Найти тему
16etazh

Как казаки от пломбированного вагона убегали

Изображение создано нейросетью Кандинский 2.2 по запросу «Казаки убегают от пломбированного вагона»
Изображение создано нейросетью Кандинский 2.2 по запросу «Казаки убегают от пломбированного вагона»

Без сомнения можно сказать, что главной опорой белого движения в гражданскую войну 1918-1922 гг. в России являлось казачество, какими бы противоречивыми ни были взаимоотношения между казачьими атаманами и прочими белыми лидерами. Именно наличие регулярного казачьего войска, столетиями сотрудничавшего с прежней властью как в деле внешних войн, так и во внутриполитических делах, позволило белым долго питать надежды на победу своего дела. Не случайно они оставили центр страны большевикам, сбежав на окраины и оттуда начав своё «спасение России».

Войска интервентов, кстати говоря, оказались не столь надёжной подмогой: государственное мышление представителей соответствующих сил оказалось гораздо более адекватным: они, оценив организационные возможности большевиков, увидели бесперспективность прямого участия в бойне на территории России, сделали вывод о невозможности уничтожения России в данный исторический момент и вывели свои войска ещё в 1919 г. Причина проста: англосаксы вели большую геополитическую игру, в которой Красновы, Дроздовские и прочие Деникины с Юденичами – просто пешки, бесполезные без наличия на шахматной доске более сильных фигур.

Казаки же, точнее самые упоротые из них, в течение столетий культивировавшие идею о собственной свободе и независимости, просто обречены были сражаться с новой государственностью до самого конца, что привело большевиков к политике так называемого «расказачивания», по поводу которого современные казацкие ролевики до сих пор отыгрывают драматические душевные содрогания. О том, что это за свобода да независимость была, речь пойдёт в другой раз. Сейчас обратим внимание на то, как борьбу с «красной заразой» видели сами казаки – и не просто казаки, а те из них, что способны были даже создавать систематические труды по истории казачества.

Так, Гордеев А.А. – потомственный казак, настоящий полковник, Георгиевский кавалер, исследователь казачества, белоэмигрант и просто хороший русский – писал: «Казачье население всех 12 областей в полках и на своих землях сохранило порядок и военную и гражданскую дисциплину. Казаки не допустили на своих землях анархии, а поголовно взялись за оружие и вступили с ней открыто в беспощадную борьбу. После трехлетней неравной борьбы казачьи области, как и вся Русь, оказались под властью коммунизма, власти и по идеологии, и по составу чужеземной, прибывшей в запломбированном вагоне, в виде агентов с заданием иностранного генерального штаба, с разработанным планом и большими денежными средствами с целью разрушения армии и государственного порядка. После захвата власти в России казачьи области подвергнуты были общему террору с целью полного уничтожения казачьего населения. Казаки оказались не только не уничтоженными, но при первой возможности снова поднялись против враждебной им власти [так имело место тотальное уничтожение казаков или не было? – МнР]. Вторая война была новым испытанием для казачьего населения. В результате сложившейся обстановки казаки предпочли оставить свою страну и уйти на чужбину» (Гордеев А.А. История казачества - М.: Вече, 2006. С.12).

Что тут можно сказать? Если не принимать во внимание тот факт, что слова о поголовном переходе казаков на сторону белых – самая настоящая ложь, картина получается следующая. Неравная борьба дисциплинированного многотысячного казачьего войска, столетиями закалявшегося в постоянных военных операциях и спаянного соответствующими традициями, – неравная борьба этого войска с пломбированным вагоном закончилась бегством казачьих лидеров за границу, под крыло антироссийских сил. В чём тут дело? Может быть в том, что статус казаков ещё сто лет назад никак уже не соответствовал их амбициям, уместным, например, при взятии ими Азова у турок? Может быть с развитием цивилизации изжил себя уместный при отсутствии развитой инфраструктуры, связывающей центральные районы страны с окраинами, принцип поддержки полувольных казачьих поселений, специализирующихся на военном деле и сотрудничающих с государством в охране его границ? Процесс развития инфраструктур, кстати, привёл к тому, что казачество и казачьи традиции как таковые в современных условиях имеют смысл лишь как бутафория, как ролевая игра, обрётшая статус субкультуры. На этом фоне совсем уж выходцами из другой вселенной смотрятся современные фанатичные поклонники казачества, особенно те, что считают своим идеалом атамана Краснова – предателя родины, сотрудничавшего в годы Второй мировой войны с Вермахтом.

Поговорим об этом в последующих очерках о казачестве

ТГ-канал Мясорубка на Реверсе