Найти тему

О пользе и вреде религиозного и исторического мифотворчества

Продолжаем тему стародубской старины, начатую в предыдущих статьях…

Лжедмитрий-II – «Стародубский вор» выдавал себя за царевича Димитрия – законного наследника престола Ивана Грозного. Царевич был убит в детстве, было проведено тщательное расследование, подтвердившее факт убийства, но это не помешало, спустя много лет, появиться аж четырем лжедимитриям. И каждый раз люди верили – народ верил, что очередной Димитрий – и есть царь настоящий! Вывод прост: люди склонны верить в то, во что они хотят верить, вопреки фактам и здравому смыслу. «Верую, потому что абсурдно», – сказал Тертуллиан – раннехристианский писатель III века нашей эры. На самом деле такого выражения у него нет. Есть другое: «Сын Божий рождён [распят] — это не стыдно, ибо достойно стыда; и умер Сын Божий — это совершенно достоверно, ибо нелепо; и, погребённый, воскрес — это несомненно, ибо невозможно». Так же воскрес и царевич Димитрий! Любая религиозная история с точки зрения здравого смысла – это миф, в который люди верят. Но и нерелигиозная история очень часто – это тоже миф! Сегодня мифотворчество идёт с невероятной активностью, удаляя людей от реальности, не позволяя находить реальные пути решения проблем. И в этом вред мифотворчества.

Остается вопрос: почему люди, народное сознание склонны рождать мифы и религиозные, и исторические? Ответ на этот вопрос был главным вопросом, на который мне хотелось ответить, и я ответил, выдвинув гипотезу скрытых рас, изложенную в книге «12 скрытых рас человечества». Мифотворчество необходимо потому, что в основе рационального сознания находится система позиционирования сознания «Я есть» в пространстве и среди других людей. Эта система позиционирования глубже даже самых глубоких архетипов, она их и формирует. Эти системы позиционирования – типы сознания у людей разные. И если, предположим, у большинства людей в социуме, как доминирующий, активирован четвертый тип сознания, значит, им жизненно необходимо наполнять свою картину мира фактами и персонажами, соответствующими этому типу сознания. Этот тип сознания требует для комфортного самоощущения личности наличия вождя-отца и формирует множественные основания картины мира, её религиозное выражение в языческой религии, а нерелигиозное в материализме. Второй тип сознания требует священной правящей персоны – царя, а религией является одна из форм монотеизма. Вождь-царь – нужен и тем, и другим, чтобы их самосознание чувствовало себя спокойно-основательно. Таким людям без вождя-царя никак. Но царь должен быть настоящий! Для них образ вождя-царя – часть религиозной картины мира. Если в жизни, что-то не так: войны, голод, другие беды, – значит царь не настоящий – такое объяснение диктует не разум, а подсознание. Смутное время – это войны и голод, а виноват во всех бедах не настоящий царь. Поэтому народное сознание искало настоящего царя, а им мог быть только Рюрикович царевич Димитрий. Вот посадим на трон настоящего царя и жизнь наладится! И был создан миф о его чудесном спасении царевича Димитрия…

Со Смутного времени прошло больше четырехсот лет, но люди не изменились. Они все так же создают мифы, чтобы чувствовать себя в этом мире более-менее комфортно. В России это выражается в поиске общественным сознанием настоящего сильного правителя земли Русской. Он нужен большинству россиян. Меньшинству - это тоже примерно треть, он не нужен, они и без царя-вождя себя хорошо чувствуют, выбирая себе правителей, для них священен сам народ. Эти создают мифы о священности народовластия… Аналогии и те, и другие, естественно, ищут и находят в истории. Где же их ещё искать простому человеку?.. Ближайший вождь-отец, столь необходимый четвертому типу сознания, составляющему в России примерно треть населения – это И. Сталин. Ближайшее священное-вече – в Новгородской республике, разгромленной Иоанном Грозным, в Малоросской Гетманщине и польской шляхетской республике. Это все не наше (или и наше тоже?..) Но сегодня консенсуса между вторым и четвертым типом сознания, склонным к вождизму, в российском обществе нет. Четвертому типу сознания нужен вождь-отец, а второму – царь. И если в эпоху смутного времени, когда безоговорочно доминировала религиозная картина мира, отличие между вождем и царем была трудно ощутимо (но оно все же есть, что потом выразилось в религиозном Расколе), то сегодня отличие очевидно, четвертый тип сознания – это материалисты и оккультисты с их красной верой, а второй – монотеисты и идеалисты, ищущие правды на Небе. Православные патриоты и сталинисты никак не могут найти консенсус! Сталинисты пытаются дискредитировать РПЦ, противопоставляя её дораскольному православию, и создать новые мифы, например, о прекрасной Новой Орде, наследующей Орде Чингисхана, а православные дискредитируют большевиков-ленинцев, как исчадия ада. Так и православные идеалисты, и сталинисты создают свои мифы. Сталинисты – о строгом, но справедливом отце народов, оболганном демократами и православными. Православные – о жутком безжалостном тиране Сталине и царе почти ангеле Николае-II. Миф – есть миф, переубедить людей, создающих миф, невозможно (смотри начало статьи). В этой невозможности и заключается вред мифотворчества, оно раз за разом создаёт непреодолимые стены между людьми даже и одной культуры.

Российскому обществу как никогда необходимо единство. Его не достигнуть на пути дискредитации мифов, нужны новые мифы, которые бы устраивали всех. Но их создание, увы, невыполнимая задача на уровне обыденного (двоичного «Я» – «НЕ Я») сознания. Можно лишь на время «задавить» идеологических противников с их мифами, но они воспрянут, как феникс из пепла. Путь создания единого общества на века только один – вывести из глубин подсознания саму причину и способы мифотворчества, чтобы добросовестные элиты каждого типа сознания могли освободиться от оков двоичного мышления и скорее создали формат троичного мышления (есть Я, Я – часть общего, Я – часть целого). На основании нового формата мышления – мышления всеединства, основанного уже не на коллективном подсознательном, а на коллективном надсознательном, можно создать новый миф – миф всеединства – всем мифам миф. В подготовке человечества к созданию мифа всеединства, сливающегося с реальностью, и заключается польза мифотворчества.

12.11.23 А. Кашанский