Не так давно на телешоу "Ну-ка все вместе!" хор девушек спел арию из оперы "Евгений Онегин". Я послушала с неожиданным для себя удовольствием, просто кайфанула. И подумала: хочется сходить на что-то классическое! Очень хочется!
Со Вселенной у меня иногда связь очень короткая, и на следующий день предложили билеты на спектакль "Летучая мышь" в Московский государственный академический театр оперетты. И я сразу же согласилась, конечно: раз ответ на "запрос в воздух" был такой прямой, надо за ним следовать.
Так сложилась жизнь, что я никогда не была в оперетте. Ну, то есть в Кемерове есть Театр Оперетты, и я там была на разных мероприятиях, но вот чтобы смотреть оперетту - ни разу. Я, конечно, видела какие-то постановки по телевизору, и всегда мне казалось, что этот жанр такой... специфический. Высокие голоса, непонятные тексты и нарочитая актёрская игра - вот так я себе представляла оперетту. Сразу скажу, что я ошибалась, и представление моё было немного... инфантильное что ли.
Но к делу! На "Летучую мышь" мы пошли вдвоем с моей свекровью, она сейчас у нас гостит. Она тоже ни разу не была в оперетте. Пришли мы в Московский театр оперетты такие вот неискушенные, буквально сознание как чистый лист.
И знаете, очень понравилось!
Во-первых, Штраус. С детства знаю и люблю произведения Иоганна Штрауса, и с первых секунд игры оркестра я словно погрузилась в родную и тёплую атмосферу. Штраус прекрасен, друзья, особенно его вальсы.
Во-вторых, сам спектакль оказался очень современным и живым. Я, честно говоря, опасалась некоторой архаичности, ведь пьесе больше 150 лет. Но актёры были так органичны и так энергичны, что ни на секунду не пришлось скучать или страдать от натянутости действия или диалогов. Скажу больше: были и очень актуальные шуточки, по-настоящему остроумные, и зал много и охотно смеялся.
Про актёров хочется сказать отдельно. Я оценила опереточное искусство в полной мере: отличные актёры ещё и потрясающе поют. И танцуют. И всё так легко, летяще, играючи. "Господи, ну какие они!.." - думала я несколько раз во время спектакля.
А ещё я всегда страдаю, когда молоденьких девушек играют очень взрослые дамы или - наоборот - под стариков гримируют молодёжь. Но тут все и всё было, кажется, на своём месте. И даже муж-изменщик и ловелас Генрих Айзенштейн в исполнении Максима Катырева был настолько обаятелен и даже трогателен в своей лжи, что вызвал симпатию сразу и до самого финала. Розалинда (Анна Новикова) потрясающе красива и женственна. И Адель (Ольга Белохвостова) - молоденькая вертихвостка, при этом с мощным голосом. Отдельных слов восхищения заслуживает народный артист России Пётр Борисенко в роли Фалька, он был очень выразителен и энергичен.
Я, к сожалению, вообще не разбираюсь в певческих голосах. Бас от сопрано отличу, но это максимум моих познаний. Однако я могу оценить своё впечатление от пения. И пение в "Летучей мыши" высококлассное.
И знаете что ещё? Не было ни одного бесячего зрителя рядом, как это обычно случается: кто-то кашляет, кто-то сморкается, кто-то телефон забыл выключить, кто-то болтает. А тут прям идеальный какой-то зритель. А ещё меня второй раз в жизни узнала читательница, подошла, но об этом в следующий раз расскажу:)
Женя, скажете вы, что за елей? Неужели всё так прекрасно?! Ну, были, конечно, и какие-то мелочи, которые чуть понизили градус моего впечатления. Не все арии брали за душу, не скрою, но слияние голосов, мастерство было очевидно в каждой из них. Лестница без перил на сцене меня нервировала: декорации, по которым бегали вверх и вниз герои, качалась, и я реально переживала, что кто-то в итоге грохнется. Некоторые сцены из спектакля можно было с легкостью выкинуть без ущерба для смысла, на мой взгляд (с тюремщиками, например), но критиковать пьесу, которой столько лет, - глупо. Для чего-то они нужны, это просто я не поняла, видимо. Ещё меня удивило, что не было оваций, зрители на финальном поклоне не встали, а некоторые прямо из середины зала рванули в гардероб, выглядело дико: музыка играет, артисты кланяются, а в одном из центральных рядов люди встают, чтобы пропустить других людей, которым срочно надо одеться первыми.
Но в целом, моё знакомство с опереттой можно считать удачным. "Летучая мышь" в Московской оперетте легка, весела, виртуозна и прекрасна. И есть какое-то внутреннее удовлетворение от того, что ты прикоснулся к классике и погрел об неё душу, как живой воды из колодца попил. На оперу замахнуться что ли?:)
Пишу этот текст и слушаю "Летучую мышь", что называется, в оригинале - на немецком. И поняла, что подпеваю некоторым ариям на русском, запомнила значит:)