2,4K подписчиков

Зачем учить, если можно загуглить?

387 прочитали

А если серьëзно, как ответить на этот вопрос "из зала" в классе?

Думаю не только мне, но вам, дорогие читатели не раз приходилось отвечать на подобные вопросы от учеников или своих детей. Я их люблю, потому что они дают возможность поговорить о том, что мне кажется важным, и увидеть, как на мои ответы реагируют ребята.

А если серьëзно, как ответить на этот вопрос "из зала" в классе? Думаю не только мне, но вам, дорогие читатели не раз приходилось отвечать на подобные вопросы от учеников или своих детей.

Действительно, поиск информации в наши дни восхищает своим удобством, скоростью и разнообразием доступных способов! Под стать этим качествам подстраиваются и задаваемые нами вопросы, которые становятся очень конкретными, практичными и быстрыми. Таким же становится и наше мышление. Мы привычно называем его клиповым, настроенным на серию коротких порций умственных усилий, на быструю смену фокуса внимания.

Для, того, чтобы не потерять в этом мелькании главной мысли и больших целей, снаружи нашего мышления мы выстраиваем всякие вспомогательные техники: навыки проектной деятельности, дорожные карты, Agile, SCRUM и другие способы, помогающие нам привести в соответствие короткие дофаминовые циклы, к которым приучен разум современного человека, и большие задачи, которые в этот разум уже не помещаются. Без этих техник наше мышление и наша деятельность начинают скатываться в хаотическое случайное блуждание в поисках лёгкой информации, которое мы тоже уже привычно называем прокрастинацией.

Я рассказываю об этом не для того, чтобы лишний раз посетовать на то "куда катится этот мир", или намекнуть, что цифровое слабоумие уже не просто стучится к нам, а окружает нас повсюду. Надо сказать, я стараюсь наблюдать эти изменения почти безэмоционально, как натуралист. И такой безоценочный взгляд показывает, что клиповое мышление, дофаминовые петли, прокрастинация и быстрый доступ к простым практико-ориентированным ответам и "полезняшкам" (ну и словечко!), очень хорошо дополняют друг друг друга, образуя гармоничное, устойчивое решение для нашей цивилизации. Такая, знаете ли микросервисная архитектура мироустройства и жизни.

Во многих областях экономики, мы заменяем товары сервисами, наделяющими товары ценностью. Современный телефон без службы связи, и многочисленных онлайн сервисов не представляет большой ценности. Автомобиль в большом городе постепенно обрастает многочисленными сервисами, а то и заменяется ими; кинотеатр, книги, телевизор и даже общение в гостях заменяются развлекательными сервисами.

Сервисом становится и образование. При таком подходе, и впрямь, старательно учить самому почти ничего не нужно, всё можно быстро найти, заказать, получить быстрый курс, быструю победу и перейти к следующему шагу жизненного алгоритма. Образование становится практико-ориентированным, напирая на яркий визуал, рецепты, алгоритмы, техники и мнемоники. Педагог вынужден идти на всякие ухищрения, чтобы не потерять внимания учащихся, которого сейчас хватает на 15-20 минут, мотивируя их на получение быстрой пользы от обучения, а на самом деле, — на получение быстрого дофамина только лишь от ощущения полезности этого обучения. Это демонстрирует обилие научно-популярных материалов типа "Кватернионы — это просто!", "Достоевский за 20 минут" или "Гипотеза Пуанкаре простыми словами" с миллионами просмотров, тогда как многочастные основательные курсы, действительно глубоко погружающие в тему, но требующие сосредоточенности, остаются невостребованными. И решает тут не рынок, или министерство просвещения, а наш с вами дорогой и любимый мозг.

И, как видим, человечество радостно идёт к этой новой гармонии мышления и технологий, не замечая того, что человек начинает сам превращаться в автомат — в исполнителя небольших чётких инструкций, который при необходимости обращается к сервисам больших информационных баз за рецептами, алгоритмами и данными. Когда же задача решена, человек переходит в idle mode, прокрастинируя, или страдая от скуки.

Само по себе, в условиях современности, это ни хорошо ни плохо. Когда-то рабочие на фабриках и крестьяне в поле выполняли куда более механическую, монотонную и отупляюще неинтересную работу. Сейчас-то мы, по крайней мере это отдали машинам, а сами можем заниматься "чистой" офисной, творческой, инженерной и прочей интеллектуальной деятельностью. Но, по существу, мы опять ставим себя на роль автоматов, но уже не в механической работе, а в интеллектуальной. Быстро "войти в IT" — это залить в себя несколько обучающих программ, научиться обращаться к базам знаний, освоить техники эффективной проектной деятельности, а потом встроиться во внешний поток заказов и запросов, идущих от работодателя. Хорошая, понятная программа. Следуя иным программам, можно стать дизайнером, маркетологом, SMM-щиком, технологом на производстве, бизнесменом на франшизе, техническим писателем, пилотом в авиации, врачом узкой специализации, коучем, юристом, юмористом, артистом, да кем угодно! Чем не перспективы для молодёжи?

А если серьëзно, как ответить на этот вопрос "из зала" в классе? Думаю не только мне, но вам, дорогие читатели не раз приходилось отвечать на подобные вопросы от учеников или своих детей.-2

И тут на сцену выходит новый игрок: искусственный интеллект. Да, выходит, и на полном серьёзе. Не мне учить ребят общаться с ChatGPT, Алисой, Сири, Яндекс-Музыкой, IntelliSence, ботами в Телеграмм, "Кандинским" и другими старательными помощниками. Ребята этому учат и меня и родителей и друг друга.

Появление ИИ логично вытекает из развития микро-сервисной архитектуры человечества. Однако в этой логике человек-автомат, человек-полезняшка, человек-технология уже сильно уступает машине: он ошибается, устаёт, постоянно отвлекается, и очень-очень дорого стоит. Однако современный человек незаметно для себя сам встал на место автомата, неплохо приспособил к этому месту свой мозг и образ жизни, и тем самым поставил себя в конкуренцию к гораздо более совершенному исполнителю программ и алгоритмов, написанных для самого себя. Конечно, он проиграет искусственному интеллекту, если будет пытаться играть на его поле по его правилам!

Следуя принципу, "Зачем учиться, запоминать, лезть в базовую теорию, если всë легко гуглится?", можно быстро и успешно построить карьеру плохого и дорогого автомата, которого быстро и успешно заменят хорошим и дешëвым настоящим автоматом и подходящим сервисом. Причём, сделают это не какие-то злонамеренные властители, а такие же люди-автоматы, создающие новую крутую полезняшку, чтобы "не надо было больше учиться, а просто нажать кнопку... "

Не говоря уже о том, что этот путь ведёт к цифровому слабоумию, что тоже не даёт никаких конкурентных преимуществ, он гарантированно обеспечит того, кто им следует, разочарованиями, стрессом и фрустрацией от крайне зависимого существования "свободно-плавающего планктона".

Полезно тут напомнить, что первыми профессиями, в которых сейчас ИИ начал вытеснять человека стали копирайтер и художник-дизайнер. Так что креативщики в нашем мире одноразовых текстов и иллюстраций из людей получаются так себе...

Настоящее конкурентное преимущество в такой картине мира получает тот, кто умеет мыслить большими, "длинными" конструктами, кто разрозненные алгоритмы может объединить в теорию, их порождающую и связывающую с другими теориями. Его не заменить автоматом, потому что он сам готов порождать задачи, профессии, и автоматизировать в них всë, кроме самого себя. Но для этого надо быть богатым. И в первую очередь, обладать богатым развитым мышлением, владеющим не инструментами, а искусством их создания, владеющим идеями, умением понимать и строить теории. Во все времена счастье приносили большие цели, достижение невозможного и поиск внутренних ресурсов на это. Мышление один из самых дорогих из неисчерпаемых ресурсов нашего времени. Он слишком дорог, чтобы заменять его сервисом, а наш мозг слишком сложен, для того, чтобы превращать в нетбук без диска, ничего не умеющий без соединения с глобальной сетью.

Учиться — это не перепрошивать свой мозг каждые два-три года новыми программами, а формировать большое, сложное, богатое самовоспроизводящееся мышление, опирающееся не на информацию, а на умение с ней работать. В том числе, и при помощи поисковых систем, искусственного интеллекта и коллективного интернет-разума.

В легендах архетипический герой, проходя свою арку, зачастую пользуется волшебным артефактом, позволяющим ему преодолевать встающие перед ним преграды. Но сам он их, эти артефакты, создать не в состоянии, они либо приходят из тьмы веков, либо их создаёт чародей, либо они с ним случаются, как говорящая щука в ведре у Емели.

Героем быть, конечно, прикольно, и уметь пользоваться волшебными вещами тоже здорово. Но разве не круче стать тем чародеем, что умеет такое волшебство создавать? А для этого, во всех легендах и сказках, надо постигать мир, по-настоящему и всерьëз учиться, причём фундаментальным основам мироустройства, а не только навыкам владения "сервисами". Маг и чародей всегда теоретик, при этом свободно владеющий практикой.

В завершение такого разговора хорошо бы спросить вместе с ребятами у ChatGPT о том, что надо делать человеку, чтобы выиграть в профессиональной конкуренции у ИИ. И обсудить его ответ.