Советское кино в силу таланта актёров и режиссёров создавало произведения, которые входили в жизнь зрителей и даже целой страны, и тогда кадры из фильма воспринимались как подлинное событие. Например, фильм «Александр Невский» сформировал представление о Ледовом побоище как о главной битве целой эпохи, а тонущие рыцари навечно запечатлелись в памяти, хотя (страшно сказать – это будет уже дискредитация?) ни один исторический документ тех лет не говорит о страшном поражении рыцарей и тем более о потонувших в озере. Но актёр был так убедителен в роли князя-победителя, что именно облик Николая Черкасова перешёл на орден Александра Невского.
Точно так же каждый в СССР знал, что Сталин, когда немцы предложили ему обменять сына, попавшего в плен, на Паулюса, ответил: «Я солдата на фельдмаршала не меняю», – хотя ни один документ не подтверждает эту фразу, созданную авторами фильма «Освобождение».
Тегеранская конференция 1943 года стала первой встречей лидеров трех держав – СССР, США и Великобритании, и была необходима, чтобы обсудить открытие Второго фронта союзников в Европе и определить послевоенное состояние мира, но советский фильм «Тегеран-43» убедительно доказал, что эта конференция была для Гитлера идеальной возможностью уничтожить всю «Большую тройку», поэтому Иран и особенно Тегеран были насыщены немецкими разведчиками и диверсантами, но советская разведка доложила Сталину о покушении, а дальше фильм подробно рассказывает, как храбрые «наши» разведчики побеждали злобных, но бессильных «их» шпионов.
На самом деле ничего похожего, о чем рассказано в фильме, не было. Было другое: советская разведка и политическое руководство СССР провели в Тегеране блестящую операцию, которая приблизила окончание войны и обеспечила интересы нашей страны в послевоенный период, считает профессор Военного университета Минобороны РФ Юрий Рубцов.
Сталин тщательно информировал союзников о том, как немецкая разведка готовится ударить по «Большой тройке», опасность поджидает буквально на каждом шагу, на любой улице возможна диверсия – Сталин предложил Рузвельту разместить американскую делегацию по соображениям безопасности в советском посольстве – ведь 400 диверсантов вот-вот ударят!
Сталин сообщил, что совместными действиями советской и британской разведок уже перехвачены 6 немецких парашютистов-диверсантов, что убедило союзников, что режим чрезвычайной охраны обоснован, и американский президент дал согласие разместить делегацию в советском посольстве.
Для этого всё было готово: Серго Лаврентьевич Берия учился в Ленинграде в Академии связи имени С. М. Будённого, технически он был хорошо подготовленным специалистом и выполнил поставленную задачу. В Тегеране он с группой специалистов установил микрофоны – все разговоры Рузвельта и Черчилля прослушивались в тех комнатах советского посольства, где остановился президент Рузвельт. Некрасиво? Неэтично? В политике нет таких понятий, есть другие: целесообразно и полезно.
Для демонстрации невероятной опасности, готовящихся диверсий и покушений, для полной безопасности в Тегеран был введён полк погранвойск НКВД, который занялся патрулированием и охраной объектов, связанных с конференцией. Советское посольство охраняло около 200 автоматчиков, а семикилометровую трассу от аэродрома до посольства, по которой должен был следовать кортеж Сталина, охранял полк НКВД и сотрудники охраны в штатском. Даже в окрестных переулках разместили резервные войсковые группы автоматчиков на крытых грузовиках.
На время конференции Тегеран был полностью отрезан от внешнего мира, прекращено радиовещание, закрыт телеграф, перекрыты вокзал и все въезды-выезды, перекрыта граница, поэтому представить, что десятки, сотни немецких диверсантов проникают в город, просто невозможно, хотя до сих пор в энциклопедиях и исторических книгах бесспорным фактом изображается операция «Большой прыжок», которую разработал знаменитый диверсант № 1 Отто Скорцени.
Сведения о готовящейся акции против «Большой тройки» добыл знаменитый советский разведчик Николай Кузнецов. Правда, его специальностью была не разведка, а уничтожение высокопоставленных немецких руководителей на временно оккупированной советской территории, но в опубликованных сегодня материалах Службы внешней разведки есть ссылка на успех Кузнецова.
Эти же сведения сообщает книга полковника госбезопасности Дмитрия Медведева «Это было под Ровно», изданная уже после войны. В ней автор пишет, будто Кузнецову о готовящейся атаке на «Большую тройку» спьяну проболтался немецкий майор фон Ортель. Он будто бы рассказал советскому разведчику, что в Тегеране готовится покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля и даже предложил Кузнецову принять участие (!) в этой совершенно секретной операции.
Нужно ли объяснять, говорит историк Т. Гладков, что такая версия не выдерживает ни малейшей критики? В ней гитлеровцы выглядят совершенными простофилями, вроде тех, что изображены в удалом фильме «Подвиг разведчика». Некий майор выдает в провинциальном Ровно оберлейтенанту-интенданту (именно в таком звании был Кузнецов) один из важнейших секретов немецкой разведки! А что, кстати, Ортель вообще делает в Ровно, если он и в самом деле должен принять участие в операции Иране? Мало того, он сообщает, будто руководство операцией ведется из штаб-квартиры СС в «Копенгагене, а готовятся к ней террористы знаменитого Отто Скорцени в предгорьях Карпат».
А дальше историк иронизирует: «Есть, правда, и еще один, вроде бы, авторитетный источник, который подтверждает версию о подготовке покушения в Тегеране – мемуары Павла Судоплатова, известного авторитета в области советской разведки, руководителя в годы войны ее заграничных операций по линии НКВД. Но и он в своих воспоминаниях «Специальные операции. Записки нежелательного свидетеля», опубликованных впервые в 1994 году в США, ссылается не на документы, а… на все того же Кузнецова, называя, правда, фон Ортеля «Остером». И рассказывая совсем уже фантастические вещи. Будто бы Остер, задолжав Кузнецову, предлагает ему расплатиться… персидскими коврами, которые собирается привезти из поездки в Тегеран. Представляете, офицер гитлеровской Германии спокойно едет во время войны в Иран, оккупированный в то время советскими и английскими войсками, и привозит оттуда в Германию в подарок ковры! «Видимо, Медведев не знал, а Судоплатов забыл, что советские войска были введены в Иран еще в 1941 году, вся немецкая колония была депортирована из этой страны, а посольство Германии закрыто», – говорит историк.
Эту версию о подготовке покушения подтвердил и настоящий герой-разведчик, согласно официальным источникам сорвавший операцию «Большой прыжок», – не так давно рассекреченный Герой Советского Союза Геворк Вартанян. Именно ему и его группе сегодня приписывается решающая роль в разоблачении и срыве нацистской операции. Он много лет провел нелегалом за границей и, вернувшись в Россию, рассказал в печати об операции в Тегеране. По его словам, первую группу немецких диверсантов-радистов, высадившихся в окрестностях иранского города Кум, разоблачила именно его группа.
Журналист «Российской газеты» Ю. Плутенко написал о том, как Вартанян, рассказывая о своей нелегальной работе в Иране, признался: «Никакой оперативной подготовки не было: и методам ведения наружного наблюдения, и другим профессиональным хитростям учились на ходу», – но это не помешало Вартаняну и нескольким его товарищам «установить более 400 агентов фашистской Германии: министров, депутатов, высших сановников правительства, советников в спецслужбах, министерствах и шахском дворце. Когда вошли наши войска в Иран, всех этих 400 агентов мы арестовали…»
Всё это героично, но тогда получается, что несколько мальчишек с улицы без всякой подготовки выявили немецкую разведывательную сеть? Только в 1940 году Вартаняну было всего 16 лет... Нет, конечно, можно сослаться на Аркадия Гайдара, который в 14 лет командовал полком, но опытный разведчик, разгромивший огромную сеть вражеских агентов... его к этой операции с пионерского детства готовили?
Историк, доктор наук Борис Соколов, который изучил операцию с «покушением», утверждает, что Гитлеру вообще не было никакого интереса уничтожать в 1943 году руководителей «Большой тройки». Наоборот, немцы в то время делали ставку на раскол союзников и не могли не понимать, что убийство Рузвельта и Черчилля вызовет негодование общественности США и Англии и непременно заставит их довести войну с Германией до победного конца.
Да, были герои, но о них пока молчат архивы. А Сталин полностью использовал ситуацию, чтобы добиться результата, так необходимого стране, ведущей тяжёлую битву, и если для этого требовалось рассказать союзникам о сотнях диверсантов, крадущихся к главам делегаций, и о советском посольстве, несокрушимой крепости в кольце советских разведчиков, то почему бы и не рассказать?!