Найти в Дзене
Михаил Мельников

Насколько правомерны действия России на Украине?

Является ли законной специальная военная операция, как её определяют в России, или война на Украине?

На западе существует много мнений. Это зависит от определения цели операции. Запад склонен объяснять спецоперацию желанием России оккупировать и захватить Украину. Многие другие говорят, что это из-за продвижения НАТО и так далее. Это ситуации, в которых данная операция не была бы законной. Вы не будете развязывать войну из-за того, что ваш сосед хочет вступить в НАТО. Так не делают.

Но это не значит, что русские собирались захватить всю Украину. Это запад даёт такое объяснение. А объяснение, данное Россией, и которое является единственным реальным объяснением, заключается в том, чтобы защитить русскоязычное население Донбасса от действий украинского правительства.

На самом деле бесчинства против жителей Донбасса начались очень давно. Но реально они начали проявлять определённую степень насилия с 2014 года, когда к власти пришли новые неизбранные киевские лидеры. Началось то, что фактически вызвало восстание на юго-востоке Украины из-за отмены закона об официальных языках, в котором когда-то русский был одним из официальных языков наравне с украинским. Отмена этого закона привела к тому, что русскоговорящие граждане больше не могли общаться с властями на русском языке и были вынуждены теперь делать это на украинском. И именно это вызвало на юго-востоке Украины, не только в Донбассе, массовые восстания.

На западе не говорили об этом, потому что запад хотел узаконить государственный переворот в Киеве, Майдан, как его там называют. Но на самом деле загорелся весь юг страны от Одессы до Харькова. И чтобы навести порядок, Киевское правительство не могло использовать украинскую армию. Ведь украинская армия тоже состояла из русских и русскоязычных украинцев. Украинские солдаты не хотели стрелять в соплеменников. Многие переходили на сторону восставших вместе с оружием и военной техникой.

По этой причине Киеву пришлось создать ультранационалистические военизированные формирования добровольцев, такие как "Правый сектор", «Азов». Некоторые из из них получили репутацию неонацистов. Начиная с 2014 года, они применяли насилие против населения Донбасса.

Важно помнить о том, что произошло в 2015 году. Чтобы остановить насилие неонацистов под эгидой ОБСЕ были подписаны Минские соглашения с участием Франции, Германии и России. Франция и Германия со стороны Украины, Россия - со стороны Донбасса. Необходимо также подчеркнуть, что силы Донбасса не были сепаратистами, скорее федералистами и сторонниками верховенства права. Минские соглашения должны были привнести политическое решение данного конфликта.

Однако западные страны и Украина не выполнили подписанное соглашение. А в марте 2021 года президент Украины Владимир Зеленский издал указ о возвращении юга страны в состав Украины. С этого момента, то есть с 24 марта 2021 года происходило сосредоточение украинских военных сил на границе Донбасса с целью подготовки наступления.

Именно тогда русские начали задумываться о том, что произойдет. И поняли, что ситуация рискует перейти в военное вмешательство. И они применили принцип, который является принципом ООН. Это принцип ответственности по защите. Тот же самый принцип, который Россия использовала в 2008 году для защиты населения Южной Осетии и Абхазии от агрессии со стороны Грузии. Это обязанность защищать. Этот принцип был утвержден в 2005 году в ООН.

Обязанность защищать включает в себя три компонента.

Каждое государство несёт ответственность за защиту своего собственного населения. Поэтому Украина была обязана защищать своё население так как население Донбасса - это её население.

Но мы знаем, что между 2014 и 2022 годами на Донбассе погибло более 15 000 человек. И, кроме того, в феврале 2022 года украинская армия готовилась к наступлению на Донбасс. Таким образом, первый компонент этой обязанности по защите не был выполнен.

Второй компонент обязанности по защите - это роль дружественных стран или союзников, или стран, которые окружают Украину. Эти страны должны были помочь Украине решить внутренние проблемы.

Известно, что Минские соглашения подписали Германия и Франция. Но мы знаем, что Ангела Меркель в ноябре 2022 года, Франсуа Оланд в декабре 2022 года, а затем Владимир Зеленский в январе 2023 года, подтвердили что никогда не имели намерения исполнить Минские соглашения. Таким образом, политическое решение, которое составляло второй компонент обязанности по защите, также не было соблюдено. И это при том, что Минские соглашения были одобрены Советом Безопасности ООН.

Остаётся третий компонент обязанности по защиты - это возможность со стороны соседнего государства вмешаться, чтобы помочь гражданскому населению.

Именно третий компонент Россия в настоящий момент используют для специальной военной операции. Поэтому специальная операция легитимна и допустима.

Дело в том, что война, фактически, началась в 2014 году. У неё было первое политическое решение в феврале 2015 года. Минские соглашения не были соблюдены.

Следовательно, российское вмешательство - это действительно специальная военная операция в рамках войны, которая уже существовала, начиная с 2014 года в форме внутреннего военного конфликта. И это важно сказать, поскольку речь идет о легитимности, но не о законности.

В чём же разница?

Легитимность - это моральное право что-то делать. Законность - это юридическое право что-либо делать на основании существующего закона.

Все условия, которые были на Донбассе на тот момент, придали легитимность действиям России. И возникает вопрос законности. И это русские очень хорошо поняли. Русские большие законники. Вопрос правомерности законности всегда очень актуален и волнует российские власти. Кстати, это было свойственно СССР также.

И вот что произошло. Чтобы вмешательство было законным в соответствии с принципом обязательства по защите, Россия сослалась на статью 51 устава ООН, который разрешает вмешательство в интересах населения. Но для этого нужно было действовать в рамках коалиции.

Русским потребовалось создать эту коалицию. Для этого Россия признала независимость самопровозглашенных республик Донбасса. В прежние годы Россия отказывалась это делать, так как В. Путин рассчитывал на политическое решение проблемы, то есть, на выполнение Минских соглашений. Но в начале февраля 2022 года украинские силы готовились к нападению на Донбасс и многократно усилили артиллерийские обстрелы Донбасса, что зафиксировали наблюдатели ОБСЕ. Русские поняли, что политическое решение теперь мертво и теперь необходимо было перейти к военному решению.

Владимир Путин согласился признать независимость двух республик, чтобы иметь возможность подписать с обеими республиками договора и создать коалицию. 21 февраля 2022 года это было оформлено по всем правилам и в соответствие с российской Конституцией, ратификацией парламентом не только в России, но и в обеих республиках. И 23 февраля 2022 года обе Республики запросили военную помощь у России. В этот момент в коалицию с обеими республиками вступила Россия и получила возможность действовать по 51 статье устава ООН. Таким образом, Россия получила не только легитимность, но и законность для своих действий.

Но очень важно подчеркнуть, что эта законность действительна только в том случае, если цель России - защита населения Донбасса. Если это оккупация всей территории Украины, тогда законности нет.

К своим целям Россия вправе добавить другие, такие как вопрос НАТО. Например, нейтрализация присутствия иностранных войск на Украине и так далее.

Так что расчёт русских легитимен и законен. Стратегически это было гораздо менее фальшиво, чем то что рассказывает Запад всему миру.