Найти в Дзене
Elena Melnik Studio

Люди строят город, а город строит бренд: что такое территориальный брендинг

Оглавление

Рассказали о специфике территориального брендинга и разобрались, чем он полезен. Подробнее читайте в статье.

Что такое брендинг территории

Территориальный брендинг — это процесс формирования привлекательного образа местности для ее жителей и мирового сообщества. Разработка территориального бренда всегда преследует какую-то цель: улучшение имиджа, привлечение туристов или инвесторов, повышение качества жизни населения.

Создание территориального бренда — кропотливый и трудоемкий процесс. В работе учитывается множество факторов: история и культура, быт и восприятие города местным населением, экосистема и география, промышленность и инфраструктура.

Территориальный бренд должен отражать местную уникальность, но она может состоять из комплекса особенностей, которые нужно разграничивать. Например, динамический логотип Ленинградской области от агентства «ENDY lab» сохраняет форму, но в зависимости от контекста наполняется символами туристических направлений, которые развиты в области. Так визуальный код структурируется и при этом охватывает местные достоинства.

Логотип принял образ бабочки, потому что Ленинградская область на карте напоминает ее форму.
Логотип принял образ бабочки, потому что Ленинградская область на карте напоминает ее форму.
Каждая вариация логотипа имеет тематические секторы в единой форме, которые связаны с туристическими местами, спортом и фермерской продукцией.
Каждая вариация логотипа имеет тематические секторы в единой форме, которые связаны с туристическими местами, спортом и фермерской продукцией.

Какие задачи выполняет брендинг локаций

Особенность территориального брендинга заключается в том, что бренду нужно работать с обширной аудиторией и найти подход к каждой целевой группе. Обычно выделяют три сегмента: туристы, инвесторы и местное население. Бренд с признанием хотя бы от одной целевой группы помогает решить социальные и экономические задачи региона, которые взаимосвязаны. Например:

Повысить конкурентоспособность среди других городов. Высокая позиция на международной арене дает месту развитие, внимание людей и материальные ценности: капитал, сырье, технологии.

Повысить уровень жизни населения. Бренд, который честно отражает культуру или перспективы региона, может дать приток новых жителей: молодых специалистов, профессионалов и успешных деятелей.

Сделать экономический рывок. Интерес спонсоров и туристов может увеличить благосостояние территории, а инвестиции позволяют проводить крупные мероприятия и облагораживать местность, делать ее удобной для жизни.

Отдельно рассмотрим пример инвестиционного бренда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, который направлен на предпринимателей и инвесторов. Новосибирское агентство «Мелехов и Филюрин» отошло от образа холодного климата и северной этники — фокус смещен на возможности, развитие бизнеса и интеграцию.

Логотип состоит из двух частей: фирменного знака и названия бренда «Ugra Open For/Югра открыта для». Цвета знака выдерживают традиционную гамму округа, а нейм и одноименный слоган представлены на русском и английском языках, чтобы участвовать с брендом в международных выставках.

Совмещение букв «U» и «О» в логотипе визуально образует «Ю» — первую букву в названии округа.
Совмещение букв «U» и «О» в логотипе визуально образует «Ю» — первую букву в названии округа.
Брендбук позволяет использовать дополнительные цвета, чтобы выделять разные направления развития Югры.
Брендбук позволяет использовать дополнительные цвета, чтобы выделять разные направления развития Югры.

Кстати. Благодаря фонду Югры «Мой бизнес» наша команда поучаствовала в экспресс-марафоне. За лето мы упаковали 30 социальных проектов для малого и среднего бизнеса и поделились результатами в своем блоге.

С чем еще помогает бренд территории

Бренд территории придает месту ментальные ценности и может изменить восприятие людей в лучшую сторону. Рассмотрим еще несколько задач, которые он решает.

Избавиться от негативного или устаревшего образа

Яркий пример — Амстердам. Город занимает высокие места по уровню жизни, но также известен кварталом Красных фонарей и легализацией легких наркотиков. Для туристов Амстердам стал местом табуированных развлечений, что вызывало у жителей негативные впечатления. Тогда местные власти решили разработать новый образ, которой покажет мировому сообществу, что Амстердам — город качественной жизни и работы. Так получился «I Amsterdam».

Образ Амстердама дает местному населению ощущение уверенности и ценности города.
Образ Амстердама дает местному населению ощущение уверенности и ценности города.

Сюда же можно отнести Чернобыль. Для места, которое ассоциируется с трагедией, креативное агентство «Banda» разработало положительный логотип. В образ заложили форму поверхности реактора, который взорвался на АЭС 26 апреля 1986 года. Динамический логотип ежегодно тускнеет и полностью исчезнет, когда станция выйдет из эксплуатации.

Прогнозируемое время, когда пропадет логотип — 2064 год.
Прогнозируемое время, когда пропадет логотип — 2064 год.

Подготовиться к значимой дате

Круглая дата — это возможность для города устроить масштабный праздник, укрепить свой бренд и повысить лояльность жителей к месту. В 2016 году Мурманску исполнилось 100 лет, к этой дате агентство «LINII Group» разработало бренд северного города.

Суровость холодного Мурманска не стала главной идеей айдентики. Важнее — сплоченность людей, которая заложена в прижатых буквах слова «Мурманск», а также яркие краски города: бирюза моря, свет солнца и красная рыба.

Бренд Мурманска победил в номинации «Лучший бренд города» на первой Национальной Премии в области территориального маркетинга и брендинга.
Бренд Мурманска победил в номинации «Лучший бренд города» на первой Национальной Премии в области территориального маркетинга и брендинга.

Обратить внимание на исконное ремесло

Даже маленькое село может иметь большую историю. Богородское — это рабочий поселок Московской области, который занимается изготовлением деревянных игрушек уже 500 лет. Агентство «Agrade Branding» взяло промысел за основу и разработало поселению яркий бренд. Такая концепция способна развить у жителей гордость за историю, а у туристов — интерес к посещению места.

В фирменный паттерн заложены главные атрибуты Богородского, в том числе деревянные игрушки.
В фирменный паттерн заложены главные атрибуты Богородского, в том числе деревянные игрушки.

Что территориальный бренд дает людям

Территориальный бренд создается не только ради положительного имиджа — он должен решать местные задачи и делать жизнь в городе качественней. Приводим несколько примеров, когда бренд для людей функционален.

Ориентация на местности

Иногда в брендинг территории закладывается создание навигационной системы. Выдержанный фирменный стиль города способствует быстро увидеть знак общественной навигации и сориентироваться в пространстве.

Тюменская студия бренд-дизайна «Лайтшоп» разработала для своего города фирменный стиль и учла систему навигации. Черный цвет носителей выбран неспроста: им навигация Тюмени оформлялась в царское и советское время. Шрифтовая концепция навигации помогает ориентироваться в районах города: в центре Тюмени на табличках используется антиквенный шрифт, а в более современных кварталах и парках, отдаленных от сердца города, шрифт указателей становится гротескным.

Система навигации в Тюмени от студии бренд-дизайна «Лайтшоп».
Система навигации в Тюмени от студии бренд-дизайна «Лайтшоп».

Изучение особенностей города

Часто в концепцию бренда закладывают несколько символов, которыми славится населенный пункт. Для гостей это возможность выбрать интересный досуг, а для жителей — ощутить масштаб достоинств города.

«Студия Артемия Лебедева» разработала серию туристических логотипов для Санкт-Петербурга, где для жителей угадываются знакомые места города, а для туристов открывается программа для посещения.

Дизайн-студия создала двадцать логотипов для всевозможных 13 сфер городской жизни.
Дизайн-студия создала двадцать логотипов для всевозможных 13 сфер городской жизни.

Чувство единства и сплоченности

Это ощущение важно не только для коренных жителей города или региона, но и для тех, кто первое время уязвим на незнакомой местности. Территориальный бренд в этом случае становится проводником между людьми и формирует целостность общества.

Хорошо отразить объединенность населения получилось у компании «Асмысл», которая разработала бренд «Северное трехречье» — шесть территорий Архангельской области, которые объединились в кластер. Жители этих мест устраивают совместные фестивали, наполняют общий сайт и продумывают туристические маршруты через южные края области, которые находятся за 200–400 километров друг от друга.

Символом логотипа стали три реки, соединяющиеся в ствол дерева. Динамическая крона дерева — атрибут каждого из районов кластера.
Символом логотипа стали три реки, соединяющиеся в ствол дерева. Динамическая крона дерева — атрибут каждого из районов кластера.

Тенденции территориального брендинга

Есть определенные методы визуальной коммуникации, которые помогают раскрыть место и правильно преподнести самобытность. Расскажем о некоторых приемах подробнее.

Динамический логотип

Одна из задач динамической айдентики — показать бренд с разных сторон, выдержав при этом общий привлекательный образ. Динамическая айдентика, в отличие от статичной, позволяет бренду подстроиться под разную аудиторию и задать контекст для каждого сегмента.

Динамическая айдентика работает не только на узнаваемость, но и на коммуникацию с аудиторией. Заказчики территориального брендинга — это владельцы крупного бизнеса или власти, которые могут сильнее и чаще воздействовать на людей за счет множества каналов коммуникаций. Люди взаимодействуют с городом каждый день, поэтому запутаться в разных символах и новых образах почти невозможно: все на улицах, на виду.

Паттерны Мельбурна строятся в логотипе буквы «М» по принципу модульной сетки, а за счет счет цветовых решений передают эмоциональность и многоликость города.
Паттерны Мельбурна строятся в логотипе буквы «М» по принципу модульной сетки, а за счет счет цветовых решений передают эмоциональность и многоликость города.

Широкая цветовая палитра

Яркая гамма позволяет подсветить колорит региона и показать настоящие краски города. Например, цвета бренда Хельсинки отражают его своеобразие: розовые купола местного собора, красный кирпич, голубой туман и множество цветов общественного транспорта. Все это подмечено дизайнерами местного агентства «Werklig» из жизни в городе.

Помимо цветов из повседневной жизни населения, агентство задействовало гамму герба.
Помимо цветов из повседневной жизни населения, агентство задействовало гамму герба.

Контраст и небольшое количество цветов

Такой прием используется реже предыдущего, однако есть яркий пример того, как органично может выглядеть работа с паров цветов в айдентике города. Мы говорим о Порту.

Айдентика разработана дизайн-агентством «White Studio». В основу визуала заложили пиктограммы, которые трансформируются в бесконечный паттерн и символизируют город. Сине-белую гамму подсказала архитектура Порту: в таких цветах расписывается глиняная плитка, которая называется азулежу. Португальские изразцы располагаются на исторических зданиях.

Синий цвет ассоциируется с расслабленностью, что подходит для размеренного Порту.
Синий цвет ассоциируется с расслабленностью, что подходит для размеренного Порту.

Подводим итог

Зафиксировали главные тезисы статьи и напоминаем их напоследок:

  1. Тема территориального брендинга — специфична и многогранна. Чтобы прийти к бренду местности, нужно преодолеть длинный путь через сбор информации о регионе, проведение исследований и постановку жизнеспособного позиционирования.
  2. Потенциал на вывод бренда есть не только у стран, крупных городов и областей. Небольшие местности тоже имеют преимущества, и в этом случае бренд может стать сильным инструментом для транслирования и развития местных идей.
  3. Брендинг населенного пункта помогает месту вступить в коммуникацию с людьми, сплотить аудиторию и закрепиться как целостный образ территории.