Существует миф о том, что архитекторы Барма и Постник, создавшие один из самых знаменитых храмов России, были ослеплены после завершения своей работы, чтобы не сумели воссоздать подобное творение. Мы решили исследовать, насколько верна эта история!
Историческая традиция XX века связывает строительство собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (известного также как собор Василия Блаженного) с именами Бармы и Постника. Их имена упоминаются в нескольких документах.
Основным источником является один из списков «Жития митрополита Ионы» XVI-XVII веков, в котором упоминаются Барма и Постник в контексте переноса мощей митрополита в Покровский собор. Другие источники включают «Пискарёвский летописец» XVII века и «Сказание о святой чудотворной иконе святого чудотворца Николы» конца XVII — начала XVIII веков.
Различия в исторических документах и недостаток точных биографических данных о создателях знаменитого храма породили много дискуссий среди исследователей. Особенно значительным источником информации является «Сказание о святой чудотворной иконе святого чудотворца Николы», наиболее детализированный из известных документов.
В этом тексте описывается намерение Ивана Грозного построить церковь у Фроловских ворот надо рвом, в месте, где сейчас и располагается собор Василия Блаженного.
В документе упоминаются «два мастера русских, по реклу Постника и Барму», которые были особенно подходящими для этого необычного проекта.
Слово «рекло» в старорусском языке может иметь двойное значение — как имя и как прозвище. В данном контексте предполагается, что это скорее прозвища, так как имена Постник и Барма не встречаются в святцах.
В другом источнике, «Пискарёвском летописце», приводится только одно имя архитектора. Запись за 7068 год (соответствует 1559-1560 годам по современному календарю) сообщает: «В том году по повелению царя Ивана началось строительство обетованной церкви за победу над Казанью: Троицы и Покрова, с семью приделами, известной как "на Рву".
Мастером был Барма с товарищами. В этом документе упоминается только Барма, что побудило исследователей предположить, что главный архитектор был один, и его, возможно, звали Постник Барма.
Однако ни в одном из этих документов нет упоминаний о том, что строителям собора было причинен вред в качестве наказания или меры предосторожности! Единственное свидетельство об ослеплении архитектора/ов содержится в книге «Путешествие в Московию и Персию» Адама Олеария, немецкого дипломата из Гольштейна, опубликованной в 1647 году, описывающей его визит в Москву в 1636 году.
Олеарий пишет: «В Китай-городе, справа от Кремлёвских ворот, находится талантливо построенная церковь Святой Троицы, чьёму строителю, по завершении работы, по приказу тирана было лишено зрения, чтобы он не мог создать другой подобной». Олеарий не уточняет имя архитектора и не говорит о происхождении своей информации.
Есть вероятность, что русские источники умолчали о случае ослепления архитекторов, чтобы избежать негативного изображения Ивана Грозного. Однако, обратившись к «Пискарёвскому летописцу», в котором не упоминается об ослеплении, становится ясно, что проблем с этим не было бы — в случае, если бы это было правдой!
Летопись, написанная в эпоху Шуйских в начале XVII века и характеризующаяся подробным описанием опричнины и террора времен Ивана Грозного, включая казни и пытки, не стесняется поднимать темы государственного насилия. Поэтому, если бы ослепление архитекторов действительно имело место, ему бы нашлось место в тексте.
Противники теории ослепления приводят еще один аргумент: в декабре 1555 года, в период строительства собора, Иван Грозный направил зодчих в Казань для строительства каменной крепости, то есть Казанского кремля. В этом указе перечислены имена нескольких мастеров, включая «церковного и городового мастера Постника Яковлева», которому давались широкие полномочия, в том числе возможность выбора материалов и доклада о ходе строительства царю.
Установить с уверенностью, что упомянутый в документах Постник — тот же архитектор, который работал над собором Василия Блаженного, невозможно. Однако, если это так, то это означает, что Постник занимался строительством не только собора, но и других зданий в то же время. В таком случае предположение об ослеплении кажется маловероятным.
В общем, можно сказать, что версия об ослеплении архитекторов собора Василия Блаженного основывается только на одном, относительно позднем источнике, опубликованном спустя 75 лет после начала строительства собора. В русских исторических записях, включая летописи и житийные тексты, особенно в тех, что подробно описывают время правления Ивана Грозного, нет упоминаний об этом событии — даже в тех, где без малейших купюр подробно описываются его кровавые злодеяния.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ 10 ключевых дорог России: главные автомобильные артерии нашей страны
✅В Италии просыпается супервулкан, по сравнению с которым Везувий — просто малыш
✅Как путешествуют пассажиры категории SuperVIP: лучшие личные самолеты президентов, шейхов и королей
✅Резервации индейцев в США: как они устроены сейчас и что их ждет в будущем
✅ «Одета как королева» - все правила дресс-кода королевской семьи.