%), то в 2021 началось восстановление, тогда рост составил +26,8%, в 2022 — +7,6%, а за I квартал 2023 рынок вырос уже на +10,7%
По данным на 2023 год в России зарегистрировано около 176 тыс предприятий общественного питания, 9 тыс из них бары. Разберем в этой статье, что же помогло барной индустрии пережить все кризисы и какие тенденции в рекламе сейчас особенно актуальны.
Количество рекламных инструментов значительно сократилось с уходом запрещенных в России компаний Meta, бары продолжают вести там страницы, но уже без таргетинговой рекламы. Многие перешли на площадку Telegram, где потребитель так же может ознакомиться с визуалом и концепцией заведения.
С уходом крупных алкогольных брендов ушли и известные во всем мире премии Michelin, 50 Best, благодаря которым бары России переодически славились на весь мир, попадая в десятки лучших. К 2023 процесс импортозамещения пришел и в данную сферу, Российские алкогольные компании стали сильнее, расширив свои производства, а вместо зарубежных барных премий основались локальные. В 2023 году прошла первая барная премия Where to drink, от создателей премии с созвучным названием Where to eat. Таким образом, в барной индустрии России осталась возможность заявить барам о своей уникальной концепции и прославиться среди потенциальных клиентов, а так же выделиться среди огромной конкуренции на рынке.
За последний год можно выделить несколько особенно популярных инструментов для развития бара и один из них Influence маркетинг. Бары стали значительно больше работать с блоггерами, актерами и другими публичными личностями , а так же вырастили своих собственных, в лице бар-менеджеров. Все чаще и чаще бар-менеджеры известные благодаря своим талантам в миксологии становятся лицами различных проектов, такие интеграции особенно ценятся, ведь к кому может быть больше доверия, чем к настоящему профессионалу из данной сферы, такая реклама выглядит нативно и свежо и полезна как и брендам, так и самим барам. Для популярности заведения более чем важно, что бы члены команды активно участвовали в тематических мероприятиях. Барные и ресторанные премии, конкурсы от партнёров, активные интервью СМИ, все это повышает узнаваемость и помогает привлечь новых клиентов. Можно провести некую аналогию с ресторанами, при выборе места для ужина, многие ориентируется не только на интерьер, экстерьер, идею ресторана и отзывы, а идут за гастрономическими изысками от известных шеф-поваров, точно по такому же принципу это работает и с барами. За последние годы многие предприниматели открывают свои заведении в партнерстве со звездами барной индустрии, что помогает еще свежему заведению сразу же зарекомендовать себя на рынке.
Следующий рекламный инструмент, особенно набирающий популярность среди ресторанов и баров за последние годы - Cross Promotion. Любовь к данному виду рекламного инструмента в первую очередь можно обьяснить тем, что барная индустрия пережила достаточно сильные потери за последние годы и финансовая стабильность была под большим вопросом, бюджеты на рекламу стали значительно меньше, а потребность быть конкурентно-способным есть у всех. Приемы Cross Promotion позволяют экономить рекламный бюджет, за счет бартерных условий. Важно учитывать, что при этом партнеры должны иметь схожую целевую аудиторию, примерно равный ценовой сегмент и не являться прямыми конкурентами. Одним из лучших примеров данного рекламного инструмента являются «гостевые смены». Механика вполне простая и понятная, бары из разных городов по очереди привозят друг-другу свои уникальные предложения (напитки). Таким образом, оба заведения экономят рекламные бюджеты и сотрудничают на бартерной основе, при этом расширяют свою клиентскую базу за счет обмена аудиторией. Подобные мероприятие увеличивают обьем продаж, повышают осведомленность о компании, ведь такие события являются хорошим инфо-поводом для СМИ.
Самой актуальной тенденцией 2023 года в ресторанном и барном бизнесе стали коллаборация с Beauty брендами. Огромное количество статей в СМИ посвящены совместным предложениям от ресторанов-баров и косметических брендов. Подобную концепцию можно рассмотреть в разных механиках, в одних барах готовят коктейли с ароматом известных парфюмерных домов, в других можно найти совместное меню с брендом уходовой косметики. Уникальные предложения для клиентов в виде скидки от брендов, подарки и лимитированное меню коктейлей или блюд, отличный инструмент привлечения публики, а так же СМИ.
Из данного исследования можно сделать вывод, что даже при не самых благоприятных условиях всегда есть возможность привлекать новых клиентов для компании. Важно учитывать состояние на рынке и подстраиваться под течение новых тенденций в вашей сфере.
Автор: Садекова Д.М.