Найти в Дзене

Художник и Париж: Люко

Самые любимые, самые знаковые, самые «свои» уголки города парижане награждают прозвищами, домашними и милыми.  Люксембургский сад – всеобщий любимчик уже четыре века, а, значит, по-парижски зовётся нежно - Люко. В каждом уголке чудесного парка кипит жизнь. В Люко парижане живут - гуляют, работают, занимаются спортом, спят, едят, общаются. В центре,  вокруг фонтана последние лет двести дети запускают кораблики. .  На центральной аллее с утра до ночи не прекращаются пикники, проголодавшиеся горожане и туристы едят свои baguettes с начинками, запивая пивом или вином, спрятанными в пакеты. Игроки в петанк и теннис делят часть парка в тени деревьев с резвящимися малышами и их родителями. А вокруг них намазывают круги тонконогие бегуны. Старики, и не только они, спят в тени, или на солнце, в зависимости от погоды, да-да, спят крепким сном - процент людей, выбирающих Люко в качестве спальни, довольно высок, приходилось и мне к ним присоединяться. Атмосфера для отдыха здесь - идеальная.  Я
Самые любимые, самые знаковые, самые «свои» уголки города парижане награждают прозвищами, домашними и милыми. 
Люксембургский сад – всеобщий любимчик уже четыре века, а, значит, по-парижски зовётся нежно - Люко.

В каждом уголке чудесного парка кипит жизнь. В Люко парижане живут - гуляют, работают, занимаются спортом, спят, едят, общаются.

В центре,  вокруг фонтана последние лет двести дети запускают кораблики. . 

На центральной аллее с утра до ночи не прекращаются пикники, проголодавшиеся горожане и туристы едят свои baguettes с начинками, запивая пивом или вином, спрятанными в пакеты.

-2

Игроки в петанк и теннис делят часть парка в тени деревьев с резвящимися малышами и их родителями. А вокруг них намазывают круги тонконогие бегуны.

Старики, и не только они, спят в тени, или на солнце, в зависимости от погоды, да-да, спят крепким сном - процент людей, выбирающих Люко в качестве спальни, довольно высок, приходилось и мне к ним присоединяться.

-3

Атмосфера для отдыха здесь - идеальная.  Я часто включаю Люксембургский сад в программу заключительного парижского дня, нагулявшись до стертых ног по Латинскому кварталу, добираюсь до любимых аллей, ухожу в сторону от всех Люко-активностей и нахожу два свободных стула.

На один сажусь сама, на другой - кладу ноги. Иногда, на этот случай у меня есть в рюкзаке любимое гасконское вино.

И - время, остановись! Из всех парижских порталов, а их немало, Люко - один из самых эффективных.

Автор готовится к экскурсии все там же, на аллеях любимого Люко
Автор готовится к экскурсии все там же, на аллеях любимого Люко

Кстати, о стульях. Сегодняшние, привычные, металлические, светило-зелёные, представленные в трех варианта (без подлокотников, с подлокотниками, и низкое кресло - оно идеально) предоставляются парижанам и гостям города бесплатно только с 1974 года.  

-5

До этого стулья были платными, и посетители сада могли удобно посидеть только, если жизнь удалась, и в кармане позванивают лишние сантимы. В противном случае - только бесплатные скамейки. 

-6

Доминирует в Люко, конечно, старый дворец, построенный Марией Медичи, вдовой Генриха IV, (по мнению многих историков, вдовой она стала, не без собственной помощи, да это и нормально для представительницы клана Медичи).

Люксембургский дворец очень напоминал королеве ее родные, флорентийские дворцы и облегчал ностальгию по Италии.

Сегодня в Люксембургском дворце заседает Сенат. А во время оккупации был штаб Люфтваффе. Моя буйная фантазия позволяет видеть в палитре Люко и эту краску тоже.

-7

Сад Люко прекрасен сам по себе в настоящем времени. Им можно наслаждаться, не зная ничего о великих тенях его прошлого. Что большинство гостей, честно сказать, и делает. 

Но, Бог мой, как возрастает магия Люко, если вы в курсе его истории, и знаете, кто любил гулять здесь до вас, за век, другой, третий, до вас.

Да все любили! Все и всегда. Самые знаменитые парижане из любого отрезка истории - Дидро, Руссо, Бодлер, Мюссе, Верлен, Ватто, Гюго, Жорж Санд, Бальзак, Селин, Сартр Андре Жид, Эрнст Хемингуэй клялись саду в своей любви и верности.

-8

А как прекрасны свидания, которые назначают в Люксембургском саду мужчины, знающие толк в искусстве ухаживания 

Сюда водил гулять свою юную любовницу Аполлинарию Суслову Фёдор Михайлович наш Достоевский, годящийся ей в отцы

Здесь, на скамейках, ведь на платные  стулья денег не было,,читали наизусть, наперебой друг другу стихи Верлена молодые Ахматова и  Модильяни. 

Вот о скамейках АА решилась написать в своих воспоминаниях, а о многом другом - нет. Времена к откровениям о парижских романах не располагали.

...Беден был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. - Анна Ахматова, "

-9

Прекрасны каменные женщины Люко, о них так возвышенно писал Гюго в «Отверженных»: «Статуи под деревьями, белые и нагие, были облачены в платья из теней, прорванных светом; одежды эти были изорваны солнцем, и лучи его казались их лохмотьями».

А вот Иосиф  Бродский писал о Париже без положенного пиетета, но полные весёлого цинизма стихи его, посвящённые Люко, ничуть не менее хороши:

«Земной свой путь пройдя до середины,

я, заявившись в Люксембургский сад,

смотрю на затвердевшие седины

мыслителей, письменников; и взад-

вперед гуляют дамы, господины,

жандарм синеет в зелени, усат,

фонтан мурлычит, дети голосят,

и обратиться не к кому с «иди на».

И ты, Мари, не покладая рук,

стоишь в гирлянде каменных подруг —

французских королев во время оно —

безмолвно, с воробьем на голове.

Сад выглядит, как помесь Пантеона

со знаменитой «Завтрак на траве».

Фонтан Медичи ранней весной
Фонтан Медичи ранней весной

Главное сокровище сада - фонтан Медичи.! В любое время года он торжественно великолепен. Здесь почти не бывает солнца, кроны деревьев сплелись над продолговатым бассейном, над которым в глубине — элегантный портик с тремя нишами, загроможденными, пышной скульптурной группой.

Бассейн, как зеркало удваивает красоту и подчёркивает совершенство композиции.

-11

Для знатоков Люко - альбом драгоценных воспоминаний, для парижеманов - хрестоматия и энциклопедия парижской истории, а для всех без исключения - очаровательная точка на карте одного из лучших городов планеты.

Елена Лукиянчук «Улица Сен-Северин»
Елена Лукиянчук «Улица Сен-Северин»

А мои картины, по прежнему, здесь:

Магазин картин Елены Лукиянчук