Найти тему
История живописи

Забытое "птичье царство" на картинах русских художников

Попробуем сегодня продолжить давнишнюю (поэтому и позабытую) сюжетную подборку, где действующими "лицами" будут различные виды пернатых. Не всегда главными, но тем не менее, они будут присутствовать на картинах. Прошлая публикация на заданный сюжет доступна здесь, уважаемые читатели:

Начнем с работ художника, которого, конечно, называть русским спорно, ведь при рождении он был назван Иоганном Фридрихом, но в России, где он обрел вторую родину, прожил большую часть жизни и остался до конца дней своих, его нарекли Иваном Федоровичем Гроотом. Специализировался он как раз таки на анималистике, то есть изображении животных, поэтому на его картинах птицы являются главными действующими персонажами:

"Пеликан" И.Ф. Гроот, 1750-е. Музей-заповедник "Царское село".
"Пеликан" И.Ф. Гроот, 1750-е. Музей-заповедник "Царское село".
"Голуби", И.Ф. Гроот, 1772. Третьяковская галерея, Москва.
"Голуби", И.Ф. Гроот, 1772. Третьяковская галерея, Москва.
"Наседка с цыплятами", И.Ф. Гроот, 1781. Музей-заповедник "Петергоф".
"Наседка с цыплятами", И.Ф. Гроот, 1781. Музей-заповедник "Петергоф".

Следующим художником у нас будет создатель, наверное, одной из самых известных картин с птицами в русской живописи, но как раз ее не будет в данной подборке, ибо все ее и так видели много раз. Скорее всего, вы уже догадались, что речь идет об Алексее Кондратьевиче Саврасове. Представляю вам его раннюю работу, созданную еще в период обучения в Московском училище живописи и ваяния. Написана она была по мотивам поездки художника по южным губерниям Российской империи в 1852 году:

"Степь днем", А.К. Саврасов, 1852. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Степь днем", А.К. Саврасов, 1852. Русский музей, Санкт-Петербург.

Искусствоведы так оценивают и описывают данную картину:

В них художник стремится отразить свои чувства и впечатления от степных украинских просторов, он освобождается от темного колорита первых работ и обогащает палитру красками  освещенной солнцем степи. В пейзаже "Степь днем" художник передает состояние знойной степи: в безоблачном небе парит одинокая птица [на самом деле их там несколько - прим. автора], а внизу, на земле две куропатки пытаются найти отдых от полуденного солнца в пожелтевшей траве.

Следующей будет не совсем обычная картина Василия Васильевича Верещагина, ведь наиболее он известен своими батальными полотнами, но, как вы возможно помните из моих публикаций, в его творчестве были и совсем другие сюжеты и перед нами как раз один из таких примеров:

"В горах Алатау", В.В. Верещагин, 1869-1870. Третьяковская галерея, Москва.
"В горах Алатау", В.В. Верещагин, 1869-1870. Третьяковская галерея, Москва.

Исследователи подробно описали эту небольшую (36,6 x 27) картину художника:

На одном из таких этюдов изображены две птицы, вероятно, соколы чеглоки с характерным оперением темно-бурого цвета и белыми вкраплениями. Один из пернатых изображен в полете, с разворотом корпуса и распластанными заостренными крыльями. Верещагину важно было передать образ быстро и изящно летящей птицы. Вторая птица, примостившись на скалистом уступе, готовится к трапезе – в ее когтях тушка пойманной куропатки. Но главная особенность полотна заключается в выбранной художником точке зрения – он изображал птиц вблизи, на фоне почти отвесной скалы слева и обрывающегося ущелья справа, вероятно, поднявшись высоко в горы и вторгнувшись в их сферу обитания.

Далее у нас будет небольшая жанровая сцена от художника, работы которого давненько не появлялись на моем канале, хотя о нем самом я уже успел вам кое-что рассказать, когда вещал о первой картине Третьяковской галереи:

"Татарка, отбивающая козленка от орла", В.Г. Худяков, 1871. Музей изобразительных искусств Татарстана.
"Татарка, отбивающая козленка от орла", В.Г. Худяков, 1871. Музей изобразительных искусств Татарстана.

Это одна из последних картин Василия Григорьевича Худякова, и по ней мы достоверно можем понять, что художник был верен традициям академизма до самого конца своей жизни. Это, кстати, и привело к тому, что Павел Третьяков постепенно охладел к его творчеству, но вы и так это знаете, если читали мою статью о живописце и его картине о контрабандистах.

Следующей картиной будет пейзаж Константина Яковлевича Крыжицкого, на котором птица явно не является главным элементом композиции, хоть и помещена в ее центр. Далеко раскинувшееся болото и грозовые облака вдали сами по себе являются уже впечатляющей картиной природных просторов, а летящая цапля только подчеркивает их "объемность" и широту:

"Болото", К.Я. Крыжицкий, 1885. Николаевский художественный музей.
"Болото", К.Я. Крыжицкий, 1885. Николаевский художественный музей.

Далее мы вместе с вами рассмотрим жанровую работу Николая Корнилиевича Бодаревского, бывшего долгое время членом как Товарищества передвижников, так и Товарищества южнорусских художников, что неудивительно, ведь родным городом для художника была Одесса.

"Девочка с гусями", Н.К. Бодаревский, 1892. Частное собрание.
"Девочка с гусями", Н.К. Бодаревский, 1892. Частное собрание.

Наверное, эта сцена и происходила где-то в южных губерниях Российской империи. Босоногая девочка присела отдохнуть на берегу пруда или речки в то время как ее подопечные - гуси проводят водные процедуры. О чем она задумалась в этот летний вечер? Тут мы можем только гадать, но, думаю, что многим из вас может прийти в голову что-то интересное, чем вы всегда можете поделиться со всеми нами в комментариях.

Следующей будет акварельная работа специалиста по этому виду живописной техники - Елены Дмитриевны Поленовой. Впрочем, она была специалистом много в каких сферах, если вы вдруг этого не знаете, то рекомендую мою публикацию для ознакомления:

"Зимний лес (Вороны)", Е.Д. Поленова, 1883. Музей-заповедник В.Д. Поленова.
"Зимний лес (Вороны)", Е.Д. Поленова, 1883. Музей-заповедник В.Д. Поленова.

Живописную тему ворон продолжит Александр Иннокентьевич Чирков (1865-1913), художник который совсем недолго обучался в Московском училище живописи и ваяния и так его и не закончив стал совершенствовать свои навыки самостоятельно. Судя по тем немногим примерам его работ, что дошли до нас, получалось это у него весьма неплохо:

"Мокрые вороны", А.И. Чирков, 1894. Третьяковская галерея, Москва.
"Мокрые вороны", А.И. Чирков, 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Искусствоведы дают такую трактовку полотна (а в комментариях вы всегда можете оспорить или согласиться с ней):

Серые вороны, сидящие под дождем на ограде деревенского поля, выглядят символом печали и безысходности. Нахохлившиеся мокрые птицы терпеливо пережидают плохую погоду. Облачное сизое небо словно набухло влагой над синеющим дальним лесом, деревенскими амбарами, сжатым полем и размокшей дорогой. Художник тщательно прорабатывает первый план, натуралистично выписывая перья на птицах, облезшую кору на жердях, одинокие травинки.

Вот мы вместе с вами и подошли к концу сегодняшнего повествования. Завершающей работой будет пейзаж Александра Владимировича Маковского, который, в отличие от отца, известного мастера жанровой живописи, был более разнопрофильным специалистом, ибо, на мой взгляд, пейзажи в его исполнении весьма интересны, и эта работа не исключение:

"Гуси", А.В. Маковский, 1902. Калужский музей изобразительных искусств.
"Гуси", А.В. Маковский, 1902. Калужский музей изобразительных искусств.

Как мне кажется наличие гусей на данном пейзаже несколько "оживляет" пейзаж, на котором изображено предгрозовое состояние природы:

Используя активный светотеневой контраст, мастер смог добиться здесь необычного оптического эффекта. На пейзаже мы видим и миг резкого потемнения, какой обычно бывает перед наступлением непогоды, и еще сохраняющиеся отголоски солнечного света на склоне, на которые уже стремительно наступает тень. Гармонична и изысканна цветовая гамма работы: болотно-изумрудная зелень травы, охристая поверхность холма, синевато-фиолетовое небо.

Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.