Автор: Куда мы двинемся, Юрий Петрович?
Ю.П: Прогулка будет короткой, но смыслы в этот раз не «веером», а «глыбами». Мы стоим на Театральной площади, она же площадь Чапаева. Одна из красивейших в нашем городе. Здесь историей дышит каждый сантиметр. Но об ансамбле зданий поговорим потом. Сегодня о памятниках.
Автор: Памятник Чапаеву. Вы сказали «вывернуть» из интернета всё, что о нём найду. Теперь понятно ваше «домашнее задание»…
Ю.П: При всём скептично-осторожном отношении к интернету, что же вы в нём нашли?
Автор: Автор — скульптор Матвей Манизер. Считается одним из выдающихся мастеров советской монументалистики. Отливали памятник в Ленинграде. Он очень понравился Кирову, тогдашнему партийному «вождю» и он заказал для Ленинграда точно такой же. Установили во дворе Военной академии связи.
Наш памятник — это, так сказать, «оригинал». Весит 12 тонн. Установлен на 10-метровом двухуровневом постаменте-стилобате. Открыли его 6 ноября 1932 года, к 15-ой годовщине Октябрьской революции.
Манизер получил за этот памятник звание заслуженного художника СССР. Он действительно отнёсся к работе очень ответственно. Чапаева лепил с его сына Александра: говорят, что он был очень похож на отца.
Комиссара впереди — с фото того самого Фурманова (Фурмана), который был комиссаром дивизии и книгу написал.
Для фигуры женщины с ружьём позировала зампредгорисполкома, бывшая ткачиха Ткачёва.
Перед ней в полулежачей позе красноармеец — это башкирский поэт Гайсы Юсупов, погиб в Великую Отечественную… Ну и прочие типажи Манизер находил на самарских заводах, улицах, пристанях. Старался, чтобы в персонажах композиции читались образы разных народов огромного Средневолжского края — от Пензы до Предуралья, тогда Самара была его столицей.
В общем, памятник удался. У его основания есть несколько могил красноармейцев и погибших от пуль бандитов чекистов. На мой взгляд, в этом памятнике такая энергия борьбы, порыв к атаке.
Ю.П: Согласен. Его не портит даже махровый венок домыслов, анекдотов и «неудобных» фактов, которые его окружают.
Автор: Например?
Ю.П: Женщина с ружьём, которую в народе именуют «Анка-пулемётчица», ты же говорил — это зампредгорисполкома Ткачёва. Была репрессирована «за троцкизм». В 30-е клеймо «врага народа» мог схлопотать любой. Так же трагично сложились судьбы ещё нескольких прототипов фигур композиции.
Самарские острословы развели целый альбом анекдотов вокруг всех фигур.
Кому-то кажется, что «Анка» штыком пониже спины поднимает в атаку замешкавшегося красноармейца. Его народный фольклор решил именовать «Петькой». Да и в атаку чапаевцы рвутся куда?
Анекдоты утверждают, что идут они на штурм обкома КПСС. Ведь в здании нынешнего института культуры вплоть до середины 80-х был обком партии — цитадель власти.
Вообще, для понимания этого памятника надо ещё раз пересмотреть фильм братьев Васильевых «Чапаев». Один из киношедевров советской эпохи. На нём выросли целые поколения. Как всякий шедевр его надо разбирать буквально по кадрам, как книгу — читать между строк.
Если так этот фильм препарировать, то и получится гениальная смесь из иронии и вранья. Но советская цензура не поняла или простила шедевру всё: и то, что молодая Красная Армия показана нестойкой в бою, и крестьян грабит, и самосуд творит. И руководят ей безграмотные народные «самородки» (Чапаев) и надсмотрщики-комиссары (Фурманов). И отборный, якобы офицерский «каппелевский» полк громит только благодаря удачливой «Анке» и обходному манёвру Чапаева.
На самом деле, весь этот геройский эпизод с «психической атакой» — враньё от начала до конца. Да, «психические атаки» в 1918-19 годах бывали, когда шли грудью без выстрелов на пулемёты. Только устраивали их не белогвардейцы, а восставшие против произвола «советской власти» рабочие воткинских и ижевских оружейных заводов. Винтовок у них было в избытке — сами делали, а патронов не было. Их делали далеко-далеко, на другом заводе. И расстреливала их не «Анка-пулемётчица», а «красные» каратели, именуемые «латышские стрелки», китайские «интердружины» и «красные венгры». Рабочие, те, кто уцелели, на телегах с семьями и скарбом ушли через Урал к Колчаку и воевали с «красными», под своими красными знаменами. Отступали аж до Маньчжурии.
А насчёт офицерского полка в чёрных мундирах с белыми кантами под знаменем с «Адамовой головой» — костями и черепом, про которых красноармейцы уважительно говорят: «Красиво идут. Интеллигенция…». И через секунды «Анка» начинает длинными очередями в упор поливать эту «интеллигенцию» из пулемёта. Красноречиво…
Так вот, обряжены эти киношные «белогвардейцы» в мундиры 5-го гусарского Александрийского полка. Их так и называли: «черные гусары» или «александрийцы». Буйная фантазия советских кинематографистов нарекла их «каппелевцами».
О трагической судьбе Владимира Каппеля и его соратников я тебе как-нибудь в другой раз расскажу.
Автор: Ну вот, вы меня подвели от памятника чапаевцам к памятнику «александрийцам». Тут буквально пара шагов. Памятник скромный. На нём и вокруг него масса информации…
Ю.П: На стене Дома офицеров доска с именами 350 «георгиевских кавалеров» в разное время воевавших в составе полка.
Полк героев. Учреждён указом Екатерины II. Воевал во всех русско-турецких войнах. Покрыл себя славой в Отечественной войне 1812 г. Особенно в Заграничном походе русской армии. Важнейшие сражения в Германии и Франции выиграны благодаря доблести «александрийцев». Они отмечены не только сотнями наград, но и особо ценными полковыми отличиями: черным, серебром шитым Георгиевским штандартом, серебряными кокардами на киверах в виде «Адамовой головы».
Автор: Получается, что памятники «красным» и «белым» стоят рядом…
Ю.П: У «короля кабацкого шансона», поэта и исполнителя Александра Новикова есть песня, пробравшая меня «до мурашек» — «Красные и белые». Послушай потом.
Автор: Вы же хотели ещё что-то… В тему.
Ю.П: На «паперти» перед «Домом радио» стоит сооружение. Называется «Борцам за советскую власть». К нему крепко прилипло народное — «змей-горыныч», потому как — трёхголовый.
Автор: Уже пришли…
Ю.П: Скульптура удалась… Возникает ощущение тихого ужаса, когда разглядываешь этот «шедевр». «Осеннее каннибальство» Сальвадора Дали — «отдыхает».
Автор: Кажется, у Дали картина называется как-то подлиннее: «Осеннее каннибальство или предчувствие гражданской войны в Испании».
Ю.П: Здесь уже не предчувствие. Апофеоз.
Автор: Юрий Петрович, я тоже не понимаю, какие чувства надо испытывать, глядя на это сооружение…
Ю.П: Есть ощущение, что КПСС очень старалась уничтожить свою власть не только пустозвонством пропаганды, не только хроническим дефицитом ширпотреба в магазинах, но и такими монументами.
У нас по городу таких «шедевров» — уйма.
Автор: Пусть стоят…
Ю.П: Пусть. Но только на своих местах!
От солнечного осеннего дня до первой метели было несколько дней, а между памятниками была огромная дистанция.
К памятнику Чапаеву подъезжали экскурсионные автобусы. Суетился народ.
У гусара-«александрийца» останавливались прохожие.
Вокруг «змея-горыныча» не было никого.
Интересно, почему так?
Текст: Иван Ковалев Фотографии: Леонид Лепецкий, Иван Ковалев