Найти тему
Край Смоленский

Одигитриевская церковь Вязьмы

Фото: Одигитриевского храма Иоанно-Предтеченского монастыря г. Вязьмы выполнено Юлией Петровой, главным хранителем Вяземского историко-краеведческого музея.
Фото: Одигитриевского храма Иоанно-Предтеченского монастыря г. Вязьмы выполнено Юлией Петровой, главным хранителем Вяземского историко-краеведческого музея.

Среди храмов Смоленщины своей уникальной для нашего края архитектурой выделяется трехшатровая Одигитриевская церковь Иоанно-Предтеченского монастыря г. Вязьмы, выполненная в «узорочном» стиле XVII века. Храм этот, к сожалению, имеет ошибочную датировку, которая размножена в бесчисленных публикациях о нем. Относительно недавно эта датировка была исправлена. Сделала это в ряде публикаций известный специалист по истории архитектуры XVII века, кандидат искусствоведения, ученый секретарь Института археологии РАН Марина Викторовна Вдовиченко. Еще раньше общепринятую датировку возведения Одигитриевской церкви поставила под сомнение смоленский историк Антонина Тихоновна Смирнова.
Давайте разберемся, тем более, что вслед за исправлением датировки строительства этой замечательной церкви выясняются обстоятельства ее возведения, художественная и историческая ценность этого памятника архитектуры.
Как пишет, М.В. Вдовиченко, происхождение ошибочной датировки можно без труда проследить. В первых опубликованных описаниях Иоанно-Предтеченского монастыря 1850-х гг., составленных, по-видимому, на основе утраченной к нашему времени монастырской документации, фигурирует имя игумена Гурия, который «своими средствами, без всякого стороннего пособия, устроил в обители на месте деревянного новый каменный храм во имя Одигитрии Божьей Матери с приделом Святого Иоанна Предтечи». После опубликования П.М. Строевым в 1877 году списков церковных иерархов игуменство Гурия обрело датировку – 1635-1638 гг., – которая и легла в основу датировки строительства церкви Одигитрии, принятой также учеными XX века.
Это мнение опровергается неопубликованными архивными документами. В Российском государственном архиве древних актов сохранилось несколько описей Вязьмы XVII века. В писцовой и межевой книге воеводы Семена Ивановича Воейкова 1644-1646 гг. в описании Иоанно-Предтеченского монастыря называются только деревянные постройки, бывшие тогда в обители: Вознесенский храм с трапезной, колокольня, кельи игумена и братские, погреб, ледник. Таким образом, в 1646 году ни деревянной церкви Иоанна Предтечи, ни каменной церкви Одигитрии в монастыре не было.
Последняя в XVII века опись Вязьмы 1677 г. не содержит описаний монастырей и церковных зданий. Таким образом, архивные документы, хотя и не дают твердой даты постройки каменной Одигитриевской церкви, но заставляют отказаться от утвердившейся датировки ее 1630-ми гг. То, что храм был построен после 1646 г., подтверждается и историческим контекстом и стилистическим анализом этого памятника архитектуры.
По Деулинскому перемирию 1618 года Вязьма оказалась пограничным русским пунктом на пути в земли Речи Посполитой. Она перешла на «военное положение»: здесь стоял крупный военный гарнизон, был устроен склад провианта. В начале 1630-х гг. Московское правительство готовилось к войне с Речью Посполитой за возвращение Смоленска. В Вязьме была построена деревянная крепость с каменными башнями. В Смоленской войне 1632-1634 гг. город служил опорной базой русских войск, пытавшихся взять Смоленск. Вязьма подвергалась осаде, был выжжен посад. О каком уж тут строительстве большого каменного храма могла идти речь? В результате Поляновского мира 1634 года Вязьма в качестве пограничного пункта осталась за Россией, чтобы через двадцать лет опять послужить плацдармом русской армии в войне за Смоленск. В начальный период кампании середины 1650-х гг. Вязьма стала местом пребывания царя Алексея Михайловича, и здесь был построен деревянный дворец с церковью. В период между 1654 и 1657 гг. государь проводил в нем с перерывами по нескольку месяцев. Во время московского «морового поветрия» 1655-1656 гг. в Вязьме спасалась вся царская семья. Сюда к царю дважды приезжал патриарх Никон, здесь Алексей Михайлович встречал известия о победах русского оружия и принимал иноземных послов. Без преувеличения можно сказать, что время победной войны за Смоленск стало для Вязьмы периодом, наиболее за всю ее историю насыщенным событиями. После того, как в сентябре 1654 года остатки польского гарнизона покинули Смоленск, западная граница России отодвинулась далеко за Вязьму, и для города наступило спокойное время.
Таким образом, до решения болезненного вопроса о возвращении Смоленска и западно-русских земель вряд ли существовали веские причины и возможности для строительства каменного храма в Иоанно-Предтеченском монастыре. Такое строительство могло быть осуществлено только после 1654 года, когда историческая обстановка кардинально изменилась.
Архитектура церкви Одигитрии – явление выдающееся, но не одиночное, имеющее близкие стилистические аналоги, которые дают возможность локализовать время строительства храма. Арсенал декоративных форм и средств, использованных в вяземской церкви, включает в себя практически все известные «узорочью» элементы. Происхождение мотивов фасадного декора вяземского храма восходит к первой волне «узорочья» – к стилю, в основе которого лежит переработанный русскими зодчими североевропейский маньеристический ордер. Зародившийся – при участии иностранных мастеров – в памятниках времени Михаила Федоровича (Спасская башня Московского Кремля, Теремной дворец, церковь Троицы в Никитниках), этот стиль был адаптирован и распространен в архитектуре 1640-х гг.: владимирской Успенской церкви (1642), великоустюжской Воскресенской церкви (1648), постройках Троицкого монастыря в Муроме (1648-1650). Наличие в декоре церкви Одигитрии специфических форм, родственных указанному стилю (назовем его стилем Алексея Михайловича), позволяет датировать ее ближе к середине XVII века. Речь идет о приемах и деталях, которые недвусмысленно указывают на то, что мастера владели основами ордерной декорации в маньеристическом ключе. В памятниках более поздних стадий «узорочья» – после 1660-х гг. – такие решения встречаются значительно реже и с очевидным снижением художественного качества. В вяземском же храме они выполнены на самом высоком уровне.
Стиль Алексей Михайловича формировался в придворной среде и получил развитие благодаря частным заказам, главным образом, в среде городского торгового сословия. Церковь Одигитрии – одна из первых монастырских построек, целиком решенная в новом стиле, и даже являющаяся одним из его эталонов. Надо заметить, что Иоанно-Предтеченский монастырь не принадлежал к числу богатейших и виднейших обителей XVII столетия, но при этом художественное качество постройки – первого каменного сооружения в монастыре – выдерживает сравнение с лучшими постройками Москвы. Поэтому рискнем предположить, что заказчиком вяземского храма была высокопоставленная особа, которая смогла обеспечить строительство столичными мастерами высокого ранга, близкими к придворным заказам. Можно с осторожностью связать постройку с пребыванием в Вязьме в 1655-1656 гг. царской семьи и благополучным спасением от сильнейшей чумы самого Алексея Михайловича и всего его окружения. И тогда временем строительства церкви Одигитрии следует считать середину 1650-х гг.
По мнению М.В. Вдовиченко, церковь Одигитрии в Вязьме выделяется красотой и продуманностью силуэта, богатством архитектурного декора и несомненным знакомством строивших ее мастеров с высшими достижениями зрелой стадии московского «узорочья». Храм вполне определенно включается в круг построек стиля Алексея Михайловича. Более того, этот храм, с высокой вероятностью датируемый серединой 1650-х гг. и относимый к произведениям придворной архитектуры, вполне сопоставим по художественному уровню с церковью Рождества в Путинках, кое в чем даже превосходя этот признанный московский образец. Еще раз подчеркнем столичный, придворный характер архитектуры Одигитриевской церкви, позволяющий предположительно говорить не только о царском заказе, но и о возможном существовании придворной артели, наиболее полно отражающей вкусы и стиль своего времени. Вяземская церковь – это результат работы такой столичной артели в провинции.
Подводя итог, можно сказать, что Одигитриевская церковь построена в середине XVII века в самом модном на тот момент стиле «узорочья» столичной артелью строителей и по заказу царя Алексея Михайловича. Она является эталонным образцом этого архитектурного стиля. Храм был освящен в честь самой почитаемой смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, предположительно, возведение храма было связано с чудесным спасением царского семейства от «морового поветрия». Одигитриевская церковь – выдающийся исторический и художественный памятник эпохи Московской Руси, имеющий общерусское и мировое значение.

Источник: Вдовиченко М.В. Церковь Одигитрии в Вязьме и многошатровые памятники XVII в. // Памятник русской архитектуры и монументального искусства XII-XX вв. Вып. 8. М.: Наука, 2010. С. 33-58.