1932-й год. Кольша (Виталий Соломин) возвращается с сыном Алексеем в родное село (Елань).
На моторной лодке.
Революционным маршем идут в родное село. Оно как крепость. Ворота заперты. И встречает их выстрел.
Но выстрел был как недоразумение.
Односельчанам и родственникам Кольша объявил, что Настя погибла в революционной буре.
Чуть позже Сергей Шакуров (Спиридон, Настин брат) попросит подробностей, и Кольша скажет, что сожгли её заживо белоказаки, облив спиртом… Она попала в плен вместе с лазаретом.
Николай – активист, борец за дело революции. Он сразу начинает вести работу с мужиками.
На стене висит Сталин, плакат «Неделя ребёнка»: «дети - наше будущее, всё лучшее надо отдать им»,
«Вступай в Доброхим».
Если присмотреться, плакаты в фильме чуть меняют местами:
Помощник у Николая только один. И тот одноногий. Роль Георгия Штыря.
Отец Николая похоронен (вот такие в селе Елань необычные могилы).
Но дело его нужно продолжать. Дорога, которую он строил, нужно вести дальше. Она ведёт в места богатые полезными ископаемыми.
Платить за работу будут, но немного: «на хлеб хватит».
Ерофей Соломин, главный «буржуй» села, первым поддержал начинание, понимая, что с новой властью лучше не спорить.
А его сын Спиридон (Шакуров), который в кадре изучает пропагандистский материал, на работу выходить откажется…
Николай его арестовывает и оставляет под охраной своего малолетнего Лёшки.
Вот он герой с ружьём.
А тем временем раскурочили запасы пушнины и раскулачивают Ерофея, главу семейства…
В комнате с задержанным выстрел.
Шакуров предлагает всем выпить, а сам держится за живот правой рукой. Ранен что ли?
Нет. Он там держал двух цыплят и выпустил их на стол.
Спиридона (Шакурова) Николай отправляет в город со Штырём. Вдвоём. Дорога долгая, а руки у Спиридона сильно за спиной увязаны.
Дорогу строить продолжили. У старого, раскулаченного Ерофея больше всех рвения.
Но тут одна проблема: ведёт дорога на Чертову гриву - гиблое место, куда даже местные ханты никогда не совались…
Чтобы доказать, что место это нестрашное, туда пошёл Николай с сыном.
Шли они смело. Как будто не по болоту. Но силы покинули их.
Чтобы показать это, фильм стал черно-белым.
Алексей, малолетний отморозок, решил закурить. И всё вокруг полыхнуло…
Какая сила остановила пожар – непонятно.
Колька с Алексеем уже дома. Сил строить дорогу и массы у них уже нет. Лёшка просится назад в детдом. Николай вышел, чтобы отварить картошки…
И тут в двери появились цыплята.
Вот я не понял совсем. И если бы мне кто объяснил, был бы очень благодарен.
Что это за бандитская чёрная кошка???
Что это за знак такой у Шакурова?!
Он сбежал из-под ареста, пришёл с цыплятами, выпустил их… Взял топор и зарубил Николая!!!
Фантастика!
«Папанька», «Папанька» и бежать. Это Алексей.
Догнал его Шакуров. «Мы тебе не бросим. Оставайся у нас, племяш».
А Лёшка говорит: «Нет. Я ещё доберусь до тебя».
А на груди у Лёшки тот амулет из звеньев цепи, который оставил его отцу Кольке каторжник Кононов.
И вот лето 1941-го. Лёшке нет 18-и. Он рвётся в Елань, чтобы отомстить за отца.
Его обессиленного находит Тая. Одна из Соломиных…
Мистический персонаж Вечный дед. Он лечит и в первой серии. И здесь он поставит на ноги Алексея.
Алексей узнает, что Спиридон (Шакуров) сидит уже 6-й год. Всего ему дали 10.
Он приходит на могилу отца («павшего от злодейской руки классового врага») с каким-то патефоном.
Слушает «Утомлённое солнце» Ежи Петерсбурского.
Тут они сближаются с Таей. Он учит её танцевать танго. И рассказывает ей про Сочи, Туапсе, где он якобы ходил по ресторанам.
Летят птицы. Он говорит: «лебеди», она: «гуси».
Плывёт и баржа с плакатом «Волга-Волга».
Любовь Орлова была и на крышке патефона у Алексея. Вместе с Чкаловым, советской демонстрацией и вот этим памятником в правом нижнем углу.
Это Дворец Советов Бориса Иофана. Его венчала стометровая статуя Ленина. Он должен был быть построен на месте храма Христа Спасителя, но помешала Великая Отечественная…
Весть о войне и принесла в фильме баржа с «Волгой-Волгой».
Враг уже под Смоленском, но радио в деревне нет. И никто и не знает о том, что война началась….
Не дают отсрочку бурильщикам. Им дня три осталось до нефти.
Призывают и добровольца Алексея, которому нет ещё 18. На груди у него тот же амулет.
Тая (Елена Коренева) бежит за баржей и обещает ждать Алексея.
«Эх, дети, дети» - сокрушается Вечный дед.
А Баржа везёт на фронт при этом каких-то молодых уголовников.
Перед бритьём головы каждому наливали полный стакан толи водки, толи самогона.
Подытоживая вторую серию, я хотел бы сказать, что Кончаловский не показал всех тягот раскулачивания, но образ 9-летнего Алёши просто ужасен. У мальчика нет ни знаний, ни жизненного опыта. Он маминого тепла не помнит. И никаких революционных идеалов ему ещё не привили, но он уже полон классовой ненависти… Непримирим к врагам советской власти. Он уже человек с ружьём… Он уже бросает иконы в огонь и учит мужиков тому, что есть и чего нет…
Этот образ звонкая пощёчина советскому романтизму…
Я, конечно, человек старой формации и неизлечимо болен советским романтизмом, но этот малолетний персонаж, «грядущий хам» Мережковского меня возмутил до невозможности…
Грызёт ногти, молотком играет, как будто хочет покарать несознательных товарищей…
А вот этот журнал «СССР на стройке»
Как он беспардонно отнял его у дяди, когда тот его читал.
Где уважение к старшим? Где хоть что-то святое в этом мальчике?!
Продолжение следует.