Найти тему
ИА Новости России

Иностранный бизнес остался и растёт в России

Несмотря на санкции и политическое давление, большинство иностранных компаний остались в России. Только в строительном и смежных с этой отраслью сегментах продолжили работу десятки крупных и мелких фирм.

Среди них — производители минеральной ваты и изделий из нее Rockwool и Grodan, французская компания Saint-Gobain, владеющая брендами изоляционных материалов, гипса и строительной химии, изготовители флоат-стекол, вроде американской Koch Industries, японских AGC Glass Group и NSG Group, австрийский переработчик древесины Egger. Японский производитель электроинструмента Makita оставил представительство в России и продолжает поставки профессионального оборудования. Как обычно работают французский производитель кровельных материалов Onduline и австрийский изготовитель опалубочных систем Doka.

Всего на начало октября 2023 продолжают присутствовать на российском рынке свыше 80% из почти 2500 иностранных компаний, работавших в России до 2022 г.. Более того, они начинают возвращаться: только за месяц, с конца октября на конец ноября, на это решились 48 фирм. Причины такого поведения вполне рациональны: нежелание терять крупный рынок, лояльных клиентов и возможность поднять продажи за счет ушедших конкурентов.

«Европейские производители были и остаются разработчиками и поставщиками современных технологий, — говорит
Илья Абдуллаев, руководитель направления DIY в компании fischer Россия, немецкого разработчика крепёжных решений. — Традиционно велика лояльность тех российских потребителей, которые на такие решения ориентированы. Среди них много как любителей DIY, так и профессиональных клиентов. Поэтому мы видим активный рост спроса, больше 15 %, на инновационные продукты, в том числе на дюбели, адаптирующиеся к материалу основания благодаря конструктивным особенностям. Сейчас мы единственные предлагаем такой крепёж в Европе и России и видим одинаковый интерес у пользователей там и здесь».

Россия для
fischer — один из крупнейших растущих рынков, поэтому развитие на нем было и остается стратегически важным. Сейчас продукция стабильно поставляется из Европы и оптом — профессиональным покупателям, и в розничные сети и строительные маркетплейсы.

Лояльность потребителей и появившуюся возможность расширения присутствия в России отмечает и представитель другой европейской компании-поставщика газового отопительного оборудования.

«Многие наши конкуренты в сегменте премиального оборудования ушли с российского рынка, что создало массу сложностей клиентам: оборудование, расходные материалы и запасные части завозятся полуофициально, параллельным импортом, не работают гарантии, — отмечает Вероника Кулешова, генеральный директор российского отделения французской компании Frisquet. — Соответственно, мы заполняем освободившуюся нишу и не замечаем снижения спроса на наш товар. Для клиентов важно, что мы продолжаем официальные поставки, поддерживаем гарантийные обязательства и имеем в наличии запчасти для проведения технического обслуживания».

На сегодня компания продолжает развивать свою дилерскую сеть — у нее уже более 20 партнеров, самый западный из которых находится в Калининграде, а восточный — в Хакасии.

Возможность занять освободившуюся рыночную нишу и нарастить продажи отмечает и немецкий производитель, стратегия которого заключается в локализации и развитии собственного производства строительных лестниц и вышек в России.

«За 2023 год наблюдаем рост продаж и в количественном, и в денежном эквиваленте, покупатели нашего сегмента остались лояльными к нам. Большинство европейских конкурентов если не ушли полностью, то сильно ограничили своё развитие на территории России, — говорит
Наталия Ткачёва, генеральный директор «КРАУЗЕ-СИСТЕМС». — Наша компания продолжает свою работу в полном объёме, что дало возможность занять освободившиеся от конкурентов ниши. Так, санкции затронули один из видов предлагаемой нами продукции — строительные вышки. Но это дало стимул к началу их производства на территории России. Локализация позволила нам остаться конкурентоспособными в период сильного падения рубля и роста стоимости сырья. Сохранение уровня качества, ассортимента, гарантий подтвердило нашу бизнес-репутацию и дало возможность расширить клиентскую базу».

Сегодня продукция компании присутствует практически на всех профильных торговых площадках и полностью доступна потребителям.

У иностранных компаний, продолживших бизнес в России, есть разные мотивы и стратегии. И важнейшим из аргументов являются экономические реалии: 100-миллионный растущий рынок важен для стратегического развития, поэтому уходить с него нерационально.