Донос на семью: ювенальная юстиция или спасение ребенка?

643 прочитали

Депутат от КПРФ Ирина Филатова предложила ввести ответственность за ложный донос в отношении семей с детьми и уверяет, что именно таковых - почти 95%.

Предложение

Дословно парламентарий написала в своем ТГ-канале следующее:

Корень проблемы в том, что в стране действуют нормы, которые поощряют доносы. В частности, этому способствуют часть 3 статьи 56 и статья 122 Семейного кодекса РФ. Эти нормы обязуют информировать о нарушении прав и интересов несовершеннолетних, а так же о подозрениях, что они остались без попечения родителей. Но под такую широкую трактовку подпадает практически все, поэтому писать доносы можно из-за любого чиха. Что и происходит.

📌По официальным данным, почти 95% доносов являются ложными. На первом месте с большим отрывом идут доносы бывших супругов и ближайших родственников. Примечательна повышенная активность в этом смысле свекровей в отношении своих невесток из-за претензий в неправильном воспитании внуков. На втором месте — школы, на третьем — соседи и другие посторонние. Люди с удовольствием пользуются этим инструментом для сведения счетов, из других недобросовестных побуждений.

‼️Считаю, что необходимо проработать серьезную административную ответственность за ложный донос, который повлек необоснованное вторжение в семью и отобрание ребенка. Когда у людей появится чувство ответственности перед законом за свои действия, подумают и о собственной безопасности. И детей будет страдать меньше.

из интернета
из интернета

Большая часть преступлений в отношении детей совершаются в семье

Статистика действительно есть, но не та, о которой пишет депутат. И в отличии от какой-то статистики по доносам (которая официально не ведется и ее попросту не существует) - она самая что ни на есть настоящая. И страшная.

В 2021 году 60% (60 389) от всех зарегистрированных в прошлом году преступлений в отношении несовершеннолетних были допущены членами семьи, из них 98% – родителями (59 426).

Вдумайтесь. Почти 60 тысяч детей за 12 месяцев пострадали от тех, кто их должен беречь и любить. От мамы и папы.

из интернета
из интернета

В защиту этих "родителей" встает депутат и те, кто оголтело поддерживает идею?

Смотрим дальше.

На профилактическом учете органов внутренних дел в 2021 году состояло более 220 тыс. неблагополучных родителей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей. Из них более половины (54,5%) не работали, проживая на пособия со стороны государства, свыше 60% (63,3%) имели алкогольную зависимость, 12% – являлись ранее судимыми.

В чем настоящая проблема?

С темой семейного неблагополучия и социального сиротства я плотно работала много-много лет. И еще я часто слышу и вижу страшные истории на программах федеральных каналов, куда меня приглашают как эксперта. И объединяющее почти во всех историях - масса народу вокруг знали, как страдал ребенок и ничего никому не говорили. Недавно разбирали историю, как пол-деревни знали, что мать детей наркоманка, никуда не сигнализировали и как результат - дети погибли из-за халатности матери. Возбуждено уголовное дело.

Не проходить мимо страданий ребенка - вот это настоящая ответственность любого взрослого и сознательного человека.

Что будет, если "донести" на соседей?

Принципиально будет зависеть от того, какая картина предстанет перед органами ПДН, когда они приедут в семью, на которую поступила жалоба. И, поверьте, просто из-за того, что в холодильнике не будет яблок, дома не евроремонт, а дети межу собой не ладят и дерутся - никто у вас отбирать детей не будет. Не читайте блогеров, сознательно формирующих страх у российских граждан о том, что ювенальная юстиция стучит к вам в двери.

из интернета
из интернета

Поэтому, если постоянный плач ребенка ввел кого-то в заблуждение и стал основанием для звонка в 112 - это абсолютно правильные действия. Если проблемы нет - органы уйдут. А если проблема есть, считайте, что вы спасли маленькую жизнь. И благодаря вам один из детей не станет в один статистический ряд в 60 тысяч детей, в отношении которых совершили преступление их родители.

Непосредственно про инициативы

Последнее время много хайповых инициатив, основная задача которых, как мне кажется - привлечь внимание к собственной персоне, но никак не решить проблему. Эта - из той же серии.

Первое. Смотрим на часть 3 статьи 56 Семейного кодекса, которая не нравится депутату:

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Проблема в том, что написано то написано, что граждане обязаны, но только никакой ответственности за "несообщение" для граждан не предусмотрено. И жаль, что депутат не в курсе.

А 122 статья Семейного кодекса регламентирует порядок действий при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей. Тут у меня простой вопрос - порядок не нужен? Пусть что хотят, то и делают?

Второе. Вот это "ответственность за ложный донос, который повлек необоснованное вторжение в семью и отобрание ребенка" невероятно прекрасно. Жаль только, что слуге народа не сообщили, что основание для отобрания ребенка немного другие, чем "ложный донос". А если депутат думает, что процедура выглядит как "получили донос, вооружились, выломали дверь, забрали ребенка" - то человек явно рано стал делать публичные высказывания. Сперва было бы неплохо понять, как на самом деле выглядит процедура. А на самом деле процедура регламентируется статьей 77 Семейного кодекса, которая гласит:

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами
При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Иными словами, отобрание ребенка происходит не с бухты барахты, а на основании акта органа власти! Который, как вы догадываетесь, получают не за 5 минут после "доноса".

А еще есть Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.11.2017 N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав", где с 28 по 34 пункт очень подробно написано о вопросах, связанных с отобранием детей.

Рекомендую депутату.

Третье. Как будем отличать заведомо ложное от добросовестного заблуждения?