Всё это рассказал наш нейропсихолог Сенчихина Анна Алексеевна в этой статье!
Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением типичных навыков для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.
Признаки задержки развития:
- Неспособность ребенка следовать инструкциям и слушаться взрослых. Ребенок может игнорировать указания и вести себя капризно или агрессивно.
- Быстрая утомляемость. Ребенок может уставать быстрее, чем его сверстники, и требовать больше отдыха.
- Смутное представление об окружающем мире. Ребенок может иметь трудности в понимании и интерпретации информации, не задавать вопросов и мало интересоваться общением со сверстниками.
- Неспособность удерживать внимание на одном предмете. Ребенок может быстро отвлекаться и трудно концентрироваться на учебных заданиях или на других видах деятельности.
- Несформированная артикуляция звуков. Ребенок может иметь трудности с произношением звуков, которые по возрасту должны быть уже сформированы.
- Бедный словарный запас. Ребенок может использовать ограниченный набор слов и не уметь описывать свои мысли подробно.
- Грубые грамматические ошибки. Ребенок может делать ошибки в построении простых фраз и не уметь выражать свои мысли правильно.
- Неумение контролировать эмоции. Ребенок может иметь трудности с управлением своими эмоциями, быть чрезмерно вспыльчивым или чувствительным.
- Стремление к играм и развлечениям. Ребенок может предпочитать играть, вместо выполнения заданий, но также быстро терять интерес к играм.
- Слабая память. Ребенок может иметь трудности с запоминанием информации и воспроизведением её.
- Трудности с выделением главной мысли. Ребенок может иметь трудности с обобщением и суммированием информации, не понимать главную идею текста или же урока.
- Неспокойный сон. Ребенок может просыпаться ночью, иметь беспокойный сон или трудно засыпать.
У детей есть 5 сфер развития, давайте рассмотрим каждую:
1. Когнитивное развитие
Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.
2. Эмоциональное и коммуникативное развитие
Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.
3. Речевое развитие
Сюда относятся все стадии развития понимания и использования языка. В младенчестве это гуление(протяжные негромкие певучие звуки или слоги) и лепет, в более старшем возрасте - это способность понимать обращенную речь и правильно использовать и произносить слова и предложения в собственной речи.
4. Развитие крупной и мелкой моторики
Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость ребенка. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.
5. Развитие бытовых навыков
В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.
Если вы замечаете у своего ребенка данные признаки, не стоит паниковать. Важно обратиться за помощью к специалисту — педиатру, психологу, неврологу и нейропсихологу, который проведет диагностику и даст рекомендации по коррекции нарушений развития. Не стоит пугаться и бояться признаков задержки развития. Это не значит, что ребенок не будет способен к нормальной жизни. Наоборот, при раннем выявлении и комплексной коррекции нарушений, ребенок успешно сможет догнать своих сверстников и адаптироваться в социуме.