Картинная галерея и коллекция скульптур появились под впечатлением мюнхенской Глиптотеки , названной так Людвигом Баварским.
Хозяин немецкой и хозяин датской, были страстными поклонниками античной греческой и римской скульптуры.
В детстве и юности Карл обучался пивоваренному делу и одновременно искусству. В доме отца , тоже любителя старины , его окружали великолепные работы международно признанного скульптора Торвальдсена.
Карл увлёкся скульптурой , потому что был убеждён, что трёхмерное изображение, как нельзя лучше , сопровождает человеческую историю развития.
Сегодня посещая Музей понимаешь, как дидактический взгляд Карла на благородную бесконечность и преемственность в истории искусства , можно отнести к понятию Евроцентризм.
Это лейттема французской и датской скульптуры того времени.
И главная особенность коллекции. Свою первую скульптуру для частного собрания Карл приобрел в Париже в 1879. Скульптуру Молодого грека , созданную в 535 году до Р.Х., дополнили уникальные саркофаги Casali , погребальные портреты знаменитой Пальмиры. Благодаря усилиям Карла , Глиптотека сегодня представляет самую большую коллекцию погребальных скульптур в мире из древней Пальмиры за пределами Сирии.
Как показывает жизненный опыт , встреча с правильным человеком и в нужный момент дает грандиозные результаты. У Антонио Гауди появился единомышленник и поклонник его архитектурного стиля в лице промышленника, графа Эусеби Гуэля .
У богатого пивовара Карла - Вольфганг Хельбиг, филолог, археолог, человек глубоких познаний в области римской археологии и блестящий дилер в среде антикваров и аристократов.
Благодаря его таланту и энтузиазму, поддержанному серьезными финансовыми вливаниями , коллекция пивовара с 9 предметов выросла до 268 в 1888 году.
Господин Хельбиг состоял ассистентом директора Немецкого института археологии и имел колоссальные связи с европейской аристократией через семейные узы с русской принцессой Надин Шаховской.
Другой знатный и влиятельный господин , специалист в области торговли искусством Ближнего Востока Юлиус Лойтвид, датский Консул в Бейруте. С его легкой руки появилась египетская часть коллекции.
Одновременно с античной растет и коллекция современной французской скульптуры. Таким образом , Карл видит прямую связь между античной и академической неоклассической скульптурой .
Работы Огюста Родена станут еще одной страстью собирателя. В то время Роден был одной ногой в классицизме , а второй в современном искусстве. Его артистическая убежденность, выражающая боль и отчаяние человечества в начале 20 века , представленная в работах " Мыслитель" , " Бронзовый век ", подвинула Карла на прямой диалог с художником и заказ целой серии работ.
Все они стали ключевым элементом коллекции в здании дизайнера Dahlerup , открытого в 1897 , рядом с плебейским парком " Тиволи".
В 1899 году Карл и его супруга Оттилия передали в дар городу и стране огромную коллекцию античных шедевров и провозгласили конкурс на расширение уже существующего здания ...
Рассматриваю старинную фотографию . На деревянных скамейках, среди великолепных скульптур , удобно расположилась семья Якобсена.
Шесть детей . Самый маленький Торвальд крепко прижат к груди матери.
Беатрис , с фарфоровой куклой , сидит на узорчатом полу Музея у ее ног. Малыши, по тогдашней моде, независимо от пола, одеты в матроски. Карл с любовью взирает на наследников - им править пивной империей и продолжать традиции меценатства.
Оттилия в скромном , но дорогом платье с отделкой кружевами и руками, никогда не знавшими тяжелого физического труда, с открытым спокойным взглядом уверенной в своем будущем женщины.
Эти простые по облику люди, купцы, но с большим пониманием своей миссии: оставить после себя не кубышку с деньгами , а великое наследие ушедших исторических культур для своего народа и земляков и сделать это наследие доступным для каждого.
Что может быть выше с гражданской точки зрения? Думаю, что это высшая ступень морали .
Глиптотека Карлсберга в Копенгагене благодаря усилиям двух поколений - одна из лучших коллекций в мире , насчитывающая 10 000 предметов искусства Древнего Египта, Греции и Рима, артефактов Этрусков.
Глиптотека (Glyptothek)- собрание античной скульптуры и глиптики. Понятие «глиптотека» ввёл в обращение библиотекарь баварского короля Людвига I, образовав слово от греческого «glyptein», что означает «резать камень», по аналогии с понятием «пинакотека», образованным от pinax («картина») и греческого слова «скульптура».
Так вот, первая , очень скромная коллекция Карла , была ещё очень далека от той , которая распахнёт свои двери в роскошном здании рядом с парком Tivoli ...
Великие музеи мира похожи на шкатулку с потайным ящиком.
Архитектура Эрмитажа , Нового Эрмитажа, Русского музея в Санкт - Петербурге , Лувра и к ним примкнувших младших братьев в лице , например, Национальной галереи Канады в Оттаве архитектора Moshe Safdie - сами по себе шедевры при ближайшем рассмотрении.
А когда заходишь внутрь и постепенно раскрываешь содержимое ларчика, то понимаешь , что этот уникальный тандем - всемогущ .
К плеяде великих музеев, с точки зрения архитектуры и содержимого , можно с уверенностью отнести Глиптотеку Карлсберга в Копенгагене .
Что за чудо венецианский стиль главного здания ! Так разнообразны его пространства и свет , цветовые решения , нюансы в узорах и использовании материалов.
Каждый уголок уникален и все вместе они отмечены ярким взаимодействием со временем, историей и смертью. Каждый раздел имеет свою особенность , но вместе они составляют единое целое .
Автор главного здания , Wilhelm Dahlerup, король датской архитектуры 19 века и ответственный за проект Королевского театра и Национальной галереи Копенгагена .
В оформлении фасада, его очередного шедевра, просматривается намёк на площадь Святого Марка в Венеции, ловко придуманные ниши с колоннами , формирующие альтернативу длинному фасаду без окон со встроенными скамейками , приглашающими прохожих присесть. Фасад является частью повседневной живой действительности, так как выходит на важный проспект Ганса Христиана Андерсена .
Бесподобны залы архитектора главного корпуса Глиптотеки , где чередуются помпейские фрески , потолки в стиле рококо и неоклассические фризы , мозаичные полы .
Последние в перечне достоинств - с подачи супруги основателя Глиптотеки, Оттилии Якобсен - шотландки по происхождению . Ее любимый цветок - шотландский чертополох - в мозаичном рисунке пола.
Внутри ампирной, вычурно пышной Глиптотеки, с обилием позолоченной лепнины и расписанных потолков, то и дело встречаются оазисы – как в Лувре – модернистские вставки - внутренний корпус для импрессионистов, окруженный стеклянными стенами и похожий на бронированный сейф.
Целое крыло отдано французской скульптуре эпохи модерна.
Открывается она впечатляющей подборкой работ Родена.
Он играет уникальную роль в истории Карла Якобсена и его Глиптотеки.
В 39 работах скульптора коллекция охватывает фантастический диапазон материалов, включая бронзу, мрамор, известняк, гипс. Почти все работы были созданы при жизни Родена , поскольку Карл покупал произведения искусства напрямую и переписывался с художником более 15 лет.Осмотрев работы Родена во время посещения Всемирной выставки в Париже 1900 года, Карл Якобсен сразу заказал не менее семи скульптур и обеспечил ряд выдающихся версий художника.
Античная и современная французская и датская скульптура были страстью коллекционера Карла Якобсена. Соединяя классику и современность , Роден стал бесценной жемчужиной в короне пивовара.
А что же французская живопись, спросите Вы?
Карл был прекрасным бизнесменом , коллекционером и ...отцом. Свое пристрастие к искусству он передал по наследству сыну. Хельге Якобсен придал форму коллекции импрессионистов и создал на базе , уже приобретенных отцом картин после Французской художественной выставки 1888 года, свою версию Пинакотеки.
После смерти отца , в 1914 , он принял руководство Глиптотекой . Стратегическое движение было направлено на приобретение и передачу в дар произведений Van Gogh, Gauguin, Vuillard, Degas, а также представителей постимпрессионизма...
Чтобы увидеть это великое наследие требуется немалая воля : Зимний сад , соединяющий два здания-две коллекции-два мира - два менталитета - манит своей экзотической красотой, не дает покоя. Отвлекает от поиска . Заманивает в" ловушку" .
Пальмы с Канарских островов , принадлежавшие еще матери Карла Лауре Якобсен , тянутся к свету и теплу , струящемуся вниз с высоты колоссального стеклянного перекрытия.
Этот оазис был открыт в 1906 году владельцем Карлом Якобсеном пышной и пророческой речью. Суть ее заключалась в том, что Зимний сад - безусловно достопримечательность, но Глиптотека -это место "живого искусства для живых людей".
Из каждого уголка сада люди стекаются в пространство, которое, кажется, повторяет фигуру осьминога в вестибюле. При этом самое высокое пространство Глиптотеки окутано глубоким спокойствием пышных интерьеров, растений .
Прозрачная перегородка завершает оригинальное решение внутреннего двора - трёхкрылого здания архитектора Dahlerup, превращая его в полноценное яркое городское "действо" , с тончайшими , почти хрупкими чугунными столбами, поддерживающими гигантский купол .
Пронизанное противоречиями. Так можно охарактеризовать эту круговерть впечатлений .
Именно во временных и концептуальных противоречиях магнетизм этого выдающегося Музея.
«Граждане Кале» Родена, торсы, модель памятника Гюго,бронзовые этюды Дега - балерины и лошади , голова императора Августа, Калигулы, оратора Demosthenes, поэта Гомера, рельеф Дракона из Вавилона, фаянсовый носорог 1990 до Р.Х, картины художников Золотого века Дании, шедевры Тулуз - Лотрека, Ренуара , Поля Сезанна...
Какая-то невидимая нить соединяет это творческое разнообразие всех времён и народов , занимая маленькую нишу в нашем сердце , бьющемуся в такт с прекрасным.
18.11.23
Юлия Семибратская Волгина
Глиптотека Карлсберга
Копенгаген