В вакансиях все чаще встречаются требования по наличию у сотрудника определенных hard и soft skills. Что подразумевается под этими понятиями?
Такие разные навыки
Soft skills в переводе с английского означает гибкие или мягкие навыки, то есть такие умения, которые нельзя измерить или подтвердить какими-либо сертификатами или дипломами. Например, коммуникабельность, работа в команде и тайм-менеджмент.
Конечно, соискатель может указать в резюме, что он прошел курсы ораторского искусства, но это не гарантия того, что человек действительно умеет убеждать лучше, чем соискатель, у которого таких документов нет. И сравнить этих двух кандидатов не получится, ведь общепринятой шкалы навыков не существует.
Hard skills переводятся как жесткие навыки — это умения, поддающиеся измерению и точной фиксации. С их проверкой все проще: диплом об образовании будет достойным подтверждением наличия у специалиста навыков и знаний, необходимых для должности. Например, работа со специфическим оборудованием, анализ данных и иностранные языки.
Экскурс в историю
Впервые термины hard и soft skills были употреблены в середине ХХ века военными США. Специалисты по подготовке будущих солдат установили, что кроме профессиональных (жестких) навыков военнослужащим важно владеть еще и универсальными (мягкими). В 1968 году в доктрине «Система проектирования военной подготовки» установили различие между этими понятиями: хард скилс отнесли к работе с оборудованием, а софт — с людьми и бумагами.
Сегодня понятия существенно расширились и проникли в разные области, однако первое определение, данное американскими военными более полувека назад, в общих чертах справедливо и в 2022 году.
Мода или необходимость
Несмотря на то, что термины появились только в середине прошлого столетия, мягкие и жесткие навыки существовали и ранее. Так, в средние века, нанимая кормилицу или прислугу, ее расспрашивали, что она умеет делать и чем может быть полезна хозяину дома. Похожая ситуация складывалась и в Советском Союзе, где было очень требовательное отношение к навыкам сотрудников на любом уровне.
Поскольку профессиональные требования в прошлых столетиях менялись незначительно, то и обучение было нацелено исключительно на овладение жесткими навыками, а внимания к гибким скилам было меньше, если не совсем ничтожно.
Современная работа существенно отличается, стали меняться и требования к сотрудникам. На отраслевых форумах все чаще звучат заявления, что мягкие навыки как никогда востребованы, а в бизнес-журналах для работодателей нередко можно встретить чек-листы soft skills успешных сотрудников. Поэтому внедрение этих понятий сложно назвать модой, скорее это необходимость. Они помогают работодателям нанимать сотрудников, способных продвигать и строить бизнес, создавать успешные команды, а сотрудникам — определять стратегию саморазвития, обучения, чтобы оставаться востребованными специалистами.
Практическое применение
Хард и софт скилс помогают быстрее добиваться успехов в бизнесе, карьере, на учебе. Именно поэтому важно их равномерное развитие. Для тренировки жестких навыков нужно регулярно проходить переаттестацию, практиковаться и читать профессиональную литературу. Развить мягкие навыки тоже можно, хотя на это требуется больше времени, но зато расформировываются они медленнее.
Сегодня для работы мало иметь высокий уровень профессионализма, необходимо владеть и развитыми навыками общения, умением работать в команде. Стремление к постоянному росту — залог успеха любого специалиста.
Больше материалов о мультифункциональности читайте в 61 выпуске «Территории доверия» в удобном онлайн-формате.
Новые выпуски журнала справшивайте в офисах «АН-Секьюрити» по всей России и ОАЭ. Почта редакции — pr@an-security.ru