- Ну и эгоистка эта Алена! – шептались про нее соседи.
- Эгоистка, зато работоспособная! – за глаза делились впечатлениями коллеги.
- Только о себе думает! Развлечения одни на уме! – иногда сообщала родственникам свекровь.
Алена действительно выглядела как женщина, думающая о себе и заботящаяся о себе. У нее всегда были роскошные, ухоженные волосы, красивая одежда, приятная улыбка. Более того, не только внешне, но и внутренне она была в порядке. Чаще всего – в хорошем настроении. В предвкушении. В ожидании светлого будущего. У Алены имелись свои друзья, интересы, планы. Она и в сорок заводила друзей легко. Была у нее такая способность.
- Главное – не в ущерб семье! – строго напоминала ей время от времени тетка. Ее очень волновало то, что Алена могла пойти без мужа в кино или в театр, а то и на концерт.
Алена ничего не отвечала, иногда людям что-то объяснять – только все портить. И только самый ближний круг знал, как много она делает для семьи. И чего ей стоило вытянуть на позитивный средний уровень генетически проблемного ребенка. Как вместе с мужем они справлялись с его долговыми обязательствами.
Алена не выглядела как жертва, вот в чем проблема. Она щедро отдавала себя своим друзьям и близким. Но и себе отвешивала полной ложкой. Баловала себя, радовала себя, вытаскивала себя за волосы из болота. Такой навык я часто встречала как раз не у избалованных «папины-маминых дочек» и бабушкиных принцесс. А у людей, чей мир однажды рухнул. И им пришлось снова склеивать его из осколков.
А что, полезный навык. Он про умение наполнять себя не только тем, что подсунула жизнь. Но и тем, что ты сам выбрал. Правда, мне не кажется, что это имеет какое-то отношение к эгоизму. Это большинству, не видящему полную картину, а только ее благополучную часть, так кажется.
Как-то я спросила у нее: мол, как у тебя так получается?
Она ответила: а очень просто. У меня ребенок с проблемой, я не имею права на слабость.
А вот Антонина Евгеньевна, в отличие от Алены, на работе и в ближнем кругу считалась страдалицей. Всю себя ведь отдавала до капельки. Не вооруженным взглядом видно!
Эти аналогии с жидкостью, отданной до капли, возникали и у меня. Мне все время казалось, что Антонину Евгеньевну кто-то выпил через трубочку. Стер с лица улыбку, украл с него краски, выел радость, отобрал интересы, лишил здоровья. Впрочем, ни для кого не являлось секретом, кто именно.
У нее имелся муж с алкогольной зависимостью, и взрослый сын, который никак не мог найти работу. Обе эти проблемы она умудрялась «тушить» из своей зарплаты. Но получалось не очень хорошо. Все утекало в ненасытную черную дыру зависимости, которая только усиливалась. А чего бы и не пить, если есть, на что? Работу тоже искать не очень хочется, если все за тебя сделают…
Это я сейчас не про то, чтобы виноватить жертву и поворачивать стрелочку с виной на саму женщину. Я к тому, что питаемая ею система воссоздавала саму себя. А ее медленно убивала. Надеюсь, что не прихлопнула совсем. Ведь и такое случается. Одно дело - помочь тому, что оступился. Другое дело - всю жизнь везти кого-то на своей шее.
Кому было бы хуже, если бы Антонина Евгеньевна зашла вдруг в магазин и купила себе новую сумку, может быть даже со скидкой? Кто бы пострадал, если бы она позволила себе побольше мяса, а на кроссовки отпрыск бы заработал сам? А если бы она зашла в парикмахерскую, а не муж – в ликероводочный, они оба стали бы здоровее…
***
Знаете, чем больше я наблюдаю за людьми, тем больше понимаю, что эгоизмом у нас часто называют что угодно, кроме настоящего эгоизма. Эгоизмом кличут умение держать баланс «брать-давать», умение в любых обстоятельствах «вывозить», не распускаться, держать себя в форме, проводить профилактику проблем. В то же время жертвенностью считают очень странные вещи, которые даже близко жертвенностью не являются.
Например:
- Умение перетрудиться, не жалея себя, и на законных основаниях улечься больной лапками кверху
- Умение быть доброй и спасать (рожать) кого-то за чужой счет. Таких «добрых» у нас достаточно
- Умение так ослабить кого-то своей помощью, чтобы у него атрофировались собственные ноги и руки, и превратились в лапки, он не мог уйти, пока его кто-то насильно не укатит
- Умение просто так, безо всякого рационального основания, бросить другим под ноги свою жизнь. Вместо коврика – еще ладно. Хуже когда вместо туалетной бумаги
- Умение сначала отдать себя всю без запроса, а потом потребовать должок – чужую жизнь…
***
Наверное, в ответ на эти тяжелые, патологические отношения в начале 2000-х началось какое-то маниакальное «полюби себя», которое не имело никакого отношения к реальной любви к себе. В противовес образу рабочей лошадки культивировался образ беззаботной пташки, у которой никогда не бывает проблем, потому что вот такая она волшебная женщина. Но и в нем не было правды. Потому что не думать о будущем – это не забота о себе. Отрастить себе лапки – это не любовь к себе. Неумение самой о себе позаботиться – это тяжелый чемодан, который, как и настоящие чемоданы, мужчины предпочитают помогать нести, пока вы молоды. Потом ваши чемоданы уже никого не волнуют.
Этот образ используют и сейчас. Борцы за черт знает, что давят на болевые точки уставших женщин. Мол, зачем вам учеба, работа, вот это все? Не лучше ли сидеть дома, в шелковых подушках? Меня, кстати, раздражает и обратное. Мол, зачем вообще нужна семья, не лучше ли сидеть на работе в шелковых подушках? Но дело не в этом.
Дело в том, что правда – она незамысловатая. Не быть эгоисткой – это думать о близких. Например, о том, что с ними будет, если тебя не будет рядом. И как на них влияют твои жертвы. И как на них влияет твое настроение и здоровье. И о том, есть ли на тебе маска, если падает самолет…