Найти тему

Шелковый путь 2.0. Дорога для беспилотных грузовиков

Оглавление

К 2025 году в России планируется грандиозное событие — запуск логистического коридора для беспилотных грузовиков по выделенному участку трассы М-11, которая связывает Санкт-Петербург и Москву. Почему этот проект важен, что он даст, и как его реализуют?

Настоящий прорыв

Большую заинтересованность в развитии беспилотных грузовых перевозок проявляют крупные торговые сети, которые напрямую зависят от времени и скорости поставки товаров в магазины. Перечень неравнодушных компаний обширен, ведь логистике принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Минтранс России и крупные игроки рынка грузовых перевозок ожидают от нововведения настоящего прорыва.

«Беспилотники должны перевозить грузы, а не тестироваться только как "технологии ради технологий"», — высказался замминистра транспорта Кирилл Богданов, объявляя старт пилотного проекта на ПМЭФ-2021.
Кирилл Богданов — четвертый справа
Кирилл Богданов — четвертый справа

Начать строительство необходимой инфраструктуры и отработать тестовый участок цифрового комплекса планируется уже в этом году. Компания «Автодор», которая разрабатывает коридор, оснастит дорогу всем необходимым, например, хабами для приема и отправления автомобилей. До выхода на трассу испытания грузовиков с искусственным интеллектом будут проводиться на полигонах, где инженеры воссоздадут разные типы дорожного полотна и вариативные условия автомобильного трафика.

Активно ведется и согласование законодательных норм, поскольку на данный момент свободное движение беспилотного транспорта по российским дорогам запрещено.

Повышенный риск

Особое внимание уделяется безопасности и защите беспилотников от хакеров — перехват управления многотонным грузовиком может привести не только к экономическим потерям, но и человеческим жертвам. Поэтому самые жесткие требования предъявляются к каналу управления и искусственному интеллекту.

Транспортные средства планируется оборудовать сертифицированным программным обеспечением, предназначенным для объектов с повышенным риском. Совершенствование канала связи между машиной и цифровой инфраструктурой позволит дистанционно отключать двигатель и блокировать системы ТС при попытке подмены сигнала или несанкционированного вмешательства.

Чтобы следить за новыми участниками дорожного движения в реальном времени, будет создан специальный государственный центр управления трафиком беспилотников. Также вдоль логистического коридора разместят цифровую инфраструктуру для оперативного реагирования на внештатные ситуации.

Стратегия на перспективу

Запуск трассы для грузового беспилотного транспорта — не просто эксперимент. Это настоящий шаг в будущее. Согласно подсчетам, использование логистического коридора к 2030 году снизит себестоимость перевозок более чем на 15%, при этом срок доставки грузов между Москвой и Петербургом сократится на час. Кроме этого, плавное и равномерное движение сэкономит топливо и уменьшит затраты на техобслуживание. В комплексе это позволит производителям пересмотреть стоимость товаров в меньшую сторону.

Ожидается, что через восемь лет проект распространят на 20 тысяч километров российских дорог. Столь обширный и инновационный «шелковый путь» даст возможность перевозить грузы между Китаем и Европой через Россию, дав огромный толчок отечественной экономике.

Беспилотные грузовики не знают усталости, им не нужен перерыв на сон, они могут передвигаться круглосуточно в любых погодных условиях — главное, чтобы была связь со спутником и центром управления. Конечно, пока это только расчеты и прогнозы, но мы уверены, что подобные проекты станут толчком для цифровой трансформации транспортной отрасли.