Идет время. Меняется жизнь, ценности, мы сами и наше отношение к себе и другим людям. И то, что раньше считалось нормой во взаимоотношениях, сейчас таковым уже не является. Поэтому на просторах СМИ можно увидеть так много информации посвященной различным рода отношениям - абьюзивным в том числе. В такие отношения мы можем попасть повсюду. И если нам кажется, что люди с глубокими психологическими проблемами и расстройствами находятся под наблюдением в клиниках, то мы глубоко заблуждаемся. Они ходят вокруг нас. Абьюзерами могут стать начальники, коллеги, друзья, родственники, любовные партнеры. Каждый сталкивался с манипуляциями или психологическим насилием. Но не знал что делать и как защититься часто потому, что не мог сразу определить в человеке абьюзера. Судя людей по себе, можно пропустить первые тревожные звоночки и находиться в абьюзивных отношениях долгое время. А попав туда единожды, очень сложно потом выбраться на свободу. Как итог, мы получаем психологическую травму, недоверие к другим, потерю своей личности, опустошение и мучащие вопросы без ответов.
Много фильмов, сериалов и передач посвящены абьюзу. Их обилие за последние годы прямо говорит о том, что проблема действительно масштабная. Но если раньше мы знали что такое физическое насилие, то сейчас все больше и больше людей узнают про психологическое. А его вычислить гораздо сложнее, а значит, и пропустить первые звоночки. Прекрасный пример абьюзивных отношений показан во французском сериале «Манипуляции» 2022 года. В нем 6 серий, в течение которых рассказана красочная и жестокая история абьюзивных отношений между главными героями - Мод и Матиаса.
Вот как звучит описание сериала «Манипуляции»:
«Мод — опытная деловая женщина и счастливая мать, окруженная верными друзьями. Единственное, чего ей не хватает, так это мужчины, с которым она могла бы разделить свою жизнь. Все меняется, когда она встречает Матиаса. Она не может в это поверить, но это правда: Матиас идеален и любит ее. Счастливая в своей новой жизни, Мод не может понять, что происходит на самом деле. Когда ее сын начинает копать глубже, то быстро понимает, что его мать влюблена в опасного манипулятора».
Очень рекомендую посмотреть этот сериал не только в качестве психологического гаида по манипуляциям, но и как пример эстетичной, глубокой, напряженной драмы. А красота актерского состава, стиль городских пейзажей, мастерство операторской работы не может не восхищать зрителя. С каждой серией герои раскрываются все глубже, а манипуляций становится все больше. «Манипуляции» интригуют нас до самой последней минуты заключительной серии. Чтобы выстроить целостный образ главных героев, нужно посмотреть сериал до конца.
Но мы разберем только 1-ю серию, которая детально показывает первые этапы вступления и развития абьюзерских отношений. На стадии знакомства с новым человеком в любой из сфер жизни очень важно оставаться беспристрастным наблюдателем. Прежде чем впустить кого-либо в свою жизнь и не наделать фатальных ошибок в будущем, а также без страха и сомнений завязывать новые контакты, необходимо разобраться как же вычислить манипулятора. Поставим красные флажки себе на заметку и подкрепим понимание примерами из 1-ой серии сериала «Манипуляции». А во второй части статьи я дам рекомендации, чтобы не стать мишенью абьюзеров.
Тревожные звоночки при знакомстве и общении с манипулятором:
- Быстрое сближение и переезд партнера на вашу территорию.
В сериале Матиас стремительно завоевывает расположение прекрасной Мод, осыпая ее комплиментами и желая влюбить в себя. Начинается любовная бомбардировка смс сообщениями, которая показывает его настроенность несмотря ни на что. А через несколько дней сама Мод уже приглашает Матиаса жить в своем доме, не выдерживая его очарования. Без малейшего колебания он соглашается.
- Недосказанность или неизвестность.
Вы мало знаете о человеке. Ваши попытки узнать больше информации о нем и его прошлом заканчиваются игнорированием и желанием поменять тему разговора.
Говоря о себе, Матиас озвучивает свою профессию - военный фотограф, и причину своего визита во Францию. В подробности он не вдается и переводит тему разговора с себя на своих собеседников.
- Вторжение в ваши личные границы.
После первой встречи Матиас пишет сообщение Мод на сайт ее компании, сильно удивляя главную героиню. С одной стороны, такой напор ей льстит, а с другой, она чувствует бесцеремонное вторжение в свою личную жизнь.
- Желание понравиться и угодить вашему близкому кругу.
Когда без приглашения и предупреждения Матиас навещает мать Мод в госпитале, он не только нарушает в очередной раз ее личные границы, но также и пытается перетащить родного человека Мод на свою сторону. Матиас не гнушается тем, что мать главной героини имеет ментальное расстройство.
Также мы видим картинку идеального мужчины во время ужина Мод с ее близкими и друзьями. Матиас покупает вино для такого случая, готовит вкусный ужин и старается понравиться близкому кругу главной героини.
- Наигранность в поведении, чрезмерная пафосность. Фальшь, которую можно почувствовать на тонком интуитивном уровне.
После переезда Матиаса к Мод в сериале показаны их идеальные отношения с подарками, ужинами в ресторанах, совместными приготовлениями еды, поездками и красивыми словами. В общем и целом - совершенная картинка. Ее нарушает грубый разговор Матиаса с домработницей Мод в отсутствии главной героини. И зритель сериала начинает понимать, что что-то Матиас скрывает...
После ужина с друзьями Мод, Матиас говорит, что он любит главную героиню и все, что с ней связано, а значит, и ее близкий круг. Звучит это красиво, но несостыковка слов с выражением лица и тоном голоса Матиаса отчетливо показывает зрителю фальшь и неискренность.
- «Холодный душ».
Его мы видим в холле ресторана. Не сумев расплатиться карточкой за бутылку вина, Матиас начинает орать на Мод и обвинять ее в том, что ей пришлось расплатиться в ресторане самой. Сначала милое общение и идеализация Мод, а через несколько минут неоправданная агрессия и обесценивание главной героини. А после Матиас вообще исчезает.
- Перекладывание ответственности и чувства вины на вас.
Во время обеда в ресторане Матиас не может заплатить по счету за бутылку вина, так как его карточка на нулевом балансе. При этом он начинает обвинять в этом кассовый аппарат официантки, а потом и саму Мод. Так он заставляет чувствовать ее виноватой в своей успешности.
То же самое происходит и с Жозефом. Матиас перекладывает всю ответственность и вину за незакрытые ворота в конце серии с себя на сына Мод.
- Игнорирование ваших чувств, желаний, потребностей, убеждений, ценностей.
Когда Матиас по своей инициативе убирает консоль и картину в доме Мод, таким образом он показывает игнорирование чувств и потребностей главной героини. Видя, что она обескуражена этим, он не извиняется, а продолжает управлять ей.
- Преследование партнером своих личных целей. Люди - это ресурсы, которые помогают их добиться.
Получив комнату сына Мод, Матиас полностью обустраивает ее под себя, не считаясь ни с чьим мнением. Мод беспокоится о сыне, а Матиас обесценивает ее переживания, как впрочем, и самого сына. Главное для Матиаса - его комфорт, цели и желания.
- Эмоциональные качели.
Когда сын Мод, Жозеф, возвращается домой, можно увидеть, как Матиас мгновенно меняет свои эмоциональные состояния. Как только он понимает, что дела идут не по его плану и он не может контролировать и управлять Мод, то начинает симулировать болезнь в виде мигрени, а также из милого и спокойного состояния стремительно переходит в гневное и напряженное. Так он раскачивает Мод на эмоции, истощая и ослабляя ее.
- Уход из вашей жизни тех, кто вам дорог.
Так сперва исчезает любимая собака Мод. Она не подозревает Матиаса, но зритель прекрасно понимает, что это его рук дело.
- Пропажа вещей или денег.
Уже в первой серии у Мод пропадают голубые сережки с бусинами. Это действительно странно, ведь такого раньше в ее доме не происходило. А потом у Матиаса откуда-то появляются деньги на путешествие в Венецию.
- Отсутствие эмпатии у партнера.
Во время своей первой встречи с Мод Матиас прощупывает ее уязвимые места. Услышав о больной матери Мод, он предлагает выпить еще по бокалу вина и сменить тему. Так мы видим, что он получил ценную для себя информацию, но в связи с отсутствием эмпатии не может даже изобразить свое сочувствие.
Наглядно зритель видит отсутствие эмпатии Матиаса по отношению к Мод и ее собаке. Отравляя собаку, он хочет причинить боль прежде всего самой главной героине. И вместо сострадания к потере Мод, он приглашает ее повеселиться в Венеции.
- Ложь в словах партнера. Вся правда видна в реальных поступках. Вот только их он тоже может скрывать.
Матиас говорит о себе как о фотографе, но при этом не может показать ни одной своей фотографии, когда его об этом просят. Через некоторое время сам Матиас говорит Мод о том, что лгал, придумывая новую ложь: в прошлом у него случилась трагедия на работе и на данный момент он переживает посттравматический синдром. Ложь на лжи. Но Мод ничего не подозревает. Таким образом, он вызывает в ней чувство сострадания и желание бескорыстно помочь. Впоследствии мы слышим ложь Матиаса касательно его телефонного звонка, содержание которого случайно услышала Мод. Несмотря на очевидное вранье, Мод искренне любит Матиаса, а поэтому разрешает ему себя обмануть.
- Триангуляции.
Зритель убеждается, что Матиас ведет двойную игру. Уже в 1-ой серии он часто общается с другой женщиной по телефону, тем самым подтверждая свои похождения на стороне.
- Двойные противоречащие друг другу сообщения, которые путают ваше сознание.
Говоря о своей жизни, Матиас сначала представляется успешным военным фотографом, а потом озучивает Мод другую версию - у него психологическая травма и он не может держать фотоаппарат в руках. То же можно сказать о его поведении: вначале отношений Матиас ведет себя как сказочный принц, а потом превращается в агрессивного и злобного персонажа. Так где он настоящий?
- Идеализация и обесценивание вас и вашей жизни.
1-ую серию сериала можно поделить на две части. В первой зритель видит идеального Матиаса и его совершенное поведение, а во второй его перевоплощение в совершенно противоположного героя. Если в начале он восхищается Мод и всем, что с ней связано, то после он становится циничным, жестоким, эгоистичным и садистичным по отношению к главной героине.
- У вас нет целостной картины партнера, нет понимания его идентичности.
Постоянная ложь, противоречия, эмоции, неадекватное поведение, скрытность Матиаса запутывают Мод все больше и больше. Таким образом, она не может понять кто перед ним, теряя тем самым и свою устоявшуюся жизнь.
С каждой серией этот список тревожных звонков и манипуляций можно дополнять. Зритель видит, как манипулятор способен полностью разрушить жизнь другого человека. А попав единожды в эти сети, очень трудно "очнуться" и выбраться из них.
Обо мне: https://new--vision.nethouse.ru
Запись на консультацию в телеграмм: @SvetlanaVorobyova