Найти в Дзене

Кровавый День Благодарения: как на самом деле появился главный праздник США

Оглавление

Сегодня в США празднуют День Благодарения — один из самых спорных американских праздников. Некоторые сообщества коренных американцев даже считают его траурным днем.

В основе этого праздника — история о взаимовыручке между английскими пуританами, которые прибыли в Америку в 1620 году, и индейцами. Но отношения между пуританами и аборигенами никогда не были похожи на ту идиллию, которую рисует американский политический миф.

Первый День Благодарения в Плимуте. Источник: Museum De Lakenhal
Первый День Благодарения в Плимуте. Источник: Museum De Lakenhal

Что такое День Благодарения

Вы наверняка знаете, но мы на всякий случай напомним.

Традиции празднования Дня Благодарения в США насчитывается как минимум 400 лет. Своими корнями она уходит к истории британских переселенцев-пуритан, которые бежали от преследования на религиозной почве в Англии. Они высадились на берегах Северной Америки в холодном ноябре 1620 года и основали Плимутскую колонию. Она стала вторым английским поселением на территории современных США.

Зима 1620/1621 годов выдалась суровой и голодной, и половина поселенцев погибла. Но местные индейцы помогли колонистам — научили их сажать кукурузу и другие местные культуры, а также поделились едой. Осенью 1621 года поселенцы пригласили индейцев на пир — на нем они благодарили Бога за богатый урожай. Таким был первый День Благодарения в Северной Америке.

Корабль Мейфлауэр, с которого «пилигримы» высадились в Новом Свете в 1620 г. Источник: Pilgrim Hall Museum
Корабль Мейфлауэр, с которого «пилигримы» высадились в Новом Свете в 1620 г. Источник: Pilgrim Hall Museum

Последующие Дни Благодарения колонисты отмечали от случая к случаю, но как минимум с XVIII века праздник отмечают ежегодно. Его неотъемлемые атрибуты — фаршированная индейка, тыквенный пирог и початки кукурузы, отсылающие к той самой первой трапезе 1621 года. А в 1789 году, в первый год своего президентства, Джордж Вашингтон объявил его национальным праздником.

Истоки праздника

Начнем с того, что "чисто американским" этот праздник назвать можно с большой натяжкой. Культурные основы Дня Благодарения были заложены еще до колонизации Северной Америки — его истоки уходят корнями в древние английские (или даже индоевропейские) традиции.

Еще в дохристианские времена крестьяне Британских островов отмечали праздник урожая и благодарили богов за то, что они даровали им пропитание. Позднее праздник стал христианским. Одна из его вариаций — это Ламмас, который отмечают как англоязычные христиане, так и некоторые неоязычники в начале августа.

С другой стороны, в Англии как минимум с XVI века существовала традиция празднования дней благодарения по разным значимым поводам, когда англичанам благоволила удача. Например, дни благодарения объявлялись после победы над испанской армадой в 1588 году и после провала Порохового заговора в 1606 году.

Американский же День Благодарения, как считают исследователи, объединил эти две традиции.

Президент Рузвельт отмечает День Благодарения, 1930-е. Источник: Getty Images.
Президент Рузвельт отмечает День Благодарения, 1930-е. Источник: Getty Images.

Ложка дегтя в тарелке с тыквой

Все, кто хотя бы чуть-чуть знаком с американской историей, понимают, что нарратив Дня Благодарения спорный. Колонисты очень скоро "отблагодарили" индейцев за помощь войнами, зараженными оспой одеялами и геноцидом. У некоторых племен это день траура.

Вопросы к празднику есть не только у потомков индейцев, но и у некоторых простых американцев. Как и День Колумба, сейчас он часто рассматривается как день начала завоевания коренных американцев. А рассказ о том, как “пилигримы и туземцы забыли о своих различиях”, чтобы преломить хлеб, считается сильно приукрашенным.

Обычно критикуя праздник, люди рассуждают о последующих событиях, многочисленных войнах и преступлениях, которые были совершены колонизаторами. Но даже до этого пира колонисты вели себя с индейцами не очень… благодарно.

Так, в ноябре 1620 года, еще до начала голодной зимы, пуритане нашли индейский склад с корзинами кукурузы, которая была закопана в песок, и украли ее. После этого они ограбили несколько индейских домов, из которых насильно забрали бобы и кукурузу.

По законам коренных американцев это было очень серьезным преступлением — но через несколько месяцев вожди все равно распорядились помочь колонистам.

Однако южнее Плимутской колонии коренные американцы оказались не так терпимы к грабежу.

Кровавая расплата

Плимут, в котором прошел первый День Благодарения, был вторым британским поселением на территории США. Права на колонизацию Северной Америки в начале XVII века получили сразу две частных компании: «Лондонская Виргинская компания» и «Плимутская компания». Представители первой еще в 1607 году смогли основать укрепленное поселение, которое назвали Джеймстауном в честь короля Якова I.

Резня в Джеймстауне 1622 г.  Источник: Posterazzi
Резня в Джеймстауне 1622 г. Источник: Posterazzi

Отношения с индейцами у жителей колонии не заладились сразу. Главной проблемой европейцев на новой земле была постоянная угроза голода. Обладая стрелковым оружием и уверенные в своих силах, они часто отнимали пищу у индейцев. Но насилие приводило к еще большему недостатку еды в колонии, ведь число индейцев, готовых торговать с ней, постоянно уменьшалось. Следствием этого стали военные конфликты.

Уже в 1609 году началась первая война с местным племенем поухатанов. Она длилась пять лет. За это время погибли сотни людей с обеих сторон, а несколько индейских поселений были полностью разрушены. Истощенные взаимными набегами стороны заключили перемирие. Но длилось оно недолго.

В марте 1622 года в Вирджинии началась Вторая Поухатанская война. Индейцы напали на поселенцев в Джеймстауне и перерезали четверть из них, чтобы наказать за грабежи складов с продовольствием и изгнать со своей земли.

 Изображение вождя поухатанов, 1612 г.
Изображение вождя поухатанов, 1612 г.

Очевидец событий рассказывал, что индейцы подошли безоружными к стенам Джеймстауна с индейкой, фруктами, оленями, рыбой и другими товарами, чтобы продать их колонистами. Но когда их пустили в город, они стали хватать любые инструменты или тяжелые предметы, которые подворачивались им под руку, и убивали ими всех на своем пути, в том числе женщин и детей всех возрастов.

Понравился материал? Ставьте лайк и подписывайтесь на нас в Дзен и Telegram, чтобы читать еще больше необычных историй про еду из прошлого!