Попробуем сегодня продолжить давнишнюю (поэтому и позабытую) сюжетную подборку, где действующими "лицами" будут различные виды пернатых. Не всегда главными, но тем не менее, они будут присутствовать на картинах. Прошлая публикация на заданный сюжет доступна здесь, уважаемые читатели:
Начнем с работ художника, которого, конечно, называть русским спорно, ведь при рождении он был назван Иоганном Фридрихом, но в России, где он обрел вторую родину, прожил большую часть жизни и остался до конца дней своих, его нарекли Иваном Федоровичем Гроотом. Специализировался он как раз таки на анималистике, то есть изображении животных, поэтому на его картинах птицы являются главными действующими персонажами:
Следующим художником у нас будет создатель, наверное, одной из самых известных картин с птицами в русской живописи, но как раз ее не будет в данной подборке, ибо все ее и так видели много раз. Скорее всего, вы уже догадались, что речь идет об Алексее Кондратьевиче Саврасове. Представляю вам его раннюю работу, созданную еще в период обучения в Московском училище живописи и ваяния. Написана она была по мотивам поездки художника по южным губерниям Российской империи в 1852 году:
Искусствоведы так оценивают и описывают данную картину:
В них художник стремится отразить свои чувства и впечатления от степных украинских просторов, он освобождается от темного колорита первых работ и обогащает палитру красками освещенной солнцем степи. В пейзаже "Степь днем" художник передает состояние знойной степи: в безоблачном небе парит одинокая птица [на самом деле их там несколько - прим. автора], а внизу, на земле две куропатки пытаются найти отдых от полуденного солнца в пожелтевшей траве.
Следующей будет не совсем обычная картина Василия Васильевича Верещагина, ведь наиболее он известен своими батальными полотнами, но, как вы возможно помните из моих публикаций, в его творчестве были и совсем другие сюжеты и перед нами как раз один из таких примеров:
Исследователи подробно описали эту небольшую (36,6 x 27) картину художника:
На одном из таких этюдов изображены две птицы, вероятно, соколы чеглоки с характерным оперением темно-бурого цвета и белыми вкраплениями. Один из пернатых изображен в полете, с разворотом корпуса и распластанными заостренными крыльями. Верещагину важно было передать образ быстро и изящно летящей птицы. Вторая птица, примостившись на скалистом уступе, готовится к трапезе – в ее когтях тушка пойманной куропатки. Но главная особенность полотна заключается в выбранной художником точке зрения – он изображал птиц вблизи, на фоне почти отвесной скалы слева и обрывающегося ущелья справа, вероятно, поднявшись высоко в горы и вторгнувшись в их сферу обитания.
Далее у нас будет небольшая жанровая сцена от художника, работы которого давненько не появлялись на моем канале, хотя о нем самом я уже успел вам кое-что рассказать, когда вещал о первой картине Третьяковской галереи:
Это одна из последних картин Василия Григорьевича Худякова, и по ней мы достоверно можем понять, что художник был верен традициям академизма до самого конца своей жизни. Это, кстати, и привело к тому, что Павел Третьяков постепенно охладел к его творчеству, но вы и так это знаете, если читали мою статью о живописце и его картине о контрабандистах.
Следующей картиной будет пейзаж Константина Яковлевича Крыжицкого, на котором птица явно не является главным элементом композиции, хоть и помещена в ее центр. Далеко раскинувшееся болото и грозовые облака вдали сами по себе являются уже впечатляющей картиной природных просторов, а летящая цапля только подчеркивает их "объемность" и широту:
Далее мы вместе с вами рассмотрим жанровую работу Николая Корнилиевича Бодаревского, бывшего долгое время членом как Товарищества передвижников, так и Товарищества южнорусских художников, что неудивительно, ведь родным городом для художника была Одесса.
Наверное, эта сцена и происходила где-то в южных губерниях Российской империи. Босоногая девочка присела отдохнуть на берегу пруда или речки в то время как ее подопечные - гуси проводят водные процедуры. О чем она задумалась в этот летний вечер? Тут мы можем только гадать, но, думаю, что многим из вас может прийти в голову что-то интересное, чем вы всегда можете поделиться со всеми нами в комментариях.
Следующей будет акварельная работа специалиста по этому виду живописной техники - Елены Дмитриевны Поленовой. Впрочем, она была специалистом много в каких сферах, если вы вдруг этого не знаете, то рекомендую мою публикацию для ознакомления:
Живописную тему ворон продолжит Александр Иннокентьевич Чирков (1865-1913), художник который совсем недолго обучался в Московском училище живописи и ваяния и так его и не закончив стал совершенствовать свои навыки самостоятельно. Судя по тем немногим примерам его работ, что дошли до нас, получалось это у него весьма неплохо:
Искусствоведы дают такую трактовку полотна (а в комментариях вы всегда можете оспорить или согласиться с ней):
Серые вороны, сидящие под дождем на ограде деревенского поля, выглядят символом печали и безысходности. Нахохлившиеся мокрые птицы терпеливо пережидают плохую погоду. Облачное сизое небо словно набухло влагой над синеющим дальним лесом, деревенскими амбарами, сжатым полем и размокшей дорогой. Художник тщательно прорабатывает первый план, натуралистично выписывая перья на птицах, облезшую кору на жердях, одинокие травинки.
Вот мы вместе с вами и подошли к концу сегодняшнего повествования. Завершающей работой будет пейзаж Александра Владимировича Маковского, который, в отличие от отца, известного мастера жанровой живописи, был более разнопрофильным специалистом, ибо, на мой взгляд, пейзажи в его исполнении весьма интересны, и эта работа не исключение:
Как мне кажется наличие гусей на данном пейзаже несколько "оживляет" пейзаж, на котором изображено предгрозовое состояние природы:
Используя активный светотеневой контраст, мастер смог добиться здесь необычного оптического эффекта. На пейзаже мы видим и миг резкого потемнения, какой обычно бывает перед наступлением непогоды, и еще сохраняющиеся отголоски солнечного света на склоне, на которые уже стремительно наступает тень. Гармонична и изысканна цветовая гамма работы: болотно-изумрудная зелень травы, охристая поверхность холма, синевато-фиолетовое небо.
Надеюсь, вам было интересно рассматривать эти картины вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (на ТГ-канал тоже), а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.