Работа на свободе (liberty)— это определенный этап при работе с лошадьми, который имеет огромное значение как на начальном уровне, так и во многих конных дисциплинах. Ведь взаимодействие тренера с лошадью без применения амуниции и других сдерживающих инструментов, типа стен манежей или оград, требует немало знаний о:
- психологии лошадей,
- инструментах мотивирования,
- целях своей работы
Работа на свободе может быть как определенным этапом для перехода на следующий уровень личного роста тренера, так и проверочным тестом проделанной работы.
И так, либерти это:
- Игровая форма обучения, предполагающая гибкий подбор методов,
- Начальный этап налаживания контакта через положительные ассоциации
- Поэтапная проверка качества работы тренера при снятии амуниции
- Финальная проверка на высшем уровне физической и психической подготовки
Варианты негативного (P+,P-)или позитивного(R+,R-) поощрений у разных школ разные, но баланс этих четырех инструментов очень разный и зависит от целей и задач подготовки лошадей. От целей и зависит методика работы в целом.
Поощрение — это метод, а методика совокупность методов. И каждая школа обращает внимание на свою узкоспецифическую подачу сигналов, что допускается и что не нужно в соответствии со своими целями.
Работа с сигналами — это методы в виде цепочки действий, а условия работы — это обстоятельства, которые мы выбираем для развития лошадей.
Например мы выбираем метод работы с таргет-целью и поощряем лакомством за верное действие, это помогает нам не сильно зацикливаться на размерах площадки из-за высокой мотивации лошадей. Однако, если мы работаем над сложными упражнениями и переходами, то здесь помимо высокой мотивации должен быть уже сформирован и высокий уровень дисциплины, не требующий пошагового поощрения.
Мы снова и снова обращаем внимание на то, что методы работы с лошадьми выбираются исходя из преследуемых целей, стартовых условий и обстоятельств. Методика Монти Робертса призвана обучать одичавших лошадей через выработку внимания на тренера и следованию за ним.
Методика Пата Парелли призвана сделать лошадь максимально спокойной, послушной, безопасной в быту и в работе.
Методика Ани Беран призвана сделать даже из лошади сложной конформации и психики типа ахалтекинской или арабских пород хорошо подготовленную к выездке лошадь. А методы Марио Люраши призваны подготовить хорошо выезженных лошадей для трюкового кино. При этом все эти мастера с лёгкостью могут продемонстрировать работу без амуниции на каждом из этапов.
Методы подбираются конкретно под каждую лошадь. Если лошадь молодая и любопытная, игровая форма работы будет скорее естественной и логичной. Но с лошадьми сноровленными, потерявшими доверие, поначалу потребуется коррекция и их приходится заново обучать «учиться», так как их мышление заблокировано страхом, фобиями и агрессией к человеку.
Давайте сравним двух братьев в одном направлении «либерти», Фредерико Пиньона и Жан Франсуа Пиньона. Они работают в одном направлении, но очень сильно отличаются своим стилем. Фредерик Пиньон работает с жеребцами и ставит на первое место именно харизматичность в движениях своих лошадей, ставя акценты на зрелищности игровой агрессии жеребцов и тонко управляя дисциплиной. Внешне это выглядит совершенно волшебно и очень красиво. Иногда его лошади даже отказываются выполнять какой-то трюк, однако он обыгрывает это через серию красивых пробежек или меняет на другое трюковое упражнение. На первое место он ставит именно мощную энергетику работы с жеребцами и отсутствие жестких шаблонов при работе с ними.
Младший брат Жан Франсуа Пиньон работает с акцентом на строгую дисциплину и сдержанность, его выступления полны трюков и он очень педантично подходит к их выполнению. Если лошади ложатся, то они должны лечь все без исключения и точка, причем различные срывы трюков или отказ лошадей гораздо добродушнее воспринимались именно зрителями и их смех и овации сглаживали напряжение Жана Пиньона. В поздних выступления Жан всё также педантичен, но стал намного мягче стилем выступлений.
Работа в стиле либерти — это очень сложное направление, так как требует постоянного обучения и развития самого тренера. В этом направлении не сможет выжить человек без творческого начала, так как необходима большая гибкость мышления. Даже работая с одной и той же лошадью не получится не учиться чему-то новому. В противном случае будет постоянный регресс в работе и потеря мотивации у животного и самого тренера. Поэтому это направление так не любят тренеры, стремящиеся всё контролировать. Работа на свободе это тонкий баланс мотивации и умения легко переключать лошадь от задачи к задаче. В случае отсутствия физически и психологически контролирующей амуниции, это сделать гораздо тяжелее.
С некоторыми, особо чувствительными лошадьми, лучше помогает работа именно без амуниции, так как в них сформировано большое количество сопротивления и неприятия. Это начальный этап работы для перехода к следующему уровню для развития — работе с амуницией и введении животного в тренинг. Игровая форма обучения в виде либерти помогает снять психорлогическое напряжение и усталость от монотонной нагрузки, внести разнообразие в тренинг и улучшить эмоциональную связь с лошадью.
Резюмируем.
Работа на свободе и в стиле Либерти подойдет вам, если:
- вы любите разносторонне развиваться, умеете учиться и обладаете гибким мышлением. Вам постоянно нравится пробовать новое и вы делаете это с удовольствием, черпая положительную энегию.
Работа на свободе и в стиле либерти НЕ подойдет вам, если:
- вы не любите выходите за привычные рамки, обладаете шаблонным мышлением и отвергаете всё новое. Вы не любите экспериментов и новые идеи вас пугают.
Работа на свободе не терпит шаблонов и жесткой философии! И если вы выбрали этот путь, вам придется меняться и менять свои взгляды с каждой новой лошадью, с которой вам придётся встречаться на своём пути.
Авторы Катерина Березина, Ольга Отяковская, Татьяна Бурдина.