Найти в Дзене
Лавка старины

Советские агитационные плакаты: мощь искусства и сила воздействия

Оглавление

Это уже аксиома, что плакаты времен СССР оказались гениальны с точки зрения эффективной пропаганды нужных новому строю идей. Они обращались к общепринятым ценностям, отличались доступной подачей информации, ярко и четко преподносили концепцию. Именно поэтому народ охотно понимал и принимал замысел.

Советский агитационный плакат «Ленин на субботнике», художник Соколов М., СССР, 1929 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский агитационный плакат «Ленин на субботнике», художник Соколов М., СССР, 1929 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Агитация как искусство

С момента Октябрьской революции агитация в искусстве заняла центральное место. Зародилось огромное направление в изобразительном искусстве, которое вначале получило имя русского авангарда. Позднее появилось множество ответвлений: конструктивизм, супрематизм, соцреализм.

Советский агитационный плакат «Летняя спартакиада. Август 1928 г.», Москва, Авто-офсет Сергея Власова. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский агитационный плакат «Летняя спартакиада. Август 1928 г.», Москва, Авто-офсет Сергея Власова. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Молодые художники с энтузиазмом подхватывали новые художественные движения и активно их развивали. Талантливые политики смогли найти нужную «кнопку» в душе творческой интеллигенции. В итоге планомерного поиска новых подходов, особой символичности и культовой всеохватывающей работы множества специалистов получено много по сути произведений искусства, считающихся до наших дней лучшими образцами агитационных плакатов в мире.

Советский плакат «В. М. Молотов», художник Федор Мородов, 1935 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский плакат «В. М. Молотов», художник Федор Мородов, 1935 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Самые первые плакаты появились немедленно после свержения старого режима. Выпуск газет еще не был налажен, поэтому плакаты стали мини-бюллетенями с кратким и понятным призывом к конкретным действиям или преподнесением новостей, что в условиях дефицита информации оказалось весьма эффективным рычагом воздействия.

Советский агитационный плакат «Да здравствует союз рабочих и крестьян — основа советской власти!», Венециан А. (1937 г.), репринт 1976 года. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский агитационный плакат «Да здравствует союз рабочих и крестьян — основа советской власти!», Венециан А. (1937 г.), репринт 1976 года. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В них был призыв к народу присоединиться к революционной борьбе за справедливость, равенство и свободу каждого индивидуума. Наибольший отклик у людей получил знаменитый плакат с солдатом Красной Армии «Ты записался добровольцем?». Его автор — Дмитрий Моор. Также прост и понятен простым людям расклад: «Вся власть — Советам. Мир — народам. Землю — крестьянам. Фабрики, заводы — рабочим» или «Клином красным бей белых».

Советский агитационный плакат «За мир! Наш пятый пятилетний план — удар по планам Уолл-Стрита», художники Ефимов Б., Лавров А., изд-во «Искусство», 1953 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский агитационный плакат «За мир! Наш пятый пятилетний план — удар по планам Уолл-Стрита», художники Ефимов Б., Лавров А., изд-во «Искусство», 1953 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

На первом этапе идеолог революции Владимир Ильич Ленин верил, что мировой пролетариат подхватит идею и вал революций прокатится по миру. Отсюда и лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Для поддержки этих идей образовали сообщество художников под названием «Окна сатиры РОСТА». В него вошли самые активные мастера слова и кисти: уже упомянутый ранее Дмитрий Моор, Михаил Черемных, Виктор Дени, и конечно главный идейный вдохновитель проекта Владимир Маяковский, который не только писал резкие и четкие тексты, но и предлагал подходящие зарисовки.

Советский агитационный плакат «У нас дела идут хорошо! Вперед, к новым рубежам!», художник Березовский Б., ИЗОГИЗ, Москва, 1960 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский агитационный плакат «У нас дела идут хорошо! Вперед, к новым рубежам!», художник Березовский Б., ИЗОГИЗ, Москва, 1960 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Их талант и любовь к карикатуре, а скорее даже к жесткой сатире позволили им сполна реализоваться в советском плакате. Получая новости прямо с фронта посредством телеграмм, они ночами готовили десятки плакатов, которые уже с утра красовались в витрине издательства. Получалась такая своеобразная «лента новостей».

Агитационный плакат «Здесь мы учимся трудиться и колхозу помогать!», художник Арцрунян Р., Советский художник, Москва, 1964 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Агитационный плакат «Здесь мы учимся трудиться и колхозу помогать!», художник Арцрунян Р., Советский художник, Москва, 1964 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

По плакатам, созданным в последующие годы, можно составить строгую хронологию развития молодого государства. Все знаменательные события в обязательном порядке находили место как в традиционной живописи, так и в плакате. Как за первые, так и за вторые, современные коллекционеры готовы платить серьезные суммы.

Советский рекламный плакат «Покупайте мороженое Главхладопрома», художник С. Сахаров, СССР, 1940-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский рекламный плакат «Покупайте мороженое Главхладопрома», художник С. Сахаров, СССР, 1940-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Священная война

Сила слова и визуальной составляющей советского плаката сполна нашла воплощение в годы Великой Отечественной войны. Не зря агитпродукция получила статус третьего фронта. Вся страна поднялась на борьбу с нацизмом и плакатам было не трудно донести идеи до каждого человека и найти отклик в их душе.

Эскиз военного агитационного плаката «Слава смелым, позор трусам», СССР, 1940-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Эскиз военного агитационного плаката «Слава смелым, позор трусам», СССР, 1940-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Они обращались к чувствам, единым на тот момент для всего народа СССР: мужество, ненависть, страдание и жажда победить захватчика, изгнав его со своей земли и уничтожив его логово. В качестве наглядного примера можно привести плакат первых отчаянных месяцев войны: мать с ребенком под прицелом окровавленного штыка нациста и подпись «Воин Красной Армии, спаси».

Советский агитационный плакат «За родину-мать!», художник И. Тондзе (1943 г.), Москва, репринт 1970-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский агитационный плакат «За родину-мать!», художник И. Тондзе (1943 г.), Москва, репринт 1970-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Это была катастрофа и она породила самый знаменитый возможно плакат тех лет: «Родина-мать зовет!». Его автор Ираклий Тоидзе. Гениальное изображение с призывом встать на защиту свободы и независимости своей территории было выпущено миллионными тиражами с подписями на разных языках. Таких плакатов за время войны было создано много, этот просто самый известный.

Советский агитационный плакат «Ты чем помог фронту?», художник Д. Моор (1941 г.), Москва, репринт 1970-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский агитационный плакат «Ты чем помог фронту?», художник Д. Моор (1941 г.), Москва, репринт 1970-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Послевоенное время

Окончание Великой Отечественной войны вынудило сменить тему, но отнюдь не отменило потребность в агитации. Была масса как политических, так и социальных вопросов, требующих внимания:

  • продвижение нужных партии политических идей;
  • борьба за мир во всем мире;
  • прославление простого трудового народа (учителей, рабочих профессий, колхозников);
  • здоровый образ жизни (занятия физкультурой, трезвость, как норма жизни и прочее);
  • рождение новых советских граждан и их воспитание.
Советский рекламный плакат «Сельдь — незаменимая закуска», художник Филимонов Э., Росмясорыбторг, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Советский рекламный плакат «Сельдь — незаменимая закуска», художник Филимонов Э., Росмясорыбторг, 1950-60 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Отдельно стоят два направления: киноафиши и реклама. Самобытный и хорошо узнаваемый стиль некоторых находок тех лет даже в наши дни считается лучшим в дизайне и используется некоторыми маркетологами. Лаконичность и прямолинейность подхода, выразительность образов и острота сопровождающих текстов, позволяла донести мысль даже быстро проходящему мимо человеку.

Афиша кинофильма «Осенний марафон», художник Эрлих М., Рекламфильм, Москва, 1979 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Афиша кинофильма «Осенний марафон», художник Эрлих М., Рекламфильм, Москва, 1979 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Сюжет простой, минимум персонажей, жесты очевидные, четкий контраст и грамотная игра с цветом, а в более поздних работах научились грамотно передавать эмоции своих персонажей, что повысило действенность и доходчивость плакатов.

Афиша музыкальной кинокомедии «Человек с бульвара Капуцинов», художник Лонткевич Ю., Рекламфильм, Москва, 1987 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Афиша музыкальной кинокомедии «Человек с бульвара Капуцинов», художник Лонткевич Ю., Рекламфильм, Москва, 1987 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Сейчас плакаты времен СССР являются коллекционной ценностью, представляя собой культурное наследие целой эпохи, ушедшей в прошлое. Самая богатая из известных коллекций советского плаката находится в частной собственности Серго Григоряна и изредка ее можно увидеть на выставках. Ценность данных произведений искусства растет с каждым годом, достать их все сложнее и в будущем тенденция сохранится.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные истории!

Спасибо за внимание!