Многие скучали по стилю Дэвида Финчера: в эпоху девяностых-нулевых режиссёр рвал и метал абсолютно каждым своим проектом. После крышесносящего успеха напряжённого, системного и мрачного триллера "Семь", слава свалилась на голову Финчеру так резко, что постановщик моментально начал стрелять одним новым успешным фильмом за другим. Вы прекрасно знаете все их названия: "Игра", "Комната страха", "Зодиак" и многие другие качественные картины, которые спокойно могут стать культовыми работами через некоторые десятилетия. Однако после "Исчезнувшей" Финчер резко пропал с поле нашего зрения: выпустив только двухсезонное шоу на Netflix под названием "Охотник за разумом", Дэвид более не появлялся в Голливуде так часто, как он делал это десять-двадцать лет назад. В 2020-м году у постановщика случился камбэк: на том же Netflix вышел его первый байопик - "Манк", который повествовал о закулисном создании одного из главных шедевров кинематографа, "Гражданина Кейна" Орсона Уэллса. Многие фанаты режиссёра, однако, не вкусили идею "Манка": они ждали от Финчера возвращение в русло жанра триллера. И вот, кажется, режиссёр оправдал надежды многих поклонников: недавно на просторах того же Netflix вышел "Убийца" с Майклом Фассбендером - пожалуй, самый простой и понятный, но от того не менее качественный проект режиссёра. Что же он из себя представляет? Расскажу в этой статье
"Убийца" действительно кардинально отличается от многих других работ Финчера, как той же "Исчезнувшей" или "Семи" с "Игрой" и "Зодиаком" (если говорить про тот же жанр холодного триллера). Отличается именно тем, что на поверхности нового проекта Дэвида не лежит какая-то загруженная или сложная нелинейная длинная история, удивляющая поворотными моментами, финальными твистами или жёсткой сложной композицией системного повествования. "Убийца" - максимально прямолинейное и понятное кино, пожалуй, самое понятное во всей фильмографии режиссёра, которое сможет вкусить и распробовать абсолютно каждый зритель. И в этом же у "Убийцы" заключается свой особенный шарм
В первую очередь, новый фильм Финчера - это ещё и первый кинокомикс в его карьере. Неожиданно? За основу сценария постановщик взял серию нуарных французских комиксов Эндрю Кевина Уокера, повествующих о безымянном киллере с особенной мизантропической философией. И лента всячески даёт знать о том, какой первоисточник она адаптирует: как это и дано чуть ли не любому комиксу, в нём отсутствует сложная композиция, как я и писал об этом выше, и "Убийца" очень часто даёт знать, что за основу была взята история категории "Б". Но именно стиль Дэвида Финчера полностью вытягивает проект из пучин клише и шаблонов: постановщик всячески даёт о себе знать, благодаря многим фирменным приёмам и отличной технической части. Смотреть "Убийцу" в самом высоком качестве было одним удовольствием
И ведь действительно, история "Убийцы" безумно проста: есть безымянный киллер, разговаривающий со своим сознанием на протяжении почти что всей ленты. Он проваливает одно из заданий, вследствие чего сам становится мишенью, и отправляется мстить собственному заказчику и его подельникам. Вот и весь сценарий: главный герой попросту разбирается со своими же нанимателями. Но как же вкусно была подана эта простая история: повествование тут поделено на шесть актов, и почти что каждый отведён определённым персонажам, которые сталкиваются лоб в лоб с героем Майкла Фассбендера. Один практически полностью отведён мощной камерной экшен-сцене в виде драки с громилой в его коттедже, а другой - напряжённому диалогу между главными героями. В этом же и читается стиль Финчера
А параллельно с этим авторы максимально преисполняются технической частью и многими второстепенными техническими приёмами: например, тем же нарративом. Какие же тут потрясающие нарративные диалоги! Финчер и его помощники взяли самую лучшую композицию из написаний нарратива, взяв за основу философские рассуждения персонажа Майкла Фассбендера, который разговаривает одновременно и сам с собой, и со зрителями: всего за два часа хронометража мы проникаемся сознанием безымянного киллера: не сочувствуем или сопереживаем ему (потому, что сам герой - в первую очередь холодный и расчётливый преступник, и Финчер часто даёт нам об этом знать), а именно проникаемся им. Проникаемся его точкой зрения на происходящие события, его своеобразными "правилами", благодаря которым можно добиться успеха в задании (и, к слову, мы действительно наблюдаем воплощение этих правил в действие в реальности, и они действительно работают для воплощения плана главного героя), его мизантропическим философствованием. Мы буквально заглядываем в голову главного героя, понимая его жизненную политику и мировоззрение. Далеко не каждый режиссёр в кинематографе сможет так отлично и глубоко вжиться в сознание своего же персонажа
Ну и как тут не сказать пару слов ещё и про потрясную техническую часть: тут всё представлено в лучших традициях Финчера. Холодная цветокоррекция, соединяющая в себе жёлтые, зелёные и синие тона, постепенное раскрытие характера главного героя, много пролётов и кадров одним планом, использующаяся в нужных местах статика, отличная операторская работа, и ещё многих всяких второстепенных и даже третьестепенных технических штучек, известных нам ещё со времён "Семи". "Убийца" - тот самый случай, когда имя постановщика можно заранее угадать, если не зайти перед просмотром на агрегаторы и не вычитать его уже там
Но не следует думать, что "Убийца" - априори один из лучших фильмов Дэвида Финчера. Разумеется, это не так. Лента уступает практически по всем параметрам и тому же "Семи", и "Игре", и "Бойцовскому клубу", а в некоторых местах даже и "Зодиаку": скорее, этот фильм создан для того, чтобы постановщик триумфально вернулся в большой кинематограф, чтобы мы, зрители, понимали, что Финчер всё ещё может в написание качественных историй, и ещё снимет в будущем новый шедевр. "Убийца" - самый обыкновенный фильм в карьере постановщика, но может ли это являться именно существенным минусом? Тут уже пусть каждый решит для себя сам
"Убийца" - тот самый холодный, расчётливый и медитативный фильм режиссёра, который мы все так долго от него ждали. Лента полностью оправдывает свои ожидания: да, она не дарит какие-то новые эмоции или впечатления, выглядя в некоторых моментах как левый триллер категории "Б", но в ней присутствует всё то, за что вы так любите её постановщика: плавный и медленный сценарий, присутствие некой серой морали, глубокое раскрытие персонажей и наличие фирменной технической части под руководством режиссёра. Это чуть ли не самый простой и ничем не примечательный фильм в карьере Дэвида Финчера, но именно этим он и притягивает. Так что в будущем ждём очередной шедевр режиссёра. И надеемся, что он более не будет пропадать с нашего поля зрения на такое большое время
Плюсы:
- Холодная и медитативная история
- Раскрытие главного героя
- Плавное введение в философию героя Майкла Фассбендера
- Потрясающая техническая часть
- Системное повествование
- Присутствие всех фирменных фишек режиссёра фильма
Минусы:
- Самый простой фильм в карьере Финчера
- Ничего нового вы тут не увидите
8/10
- Придерживайся своего плана. Предвидь, не импровизируй. Забудь об эмпатии. Эмпатия - это слабость. Слабость - это уязвимость. Не доверяй никому. Никогда не упускай преимущество. Участвуй только в той схватке, за которую тебе платят. Это то, чему нужно следовать. Если ты хочешь добиться успеха. Всё просто