Соперничество Эвмена и Антигона озарило восточные владения Александра Македонского напряженными и масштабными боями в годы, последовавшие за смертью легендарного царя в 323 г. до н.э. В начале войн преемников Эвмен оставался привлекательным персонажем, чьи победы на полях сражений привели его на грань полной власти.
Несмотря на скромное происхождение, Эвмен служил секретарем у Александра, а до него у его отца Филиппа II, и приобрел авторитет и престиж благодаря контролю над разведкой и перепиской завоевателей. Его аристократические противники практически с самого начала добивались смерти Евмена, но Евмен одержал верх. После смерти в 319 г. до н.э. Антипатра, престарелой твердой руки, которой Александр доверил правление в Европе, полководец Антигон увидел возможность самому взять в свои руки управление империей. Это поставило его на прямой путь к противостоянию с Эвменом.
Осада в Норе
В 319 г. до н.э. Эвмен был разбит Антигоном в битве при Оркинии в Каппадокии, после чего отступил и укрылся в практически неприступной крепости Нора. Признав способность Эвмена к командованию, Антигон, как предполагается, предложил Эвмену стать одним из его офицеров. Возможно, Эвмен искал более выгодных условий, но в любом случае ему было выгодно переждать это время. Вскоре смерть Антипатра должна была привести в смятение планы его противников.
Но Антигон был не единственным влиятельным македонцем, желавшим заполучить Эвмена в союзники. В Македонии на его поддержку рассчитывал и преемник Антипатра Полиперхон. В то время положение Полиперхона было под угрозой. Сын Антипатра Кассандр, разгневанный тем, что его не назвали преемником отца, начал собирать армию, чтобы противостоять Полиперхону. Он отплыл в Малую Азию, чтобы подать прошение Антигону.
Антигон согласился на предложение Кассандра о союзе. Полиперхон был в отчаянии. Антигон был самым могущественным полководцем в империи, его армия насчитывала почти 70 тыс. человек. Полиперхон обратился к Эвмену.
Царский генерал
Полиперхон отправил гонца к Эвмену в Каппадокию с неотразимым предложением. В случае разрыва с Антигоном новый регент предлагал Эвмену титул "царского полководца" в Азии. Полиперхон предлагал ему доступ к огромной царской сокровищнице в Киинде и, что еще более выгодно, командование "Серебряными щитами" - ветеранской македонской пехотой Александра Македонского, охранявшей сокровищницу.
Эвмен неожиданно отправился на восток, в Киинду. Там, как и было обещано, он получил доступ к царской казне и грозным "Серебряным щитам". Война Эвмена с Антигоном возобновилась.
Война начинается заново
Антигон был в ярости. Благодаря предложению Полиперхона у него появилась новая серьезная угроза на востоке. Планы вторжения в Македонию были отложены, и, собрав большую армию, он снова отправился на восток в погоню за Кардианом. Однако к тому времени, когда он достиг Сирии, Эвмен уже ушел. Он направился дальше на восток, желая заручиться помощью восточных правителей против Антигона.
Недалеко от Суз Эвмен встретился со многими сатрапами, уже объединившими свои армии. Среди них особенно выделялся македонец Пеуцестас, бывший телохранитель Александра, друг Эвмена и правитель Персии. Среди них был и Евдамус, прибывший из Индии с большим количеством слонов.
Битва при реке Копрат, 317 г. до н.э.
Тем временем Антигон получил подкрепление в Вавилоне от двух македонских полководцев - Селевка и Пейтона - и отправился в погоню за Эвменом. Летом 317 г. до н.э. их войска столкнулись на восточном берегу реки Копрат, ныне известной как Дез в Иране. Пока войска Антигона переправлялись через реку, Эвмен во главе 4 тыс. пехоты и 1,3 тыс. конницы подошел к реке и атаковал ее.
Переправившиеся на другой берег войска Антигона, численностью около 6 тыс. человек, были застигнуты врасплох. Вскоре эта часть армии Антигона была разгромлена. Эвмен одержал небольшую, но явную победу, взяв в плен более 4 тыс. человек Антигона. Не имея возможности переправиться, Антигон был вынужден двинуться на север, в обход гор Загрос. Окрыленный победой, Эвмен планировал развернуться и вернуться со своей большой армией в Средиземноморье.
Однако его восточные союзники, прежде всего Пеуцестас, отказались подчиниться. Они опасались, что если они пойдут на запад, то Антигон разорит их провинции. Ведь восточные провинции были одними из самых богатых земель в империи. Смирившись, Эвмен продолжил путь на восток, в столицу провинции Пеуцестас - Персеполис. Антигон обогнул горы Загрос и снова надвигался на Эвмена. Эвмен вывел свои войска из Персеполя навстречу сопернику. На равнинах Параэтацена произошло очередное столкновение их войск.
Битва при Параэтацене, 317 г. до н.э.
В Параэтацене Эвмен расположил свою армию в нижней части равнины. Численность его войска составляла чуть более 40 тыс. человек, в том числе 35 тыс. пехоты, 6 тыс. конницы и 114 слонов. Слева Эвмен разместил более 3 тыс. своих конников. Затем в центре он разместил наемную пехоту, 5 тыс. воинов, обученных на македонский манер, и, наконец, в самом престижном месте пехотного строя - серебряные щиты.
На правом фланге Эвмен разместил тяжелую кавалерию, в которую входили он сам и Пекестас. Наконец, по всей длине линии Эвмен расставил слонов, а между ними - легкую пехоту. Напротив Эвмена на небольшой возвышенности с одной стороны равнины расположилась армия Антигона. Его армия была несколько меньше, чем у Эвмена: 28 000 пехоты, 8 500 конницы и 65 слонов. На левом фланге он разместил свою легкую кавалерию: прежде всего тысячу проворных конных лучников из Парфии и две тысячи опытных тарентинских конников. Они были переданы под командование Пейтона.
Рядом с ними Антигон разместил наемную пехоту, затем 8 тыс. смешанных азиатских войск, обученных на македонский манер, и, наконец, 8 тыс. македонян. На правом фланге Антигон разместил свою лучшую кавалерию - компаньонов под командованием своего сына Деметрия, причем сам он находился дальше всех справа. Что касается слонов, то большую их часть Антигон разместил перед линией пехоты, напротив слонов Эвмена, а между ними расположил легкую пехоту. Развернувшись таким образом, Антигон продвигал свою армию под углом. Сильное правое крыло он выдвинул вперед, а более легкое левое оттянул назад.
Наступление Пейтона
Почувствовав возможность прославиться, Пейтон решил взять дело в свои руки. Он приказал своей легкой коннице, находившейся слева от Антигона, выступить навстречу тем, кто стоял перед ними. Снаряженные быстрыми конями и смертоносными ракетами, эти всадники обрушили на слонов и конницу противника дождь стрел и копьев. В ответ Эвмен перебросил часть своей легкой конницы с левого фланга на правый, оттеснив от боя легких всадников Пейтона.
Тем временем пехотные фаланги столкнулись, и завязалась отчаянная борьба. Наконец-то проявился огромный опыт серебряных щитов Эвмена.
Их отряд участвовал в походах как Филиппа II, так и его сына Александра; их мастерство было непревзойденным, и они легко разбили пехоту Антигона. Большая часть армии Антигона уже отступала. Но сам одноглазый полководец отказался отступать. Увидев брешь слева от Эвмена, он с элитной кавалерией бросился в сторону этого войска, вызвав панику. Левое крыло Эвмена рухнуло.
Однако остальная часть его армии осталась невредимой и отразила дальнейшие атаки оставшихся сил Антигона. Битва закончилась победой обеих сторон, но лучше всех выступил Эвмен. Он потерял в сражении чуть более 500 человек, а Антигон - почти 4 000.
Война продолжается
Эвмен двинулся на восток, к богатым землям Габиены, а Антигон вернулся в Медию. Антигон понимал, что шансы против него невелики: потери при Копрате и Паракатене означали, что его армия значительно меньше, чем у Эвмена. Поэтому он попытался перехитрить противника, предприняв внезапное нападение. Не дожидаясь следующего лета, Антигон отправил свою армию в поход зимой 316 г. до н.э. через суровую пустыню, надеясь застать Эвмена врасплох.
К несчастью для Антигона, план был сорван, и Эвмен успел организовать свои силы на близлежащей равнине в ожидании следующего сражения. Так зимой 316 г. до н.э. произошло последнее великое столкновение между этими грозными полководцами. Оно должно было решить исход Второй Диадоховской войны.