Найти тему
Академия на Неве

П. В. Лихолай. Архитектурная составляющая в деятельности патриарха Никона

Кризис средневекового мировоззрения в целом, назревавший в России почти столетие, разразился во 2-й пол. XVII в. рядом сложных и внутренне противоречивых процессов в общественно- политической, религиозной и общекультурной сферах[1] . Несмотря на то, что с именем патриарха Никона в первую очередь связывают богослужебную реформу, следует отметить, что его строительная деятельность также была чрезвычайно насыщенной. Святейший оставил значимый след в архитектурном наследии России XVII века. Художественные дарования Патриарха Никона, безусловно, воплотились в церковном строительстве, которым он руководил как заказчик и зодчий в одном лице. На развитие русского религиозного искусства периода Патриарха Никона в значительной степени повлияли его богословские идеи, которые нашли выражение в иконописи и архитектуре.

Свою жизнь с храмостроительством будущий патриарх связал ещё в начале монашеского пути в Троицком Анзерском скиту, где он участвовал в строительстве нового каменного храма. Впоследствии будучи архимандритом Московского Новоспасского монастыря, он руководил строительством в обители Преображенского собора, а став митрополитом Новгородским, заказал новые иконы и колокола для собора Святой Софии. В 1652 году Святейший Никон был избран на Патриарший престол. После избрания он не только не оставил своих занятий архитектурной деятельностью, но и развил их до небывалых масштабов. В 1652–1656 гг. в Московском Кремле он выстроил Патриаршие палаты. Их отличают черты присущие зрелому зодчеству Первосвятителя. Главные из этих черт: функциональность, символичность, иерархичность, контрастность и ансамблевое мышление[2] .

В эпоху патриарха Никона, наряду с возвращением к традиционным мотивам христианского изобразительного искусства. Святейший был ревностным почитателем и поборником византийского иконописания. Для обновления и украшения московских храмов он пригласил в Москву лучших иконописцев. Патриарх Никон столкнулся с тем, что в храмостроительстве XVII в. стала прослеживаться тенденция нелогично сбитых осей архитектурных членений, чрезмерного украшения фасадов измельчёнными деталями и строительства церквей с глухими декоративными шатрами на сомкнутом своде. Чтобы преодолеть сложившийся в зодчестве кризис, Патриарх Никон повелел вместо шатрового завершения храмов строить пятиглавые храмы. При этом шатры остались над крыльцами и над колокольнями, которые превратились в главные доминанты храмов[3] .

В 1653 году Святейший Никон основал обитель в честь Иверской иконы Божией на Валдайском озере. В первую очередь монастырь создавался как «ковчег» для великой святыни — списка Иверской иконы Божией Матери, выполненной в 1656 г. русскими мастерами, направленными патриархом Никоном на Афон. При первом посещении обители Святейший переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым[4] . Главный аспект замысла новой обители был связан с тем значением, которое имеет Иверский образ для Святой горы. Согласно афонскому преданию, Иверская икона в X в. чудесно пришла на Афон по морю, и Пресвятая Богородица открыла, что она пришла для того, чтобы хранить монахов, живущих на Святой горе. Отныне уже на Руси Богородица «…освящает Себе место, подобное старому, и избирает, как жилище второго Сиона, на Святом озере Свой Божественный храм»[5].

Центральное место занимает величественный, но строгий в оформлении фасадов пятиглавый Успенский собор. Построенный в глухой дотоле местности, на острове посреди озера величественный храм поражал современников. Храм со всех четырёх сторон окружён галереей (что характерно для построек патриарха Никона)[6]. Именно здесь началось производство изразцов, которое которыми патриарх любил украшать свои монастыри. После революции монастырь несколько раз подвергался разграблению. На территории обители располагались различные учреждения. В 1991 г. монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. За последние десятилетия архитектурный ансамбль Валдайского Иверского монастыря был восстановлен.

Будучи ещё иеромонахом Никон, покидая остров Анзер попал в бурю, но лодку чудесным образом выбросило на остров Кий. Воздав благодарение Богу за спасение, он своими руками изготовил и установил деревянный поклонный крест и дал обет основать на этой мете монастырь[7] . К исполнению своего обета патриарх Никон приступил в 1656 г. На Кий острове в Онежской губе Белого моря он основал обитель в честь Воздвижения Креста Господня. Для Патриарха Никона, который был убеждённым грекофилом, была значима тема царского и патриаршего преемства Руси от Византии и тема духовного единства России с православным Востоком. Устрояя свой монастырь «Ставрос» на Кий-острове, патриарх указывал, что его прообразом был Афонский монастырь Ставроникита, что значит «крест Никиты». Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты. Это афонское предание особо было важно для патриарха Никона так, как и сам он (в миру Никита) собственноручно на Кий-острове водрузил первый крест[8]. Для «Ставроса» на Кий-острове патриарх заказывает в Палестине кипарисовый крест- мощевик, аналогичный по размеру Кресту, на котором был распят Христос. В крест помещено более ста частиц мощей святых и камней с мест библейских событий. Частицы мощей и редкие реликвии были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля. Святыня сохранилась. С 1991 г. Крест находится в московском храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках[9].

Архитектурный ансамбль был возведён из гранитных глыб, известняка и кирпича, что в сочетании с окружающими скалами создает впечатление единого монолита. Центральное место в планировке монастыря занимает Крестовоздвиженский собор, который представляет собой традиционный тип четырёхстопного крестовокупольного храма с тремя алтарными апсидами. К сожалению, в XX столетии обитель пришла в запустение и нуждается в полноценной масштабной реставрации.

Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в городе Истра Московской области, был основан Патриархом Никоном в 1656 году. Эта обитель была самой любимой из всех основанных Святейшим Патриархом монастырей. Именно здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы. По замыслу Патриарха эта обитель должна была стать новым центром вселенского православия, «Новым Иерусалимом», образом Святой Земли. В соответствии с этим первоначально топография, топонимика и церковные здания Нового Иерусалима воспроизводили основные святыни Палестины. На территории диаметром более десяти километров стал воспроизводить места, связанные с событиями земной жизни Спасителя[10]. Река Истра стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря — горой Елеон, холм на северо- западе — Фавором. Если пройти от монастырского холма через искусственный Кедронский поток, то можно попасть в Гефсиманский сад, в котором расположена Богоявленская пустынь, где Патриарх уединялся для молитвы во время постов[11]. В смысловом центре комплекса находится холм Сион, на котором был построен Воскресенский монастырь, главный храм которого сооружён по образу храма Гроба Господня. В нём были воспроизведены основные христианские святыни храма Гроба Господня: Кувуклия, Голгофа, Камень миропомазания, приделы Страстей Христовых и др.

После того как в 1666 году Патриарх Никон был осуждён церковным Собором и отправлен в ссылку, строительные работы в монастыре прервались. Строительство возобновилось лишь в 1679 году по указу царя Фёдора Алексеевича. В 1681 году патриарху Никону разрешили вернутся из ссылки в Новоиерусалимский монастырь, но в пути он скончался[12]. Облик собора XVII века не дошёл до нашего времени. В 1723 г. шатёр ротонды рухнул. По проекту Ф. Б. Растрелли шатёр ротонды Воскресенского собора был восстановлен. Тогда же постройкам обители придали черты стиля барокко. Во время Великой Отечественной Вой ны собор сильно пострадал. В 2009–2019 гг. проводилась масштабная реставрация архитектурного комплекса монастыря, в ходе которой вновь был перестроен шатёр ротонды, восстановлена колокольня и интерьеры собора.

Мы можем выделить несколько особенностей архитектуры Святейшего Патриарха Никона:

  • Основывая свои обители, он связывал их с мировыми святынями;
  • Все три архитектурных комплекса прекрасно вписаны в окружающих ландшафт;
  • Центральное место в планировке монастыря всегда занимает собор, который зачастую представляет собой традиционный тип четырёхстопного крестовокупольного храма с тремя алтарными апсидами;
  • Патриарх воплощал идею богослужебного освоения всех объёмов храма, включая хоры, главы и пространство в тоще стен;
  • Для декоративного оформления внутреннего убранства храмов он использовал художественную резьбу. В новой объёмной резьбе преобладали натуралистические растительные мотивы, прежде всего, виноградной лозы, а затем и других растений;
  • Наиболее примечательным архитектурным элементом здания являются сохранившиеся изразцовые наличники.

Как отметил Патриарх Кирилл, «храмоздательство Святейшего Патриарха Никона воплощает идею единства Вселенского Православия, и сейчас, когда возрождается церковная жизнь в стенах устроенных Первосвятителем обителей, особенно важно сознавать и воссоздавать духовный смысл его зодческих замыслов…»[13].

  1. Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI–XVII века. М., 1992. С. 401.
  2. Зеленская Г. М. Патриарх Никон: Зодчий Святой Руси. М., 2010. С. 63.
  3. Александр (Федоров), архим. Церковное искусство как пространственно- изобразительный комплекс. СПб., 2019. С. 75–76.
  4. Фонкич Б. Л. Чудотворные реликвии христианского Востока в Москве в середине XVII в. М., 2004. С. 19.
  5. Рай мысленный. СПб., 1999. С. 57.
  6. Зеленская Г. М. Патриарх Никон: Зодчий Святой Руси. С. 79–81.
  7. Шушерин И. Известие о рождении и воспитании святейшего Никона, патриарха Московского и всея России. М., 2016. С. 14.
  8. Зеленская Г. М. Патриарх Никон: Зодчий Святой Руси. С. 130–131.
  9. Гнутова С. В., Щедрина К. А. Кийский Крест Крестного монастыря и преображение сакрального пространства в эпоху Патриарха Никона // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М., 2006. С. 693.
  10. Бондарева О. Н. О сущности строительной деятельности патриарха Никона // Труды СанктПетербургского государственного института культуры. 2006. С. 335.
  11. Воскресенский Ново- Иерусалимский мужской монастырь: Путеводитель. М., 2017. С. 7–10.
  12. Там же. С. 17.
  13. Зеленская Г. М. Патриарх Никон: Зодчий Святой Руси. С. 5.