Если бы всесильный князь Василий Голицын, фаворит царевны Софьи и фактически глава правительства при ее регентстве, узнал, что его внук, Михаил Голицын станет шутом, то возблагодарил бы бога, что не дожил до тех позорных дней. Но по порядку.
Сам Василий Голицын после восшествия на престол Петра Первого был сослан с семьей в в Архангельскую область, где проживал в деревне Холмогоры. Внук его, малолетний Михаил, был с ним. Об его образовании, дед сам позаботился. Все что знал, а знал он немало, все мальчику передал. Верил, что ссылка долго не продлиться, и внук еще вернется ко двору и послужит на благо отечества.
Так и получилось.
Старый князь скончался в 1714 году и в этом же году семью вернули из ссылки. Михаила Голицына Петр Первый отправил на обучение за границу, по приезду откуда молодой князь поступил на военную службу. Служил исправно, в отставку вышел в чине майора. Как пришло время, женился, да вместе с супругой двух детей нажил. Да, слаба супруга здоровьем оказалась, скончалась в 1729 году. Чтобы развеяться, князь за границу решил ехать. Дети с няньками, он - то им зачем? Вот и поехал.
А там и новую любовь встретил, то ли итальянку, то ли немецкую баронессу, кто ж вспомнит. Но главное, веры то она была католической, да замуж за князя православного выходить отказывалась. Стань, князь, католиком, да и буду я тебе женой. Князь, долго не думая, веру сменил, женился на иностранке, да и прибыл вместе с ней в Россию.
Шел 1732 год, у власти была Анна Иоановна, а она, ну все знали, очень строго к вопросам религии относилась. Тут испугался князь, что вероотступничество ему боком выйдет, жену прятал, да сам в столицу не показывался. Да не уберегся, донесли люди «добрые» императрице о его делах. Разгневалась матушка - государыня, велела князя сыскать, да ко двору привести. Брак расторгнуть, жену князя выслать, а его в шуты определить. На том и порешили.
Был князь Михаил Голицын, стал шут Квасник. В обязанности которого входило гостей веселить, да квасом их обносить. Да мало того, вот позор, личное лукошко у него было, где он яйца высиживал, да плакал. Да плачь не плачь, а молчи, мало ли, что еще матушке – царице на ум взбредет. Кто знал Михаила Голицына, говорили, умом от стыда тронулся совсем.
Дальше, больше. Была у императрицы Анны Иоановны любимая шутиха, калмычка Авдотья Буженинова. Фамилию она получила то ли потому, что буженину очень любила, то ли то, что вместо мытья салом мазалась. И вот решила Анна Иоановна Авдотью замуж за шута Михаила Голицына выдать.
Свадьбу провели в феврале 1740 года с размахом, пир горой, танцы.
После венчания молодоженов посадили в клетку и во главе праздничного кортежа отправили во дворец. Ледяной дворец, специально построенный из глыб льда на Неве. К его строительству были привлечены лучшие инженеры того времени, все в нем было как настоящее, только ледяное. Новоиспеченных супругов положили на ледяную кровать, а чтоб не сбежали, возле дверей охрану поставили.
Морозы в тот год стояли жуткие, и шансов у князя Михаила с супругой остаться в живых не было. Но они выжили. По слухам, Авдотья подкупила охрану и пронесла в ледяной дворец теплую одежду. Так и спаслись.
Через пол года Анны Иоановны не стало, князю Михаилу вернули часть земель и отменили унизительное шутовство. А с женой Авдотьей они жили дружно, она родила ему сына. Но вторые роды не пережила.
А князь Михаил Голицын дожил до 87 лет, успев жениться еще раз.