— Нормально, да! Приехали поработать и влетели на штраф — 26 лямов, это больше месячной зарплаты всей бригады, Николаич... Имей совесть...
— Заткнулись все!!! Приехали работать, значит будете работать...А остальное моя забота!
***
Ничего не скажешь — удачная выдалась командировочка! Хорошо хоть с нами был Валера....Но очень жаль, что у Валеры с собой не было нужного оборудования.
Начало истории о суровых буднях связистов, в изменяющихся условиях рынка труда 90х годов.
"Сказать по нашему мы выпили немного..."
Да чего уж врать-то! Мы тогда вообще не успели даже стол накрыть...Приехал наш бугор Слава и невероятно порадовал:
— Собираемся и в бой! Валера, а ты свой сварочник для оптики взял?
— Нет конечно! Зачем он мне...
— Так тебе же Николаич велел в каждой командировке молодняк обучать?! Чего же ты не озадачился?
Валера только поулыбался и высказал мнение о "молодняке":
— Да их обучать — только нервы трепать! Они же все "дурь в башке"! Да, молодежь?
Представителей низшей касты связистов было трое — Макс, Серега и ваш покорный слуга....Всем по 20 лет, 3 разряд монтажников связи, что соответствует статусу раба на плантациях хлопка в Луизиане... 19 века.
Правда эта "молодость" прекрасно отображалась в зарплате... Например, сварщик-измеритель оптики на трассе, в сезон получал от 12 до 18 млн рублей в месяц. На той же самой трассе, в тех же самых котлованах, по 3 разряду мы получали от 5 до 6 млн.....
Правда и задачи у нас были попроще! А уж ответственность ограничивалась разделкой кабеля, подготовкой соединительной муфты и костром для приготовления пожрать.
Для сравнения, можно сказать, что двухкомнатная квартира в Челябинске, в 1996 году стоила около 30 млн. Сварщики на оптике, за лето спокойно зарабатывали квартиру и меняли машины.
Медных дел мастера вообще называются спайщики....
— Поехали срочно в контору, будем с Николаичем созваниваться, решать и кумекать. Все поехали, похоже ночка веселая предстоит...
Подвох на дне колодца
В первые минуты нашего визита на узел связи, нам четко доли понять — нам всем ......(нехорошее слово).
Крышка злополучного люка, перерубила кабель какого-то оборонного предприятия и в данный момент, пока мы тут улыбаемся, в Кремле считают деньги на которые мы попали. Оставив нас глупо улыбаться в кабинете, Слава отправился в отдельные казематы писать объяснительную, а Валеру посадили перед телефонным аппаратом.
Дальше придется включить тайминг происходящих событий, чтобы хоть как-нибудь попытаться поведать настрой следующих суток....
Обед, около 14.00.
Валера орет в телефон, на пронзительных тонах общаясь с директором. Валера настаивает, чтобы Николаич приехал, а Директор в свою очередь уверяет, что после утреннего звонка в контору, у него трясутся руки и постепенно появляется устойчивый запах перегара.
В тремор директора никто не поверил, потому что мужик он был очень мужественный, ответственный и весьма ...коммуникабельный.
— Николаич! Кабель-то мы перепасуем, Но сварочника у меня все равно тут нет! Так что собирайся и вези машинку сюда. Рванешь сейчас — к ночи будешь и к утру всё сделаем...А иначе....сам понимаешь!
В этот момент заходит Слава и кладет на стол серый чемоданчик....
— На тебе сварочник! Погнали тащить каблу....
14.20-14.30...
Вся наша возбужденная банда распределилась по местам....
Знаете что такое запас? Это та штука, которая карман не тянет и жрать не просит. Вот говорят — аббат монашку не ..."любИт", но под рясой ... на всякий случай носит.
В колодцах должен быть запас кабеля, для всяческих таких вот ремонтных мероприятий. Наша задача, весь запас перетащить в колодец где обрыв...И тут придется отступить и немного рассказать о немецкой технике.
Несмотря на то что вчера, знатоки оптики уверяли меня и доверчивых читателей в несуществующих приборах Симиенс, на столе в Узле связи лежал именно он родимый. Пришлось найти фотографию из 90х, иначе опять начнут полоскать и обвинять...
Прекрасная техника, несмотря на уверения знатоков в невозможности её существования...
Но очень уж нежная эта немецкая машинка!
Чтобы сварить волокно на этом аппарате, ему надо создать тепличные условия.
Скакнуло напряжение на 15-20 вольт...— отказать! Дунул ветерок — отказать! Тряхнуло стол в момент подготовки к сварке — отказать. Холодно — отказать!
Немецкий педант даже на сигаретный дым при работе реагировал однозначно:
— Эй, рус...нихт варыть!
Короче — стояла задача стащить в наш колодец все запасы с окрестности, чтобы дотянуть обрубленные концы в машину. Уазик прогреть, замереть и...соорудить муфту.
18.00
Валера со Славой начинают понимать, что запасов в этом бардаке катастрофически не хватает! На третьем колодце набрали метра полтора. Матом делу не поможешь, а других молитв связисты не знают!
— Валера! Ты хоть убей, но варить придется в колодце! Думай как это сделать...Даже если мы с РУСа хвост перетащим, второй конец по любому надо до машины тащить...Думай, думай, думай...Валера!!!
— Да никак!!! Прогреем колодец — вода потечет из всех щелей! Немец откажет в любви и ласке от влажности! В холоде он в принципе работать не будет...Есть у меня одна идейка...Погнали в РУС, надо опять Николаичу звонить...
Пока три галерных связиста вместе с водителем дергали кабели в колодцах, наши высокие разрядники удалились и занялись явно интеллектуальным трудом. Вернулись через час с красными рожами, охрипшие, но довольные.
Валера опустил лицо в колодец, наполнив сырую яму теплом свежего перегара и легкой закуски:
— Сколько намотали уже в колодец?
— С одной стороны метра два, с другой пока около метра, но мы всего два колодца прошли...
— Давайте еще метр и хватит...
21.00
Уже любимый ресторан Стерля не принял грязных, мокрых и голодных связистов. Это понятно — черными были не только наши руки, но и морды с одеждой. А вечерний гость в ресторане должен быть чистым, опрятным и щедрым. А у нас от предвкушения штрафных санкций даже щедрость заметно поубавилась.
О главных бедах и интригах, мы в тот вечер еще не подозревали...
Но питание нам выдали с собой и мы с аппетитом отужинали чем Бог послал в машине.
— Ждем Николаича с Фуджикурой и не налегаем на сугрев. Неизвестно еще как пойдет...
— Валера, а какие шансы, что японцем сваришь?
— А я знаю??!! Пробовать надо...Выхода всё равно нет...
Фуджикура
Немецкий брат Симиенс варил сам! Для сварки достаточно воспользоваться скалывателем, очистив волокно от изоляции, протереть очень вкусным чистейшим спиртом и сунуть в зубы немецкому аппарату два подготовленных конца.
Дальше он сам крутил концы, выбирал зазор, отжигал остатки чистейшего и вкусного спирта, выбирал режим сварки и делал вспышку....Достаточно нажать кнопку.
После чего оставалось посмотреть в малюсеньком экране действия агрегата сразу в двух проекциях.
Но создать тепличные условия для Симиенса не удалось и мы ждали чуда, которое прорывалось к нам сквозь серпантины Уральских Гор...
4.00 следующего дня
Потихоньку замерзая в машине, мы уже дрыхли без задних ног...Распахнулась дверь и дружеское приветствие любимого директора разбудило всю банду:
— Мать...колотить итить вас всех! Я тут с Ражабом по горам продираюсь, а они дрыхнут! Подъем, графья! Нас ждут великие дела...
За спиной Олега Николаевича стоял наш второй водитель Ражаб с заветным агрегатом в обнимку.
Пусть не смущает в тексте с уважаемого сайта слово "новинка". Новинкой этот аппарат был в 1977 году. И совершеннолетний возраст давал понимание о скорости прогресса.
Если современный по тем временам Симиенс варил волокно сам, то старая добрая Фуджикура требовала творческого подхода, трезвого взгляда, нежных рук и твердой поступи.
Процесс сварки отслеживался в микроскоп, выбирая все положения вручную при помощи двух специальных зеркал. Режим сварки выставляется самостоятельно, обжиг и сама сварка делаются по строго рукопашным принципам.
Но при этом, аппарат не обладал каплей капризности!
08.30...
На колодце стоит палатка, рядом уазик с толпой народа внутри. Спешащие на работу стерлитамакцы и стерлитмчанки, с опасением проходят мимо, явно смущаясь жуткому мату их накрытого колодца...
А в колодце сидит промороженный, как хек Валера, пытаясь ознакомить жителей города с лексиконом уставшего связиста...
Николаич подошел, приоткрыл палатку и спросил:
— Как успехи? Сколько осталось сварить?
— Последняя жила не идет. С РУСа измерили все и доложили, что остальные норм!
В этот момент, в трубке с набирателем, подцепленной на совершенно левый кабель, раздался крик Славы:
— ВАЛЕРА!!! Шабаш! Измеритель говорит, что всё алес, зер гуд и панике капут!!! Собирай муфту....
Николаич облегченно выдохнул и приказал вынимать Валеру из колодца:
— Молодежь! Ваш выход... муфту сами соберете и только попробуйте накосячить!!! Я вас даже убивать не буду...Вынимайте Валеру....
Именно вынимайте, потому что скрюченные Валерины 100кг, были не в состоянии даже встать на собственные ноги. Да еще колодец был настолько бардаковым, что мы чуть не оторвали Валерины отмороженные конечности...
Николаич уехал на разборки в РУС, а мы закончили свои скорбные суетные дела. Уложили муфту на консоли и собрали свой скарб. С РУСа пришел совершенно злой Слава и приказал грузиться:
— Поехали в общагу, надо выспаться. О, не нравится мне настрой Николаича, ох не нравится....Что-то там назревает нехорошее....
14.00 Победа лишь приснилась. И то — не всем!
Николаич так грохнул дверью нашей спаленки в Красном уголке, что распахнулось окно. Свежий холодны воздух быстро всех взбодрил.
— Ну что, орлы, цыплята и мастера шестого разряда, штраф выписали на 26 миллионов, несмотря на все ваши героические потуги!
Слава уже успел подняться с кровати и поэтому рухнул обратно. Выпучив глаза, хрипло выдавил из себя:
— Т..т...ы чего, Николаич!? У нас вся командировка была на 9 700 000, а тут аж....Побойтесь бога, ироды!!!
Николаич совершенно спокойно подошел к столу, налил себе холодного чая в стакан и присел на стул:
— А водки у вас нет что ли, связисты? Ну хоть спирта налейте тогда...Слава! Вот ты вроде матерый перец, но дурак полный!!! Ты чего понаписал в объяснительной — "при открытии колодца, была повреждена крышка...бла..бла...бла". Где мы, а где эта крышка? Ты что ли был за рулем трактора, клоун?!
— Так...мы...я же... так эти чекисты в сером мне практически продиктовали, я и написал. Больно я разбираюсь...
— Ну ты на будущее, лучше прикинься безграмотным! Хорошо хоть Контора родная и уважили ветерана. Дали переписать объяснительную. Так что теперь ваш косяк на тракторе лежит....
— Так это сейчас с Пашки 26 лямов состригут??? Ему жизни не хватит отработать...
— Да кому нужен ваш Паша! Никто ни с кого ничего не будет взыскивать, кому вы нужны. Исправили и ладно. Раньше бы в такой ситуации, в Которе просто бы появилось несколько новых секретных сотрудников — тракторист, связист и главный инженер....Хотя он и так из наших...А сейчас никому это не надо.
Коллектив с облегчением выдохнул и даже стали слышны несмелые голоса. Через полчаса, умытые и довольные связисты приготовились слушать дальше своего командира.
Олег Николаевич, закусив позавчерашней селедкой спирт, встал и скомандовал:
— А вы чего балдеете? Основную работу никто не отменял и вас еще ждет куча работы...
— Николаич! Вот честно...от лица всей бригады...спасибо! Душевный ты мужик!!!
— Ага, ты еще всплакни от умиления, писатель объяснительных....Кстати, одного спасибо маловато! Давайте делить премию и я надеюсь вы в этот раз борзометр отключите?
Все переглянулись и наверняка в ком-то родилось подозрение, что селедка все же оказалась не свежая, а спирт шибко забористым...Слава задал вопрос за всех:
— Какая премия? Ты чего....
— Нет, ну ты определенно дурной, Слава! Ты думаешь я даром в ночи гонял, а вы всю ночь ползали? На тебе, наличкой вышиб.... 11 000 000, как с куста! Все строго по тарифам, с учетом ночных бдений и законов серой бухгалтерии.
***
Обычный тариф ФОТ был 20% от суммы договора. Но не успели мы обрадоваться навалившему счастью, как Николаич поправил Славины расчеты вдвое:
— Ночку и экстренность не забывай! Умножай на два и получай свои 4,4 миллиона денег...
***
Знаете что классно в рабочих коллективах тех времен? Премия делится на всех поровну, вне зависимости от должностей, разрядной сетки и прочих несущественных деталей взаимоотношений.
Но эту премию делили на восьмерых — нас пятеро, водитель Витя, водитель Ражаб и достопочтенный и многоуважаемый Олег Николаевич! Все получили поровну.
Тем более, что 4 400 000 денег, идеально делится на восемь душ!
***
Через неделю мы вернулись домой и очень скоро приступили к самой веселой в моей жизни работе. Начиналась трасса и наш участок пролегал через весь Уральский Хребет.
Нам предстояло практически пройти пешком 700км. Если интересно, могу как-нибудь рассказать, как поворачивать реки, как можно утонуть в болоте, провалившись под лед.
Как волки пачкают штаны связистов, в то время как медведи бессовестно воруют их ужин.
Как делать тушенку из Лося или как может прибить человека вчерашняя молния..
Уже опубликована следующая часть...👇👇👇
"Эй, у нас Рустам под лед ушел!!!"...прозвучал крик в горах и все побледнели или "Тяжела и неказиста жизнь уральского связиста"