Да, нам повезло.
В прошлый раз писал [1], что иногда ищут людей в новую сферу деятельности, в незнакомое направление, по которому ещё нельзя написать точное техзадание/инструкцию: что делать и как делать? а можно только обозначить общее направление.
Хотя направления обычно понятны - выход на коммерческие результаты или их улучшение...
Один из наших партнёров решил зайти в маркетплейсы всерьёз и понял, что ему нужна автоматизация... Он знал, что у нас нет опыта в этом, но обратился - возьмётесь? Обговорили условия и - взялись... Причём сразу по взрослому - строили работу с 4мя площадками: Wildberries, Ozon, Aliexpress и YandexMarket (по очерёдности запуска). И весь 2021 прошёл под знаком маркетплейсов...
Да, все получилось.
Спустя какое-то время, другие наши клиенты начали задавать вопросы по перспективам маркетплейсов и механике работы с ними. Дошло до того, что по несколько раз в неделю вёл разговоры по этим темам и, чтобы не повторяться, нарисовал приложенную схему, начиная разговор с принципов и способов работы.
Существует три основных модели бизнеса через маркетплейсы, обозначенных аббривиатурами FBO, FBS, DBS.
FBO (fulfilment by operator).
Продавец (seller) везёт свой товар, предназначенный для продажи через маркетплейс на склады самого маркетплейса, который, при заказе, сам берет товар (уже находящийся на его складе), упаковывает и доставляет покупателю.
Оплата поступает продавцу по мере реализации, за вычетом комиссии маркетплейса и вычетом стоимости за время хранения/нахождения товара на складе.
Нужно быть очень уверенным в спросе на свой товар, в том, что его время хранения на складе (за которое нужно платить), не введёт в убыток...
FBS (fulfillment by seller)
Тут схема отличается от той, что выше.
Маркетплейс, приняв заявку, переправляет её селлеру/продавцу, который в жёстко заданное время обязан скомплектовать и упаковать заказ, обклеить его всеми необходимыми маркировками и отгрузить заказ на склад маркетплейса, который обеспечит доставку заказа покупателю, после чего производится расчёт с продавцом, за вычетом комиссии.
Плюсы этой схемы в том, что продавец не платит маркетплейсу за хранение, товар не выводится из оборота большой партией, оставаясь под контролем продавца.
Есть и минусы: вся логистика комплектовки, упаковки, отгрузки и учёта ложится в затраты продавца и комиссии маркетплейса при таком подходе выше предыдущего.
DBS (delivery by seller)
В этой схеме маркетплейс присылает продавцу заказ с данными покупателя, по которым продавец самостоятельно делает доставку либо собственной, либо привлеченной курьерской службой или транспортной компанией.
Плюсом для продавца при таком принципе работы будет минимальная комиссия маркетплейса, а минусом то, что логистические затраты полностью ложатся на его плечи. Причём, все эти затраты должны быть заранее включены в исходную цену для покупателя, что может свести на нет всю положительную экономику.
Какой метод предпочтительнее? Придется считать, чтобы определить наилучший именно для Вас. Другим наилучшим может оказаться иной подход....
Не встречал статистики по объёмам продаж каждой из схем для различных маркетплейсов, но ясно, что подавляющее большинство селлеров работает по схеме FBS.
___
[1] https://dzen.ru/media/id/5e30916a2851cb4d0d647773/kak-naiti-nujnyh-sotrudnikov-6554969d4a900f6ae502ecb4